Цели урока: дать понятие назывного предложения; формирование умений находить назывные предложения, определять их роль в художественной литературе, газетных и журнальных статьях; пользоваться ими в описании для обозначения места и времени; выразительно читать назывные предложения.
Задачи урока:
- Познавательные: познакомить учащихся с назывными предложениями, показать их своеобразие и строение.
- Практические : проверить уровень сформированности умения видеть назывные и другие односоставные предложения в тексте, определять их вид, развивать потребность в творческой деятельности.
- Общепредметные : учить применять знания о назывных предложениях не только на репродуктивном уровне, но и на творческом уровне, способствовать развитию речевой культуры.
- Воспитательные : воспитывать любовь к Отечеству, чувство гордости за сопричастность к великой православной культуре.
Оборудование урока: звукозапись, компьютерное оформление урока, книга “Золотое кольцо России”, В.Даль “Толковый словарь”
Словарь урока: паломничество
Ремарка
Ход урока:
І. Организационный момент.
Приветствие и настрой учащихся на достижение целей урока.
Оформление записи в тетради (дата, классная работа).
Слово учителя: Чтобы сосредоточиться и вдохновиться посмотрим на экран.
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского “В
церкви”.
На большом экране – презентация паломнической
поездки
по Золотому Кольцу России в Боголюбово. Храм
Покрова на Нерли.
Учитель: Вспомним нашу экскурсию, паломническую поездку по Золотому кольцу России в село Боголюбово – в Храм Покрова на Нерли.
Сейчас мы посмотрим презентацию этой поездки (подготовил ученик).
Презентация
Учитель: При созерцании зодчества допетровского периода возникает чувство, что видишь что-то родное, именно твое! Приходит осознание того, что ты являешься сопричастником жизни своего народа, его великой Православной культуры.
Мне очень хочется надеяться, что, побывав на святой Владимирской земле, вы почувствовали себя сынами своего Отечества, малыми корешками от великого и могучего корня истины, российского Православия.
Сегодня у нас интересная задача на уроке: продолжить экскурсию, но только это будет экскурс в грамматику русского языка. А материал экскурсии будет нам в помощь. Продолжим изучение односоставных предложений.
Мы будем учиться находить эти предложения в тексте, пользоваться ими в устной и письменной речи.
Внимание на экран.
На экране текст.
Работа с текстом.
XІІ век. Святая владимирская земля. Храм Покрова на Нерли.
Его сравнивают с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться.
Быстро сменяются времена года. Лето. Цветение лугов. Затем крадется осень, печаль родных полей… А храм красив всегда.
Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории Храма, о веках, пронесшихся над его стенами.
- Прочитайте выразительно текст.
- Определите стиль текста и тип речи.
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
Учитель: Задание классу по вариантам:
І вариант: Выписать неопределенно-личное предложение, графически объяснить знаки препинания и устно дать его характеристику. Обозначить, чем выражены главные члены предложения.
ІІ вариант: Выписать определенно-личные предложения, графически объяснить знаки препинания и устно дать его характеристику. Обозначить, чем выражены главные члены предложения.
Проверка
Объясните структуру предложения и знаки препинания в нем: Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться.
- Обобщите какова роль односоставных предложений в тексте.
А теперь найдите односоставные
предложения другой структуры.
(XII век. Святая Владимирская земля. Храм Покрова
на Нерли. Лето.)
- Что можно сказать о предложениях этого типа?
- Почему не имеют сказуемого? (Предложения односоставные, с главным членом подлежащим. Мысль закончена. Сказуемое не нужно.)
- И так перед нами односоставные назывные предложения.
- Какой часть речи выражено подлежащее?
- Какова функция этих предложений? (они сообщают, что какой-нибудь предмет, явление существует в настоящем, указывает время, состояние, пейзаж).
- Попробуйте дать определение назывным предложениям. (Простое предложение с одним главным членом – подлежащим, в таком предложении подлежащее выражено именем существительным в И.п.).
- Посмотрим, каково же строение назывных предложений. (Распространенные и нераспространенные).
- А другие части речи могут выступать в роли подлежащего?
- Трудно?
Запишем текст.
Вот и он!
Что за дивный старец?
Столпотворение, и я предвосхищаю встречу с ним.
- (Местоимение выступает в роли подлежащего).
Итак, в качестве подлежащего в назывных предложениях может выступать местоимение.
Обратим внимание, что назывные предложения бывают разные по цели высказывания и интонации.
- Чем интересно последнее предложение? Объясним знаки препинания.
(с/с, 1-ое - назывное, 2-ое – двусоставное)
- Какое значение придают назывным предложениям частицы? (указ., восклиц.)
- Будьте внимательны. Я усложняю материал.
Пишу на доске предложение:
- Сравните два предложения. (Одно – назывное, односоставное, другое – двусоставное).
- Назывные предложения еще называются номинативными (от латинского nominativus, что означает Им.п.).
- Где же чаще всего используются назывные предложения?
Посмотрим на экран
На экране демонстрируется слайд с пейзажем и текстом стихотворения “Дорогая Русь”.
Утро. Храм.
Белеют стены –
Символ чистоты.
Очертанья совершенны,
Строги и просты.
Купол, будто свечки пламя,
В небо устремлен.
Пенье птиц. Дыханье мая.
Колокольный звон.
Радость! Белые платочки.
А вокруг вода.
И псалмов святые строчки
За чредой чреда.
Облака в ветвях березы…
Дождик? Ну и пусть!
Русь святая!
Русь родная!
Дорогая Русь!
Л.М. Пашкова
- выразительно прочитайте стихотворение.
- Посмотрите, какое душевное стихотворение, сколько в нем тепла и доброты, сколько в нем любви к Отечеству. Автор этого стихотворения - учитель Православной гимназии Л.М. Пашкова.
- Какие виды односоставных предложений преобладают в данном стихотворении?
Вопрос:
а) назовите назывные предложения;
б) какой ч.р. выражен главный член?
в) какие предложения по цели высказывания и интонации встретились в стихотворении?
г) объясните знаки препинания в предложении “Белею стены - символ чистоты”.
Д) объясните знаки препинания в предложении “Купол, будто свечки пламя, в небо устремлен” (Предложение осложнено сравнительным оборотом).
А сейчас минута отдыха
- Вспомним, стихотворения начинающиеся назывными предложениями. (Ученик продолжает чтение стихотворения, начатого учителем)
Пушкин “Зимнее утро”: Мороз и солнце…
(День чудесный.)
Н.А.Некрасов “Железная дорога”: Славна осень…
(Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.)
А.С.Пушкин Унылая пора!
(Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса).
А.С.Пушкин Спой мне песню, как синица
(Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла)
М.Ю.Лермонтов Вам не видать таких сражений,
(Носились знамена, как тени)
- Итак, мы выяснили, что назывные предложения чаще всего встречаются в поэтических текстах.
Используя назывные предложения, А.С. Пушкин, например, ярко, образно создал картину зимнего утра.
Также назывные предложения используются в журнальных статьях, об этом узнаем чуть позже.
- Совсем недавно вы на уроках литературы изучали пьесу Н.В. Гоголя “Ревизор”. Назывные предложения используются в пояснениях автора к тексту пьесы, где кратко рисуется обстановка, место, время действия, действующие лица. Вспомните, как называется такое пояснение автора? (Ремарка).
Отдельным учащимся было дано задание найти в пьесе “Ревизор” ремарки, состоящие из односоставных предложений с одним главным членом – подлежащим.
Ответ ученика:
Действие І. Комната в доме городничего.
Действие ІІ. Маленькая комната в гостинице. Постель. Стол. Чемодан.
Хлестаков и Марья Антоновна. Те же, частный пристав и квартальные. Те же и жандарм.
- Каково назначение этих предложений?
- С помощью односоставных предложений, в том числе и назывных можно кратко и точно обрисовать внешность героя, характер человека, указать на место и время действия.
- Попробуем вместе дать характеристику главному персонажу “Ревизора” Хлестакову, используя односоставные предложения. Трудно?
На экране портрет персонажа пьесы Н.В.Гоголя “Ревизор” Хлестакова.
Наводящие вопросы: Возраст? (Молодой человек лет 23-х)
Умен? (Несколько приглуповат.)
Как действует? (Говорит и действует без сякого соображения).
Одет? (Одет по моде).
-Объясните правописание приставки при в слове приглуповат.
- Определите вид односоставных предложений.
- Запишите одно из предложений.
- Почему писатели, поэты широко используют односоставные предложения, в том числе и назывные? Дайте полный ответ.
(Односоставные предложения кратки, лаконичны, очень выразительны, придают речи особый темп. Указывая место или время, они сразу же вводят нас в обстановку действия. Используя односоставные предложения можно избежать повторов).
- Вы правильно поняли назначение односоставных предложений, видите и определяете назывные. Поэтому домашним заданием будет следующее:
Домашнее задание (дифференцированное, по выбору ученика, напечатано для каждого ученика отдельно):
1.Отредактировать текст для статьи в журнал.
2.* Письменно дать характеристику персонажу пьесы Н.В.Гоголя “Ревизор”, используя односоставные предложения. Указать вид односоставных предложений (по аналогии с классным заданием).
Комментарий первого варианта домашнего задания:
- Представьте, что вы являетесь редактором журнала. Могли бы вы поместить такой текст в своем журнале?
- Запишите текст в исправленном виде. (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными, избежать повторов).
Учитель: И осталось время на творческую работу.
Сочинение-миниатюра.
Задание: Опираясь на материал урока, впечатления от паломнической поездки, напишите сочинение-миниатюру (предлагаю два варианта):
“Я хочу Вам рассказать …” или
“Какие чувства и мысли возникают у меня при виде Храма Покрова на Нерли”, включив в сочинение односоставные предложения.
На экране темы сочинения
Написание сочинения
- Проверка творческой работы. (Читаем 1-2 сочинения).
- Чье сочинение вам понравилось больше?
- Какие типы односоставных предложений использовались? С какой целью?
- Сдайте сочинения на проверку.
Комментирую работу детей на уроке. Оценки за работу на уроке слагаются из ответов и результатов письменной работы.
Домашнее задание (по выбору ученика):
1 вариант: отредактировать текст для статьи в журнал.
Наступило утро. Я встаю очень рано. Я боюсь опоздать на экскурсию по Золотому кольцу России. Настроение у меня приподнятое. Я волнуюсь: впереди нас ждет длинная дорога в Боголюбово.
Простираются заливные луга. Скоро мы увидим Храм Покрова на Нерли, и мы соприкоснемся с корнями родной старины.в том числе и назывных.обый темп. и - неполнота лько приглуповат)ой человек лет 23-х)жу "ых можно кратко обрисовать внешность героя, характер человека. сос
2 вариант: письменно дать характеристику персонажу пьесы Н.В.Гоголя “Ревизор”, используя односоставные предложения. Указать вид односоставных предложений (по аналогии с классным заданием).