Цели и задачи:
- закрепить знания учащихся о способах образования слов,
- закрепить навыки определения способов словообразования,
- знать основные способы образования слов в русском языке,
- уметь определять способ образования слов.
Оборудование: презентация (Приложение)
1. Организационный момент.
Учитель: - Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.
(один ученик записывает на доске).
Учитель: - Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.
(Приложение. Слайд 2)
(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).
Учитель: - В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?
(Приложение. Слайд 3)
((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).
Учитель: - Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?
(Словообразование).
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Какое упражнение вы выполняли дома?
(упр.129)
Учитель: - Что нужно было сделать по заданию упражнения?
(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).
Учитель: - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.
(правильный вариант написан на обратной стороне доски)
3. Повторение и закрепление.
Учитель: - Что вы знаете про словообразование?
(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
Учитель: - Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.
- Начнем с разминки: Задание классу.
1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4)
(дети отвечают с мест устно)
Славный – бесславный, (приставка)
Двор – дворец, (суффикс)
Барабан – барабанщик, (суффикс)
Соберу – разберу, (приставка)
Дно – бездонный (приставка, суффикс)
Расчет – рассчитывать. (суффикс)
(делается вывод: приставка, суффикс).
Учитель: - Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)
- Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)
2. Образуйте новые слова по аналогии.
Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5)
На выполнение задания – 2 минуты.
(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)
Вредный – безвредный,
Облачный - …, (приставочный)
Лес - лесок,
Дом - …,
Стол - …, (суффиксальный)
Пеший, ходить – пешеход,
Листья, падать - …,
Вода, проводить - … . (сложение двух основ)
Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.
Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой
парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с
помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.
(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)
- Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
- Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
- Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
- Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
- Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
- Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
- Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
- Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
- Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка, бессуффиксный способ)
- Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).
Учитель: - Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?
(от корней с помощью суффиксов и приставок).
Учитель: - Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?
Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6) (способы образования новых слов)
Учитель: - Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)
Учитель: - 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.
Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7)
На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.
- Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.
(по одному ученику с каждого варианта читают текст)
Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность –
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны.
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!
(А.Землянский)
2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
(В.Рождественский)
Учитель: - Расскажите, как вы выполняли задание.
(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).
Учитель: - Физминутка: “погоня за тремя зайцами” - разминаем шею, спину и глазки.
А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.
Учитель: - 5. 1).Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?
(Приложение. Слайд 8)
1 группа: ЛЕС
2 группа: САД
3 группа: ДОМ
4 группа: ВОЗ
Учитель: - У кого дерево получится самым ветвистым?
(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)
2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:
1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Учитель: - На выполнение задания – 5 минут.
(задания по парам выполняются в тетрадях)
Учитель: Вопросы к группам:
- У кого дерево получилось самым ветвистым?
- С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?
Вопросы к парам:
- Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?
- Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?
- О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?
Учитель: - Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.
(дети переставляют стулья на место)
Учитель: - 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.
(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)
Учитель: - Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.
Морфологические | Неморфологические | ||||
Приставочный | Суффиксальный | Приставочно-суффиксальный | Бессуффиксный | Сложение основ и слов | Переход одной части речи в другую |
|
Следующий, слет, Ленинград, тишина, рассвет, подснежник, сбить, моржовый, вертолет, столовая, приговаривать, вечнозеленый, вздох, подгруппа, прохожий, сверхмощная, загородный, меч-рыба, стенгазета, рабочий, платочек, выдумать.
(по истечении времени ученики отдают друг другу карточки и проверяют по образцу на слайде) (Приложение. Слайд 9)
Учитель: - Какие затруднения вызвало выполнение этого задания?
4. Обобщение.
Учитель: - 1. Как образуются новые слова в русском языке?
2. Назовите способы образования слов.
3. С какой целью мы изучаем способы образования слов?
4. Образуйте новые слова с помощью разных способов:
- приставочного от слова РАСЧЕТ,
- суффиксального от слова АВГУСТ,
- приставочно-суффиксального от слова ПЕНЬ.
Учитель: - Выставление оценок.
- Домашнее задание: упр.128.