Ход урока
- Орг. урока
- Сообщение темы и задач урока.(1 мин.)
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по теме “Сложноподчинённое предложение”, которую построим на литературном материале. Но чтобы приступить к выполнению практических заданий, нам необходимо вспомнить теоретический материал. В этом поможет нам задание, направленное на развитие такого качества, как избирательность внимания. Это упражнение также способствует формированию тезауруса.
3. Упражнение на избирательность внимания.+ взаимопроверка. (3 мин)
Такое качество, как избирательность внимания нам необходимо для того, чтобы быстро уметь быстро выбрать из множества однородных, похожих необходимый грамматический объект, а потом уже производить с ним какие-либо операции.
Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком “+” в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются истинными.
№ |
Утверждения |
+ |
1. | Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений | |
2. | В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных. | |
3. | Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны. | |
4. | Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. | |
5. | В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова. | |
6. | Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. | |
7. | Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные. | |
8. | Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. | |
9. | Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения. | |
10. | Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. | |
11. | В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: однородное, параллельное и последовательное. | |
12. | В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: сочинительное, подчинительное и бессоюзное. |
Ключ к заданию: 2, 5, 6, 7, 9, 10, 11
4.Комплексный анализ текста, записанного на доске. (10 мин.)
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
(Ю. Айхенвальд)
а) Пунктуационно-синтаксический анализ текста публицистического стиля.
- Один учащийся работает у доски (комментирует знаки препинания, определяет типы СПП, составляет схемы), а все остальные выступают экспертами ответа.
1-е пр-е – СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.
2-е пр-е – тире для особого выделения, обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова. Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.
3-е пр-е – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий.
- Вот какие разные синтаксические конструкции встретились в этом небольшом тексте.
б) Стилистический анализ.
- А теперь посмотрим на этот текст с другой стороны, на его содержательную наполненность.
- Понятно, что это текст, как бы вы это доказали?
- Определите его стиль. (Публицистический)
- Тип речи? (Рассуждение) 1-е пр. – тезис, 2-3 – аргументы, доказательства.
- А как вы понимаете значение слова “всепоэт”?
- Как автор доказывает, что Пушкин – “всепоэт”, на какие особенности его творческой манеры при этом ссылается?
(Как эхо, способен “страстно откликнуться” на любое событие. Он не ограничивается одной-двумя темами в своем творчестве – он многогранен).
5.Анализ стихотворения Жана Робертэ “Над родником от жажды умираю…” (10 мин)
- На последнем уроке литературы мы с вами рассматривали особенности философской лирики А. С. Пушкина. И сегодня мне хотелось бы продолжить разговор о поэзии на примере стихотворения другого поэта Жана Робертэ. Это французский поэт 15 века. Его поэзией интересовался Пушкин и, оценивая творчество Жана Робертэ, говорил: “Он развивал мысль о том, что человек одинок среди людей”. А парадокс называл “главным, излюбленным приёмом его творчества” Странно звучит. Но давайте прочитаем одно стихотворение этого поэта и попытаемся проникнуть в его художественный мир.
Над родником от жажды умираю.
Мне сладко то, что горьким должно быть.
К внушающим вражду любовь питаю.
Враждую с теми, кого след любить.
Хвалю всех тех, которых след хулить.
Я зло охотней, чем добро, приму.
Ищу того, чего искать напрасно.
Не верю в то, что ведомо уму.
Уверен в том, в чём сомневаюсь страстно.
( Жан Робертэ)
- Каким вы представляете лирического героя?
(Человек, который противостоит сложившимся в обществе нравам, законам)
( Человек, который понимает истину, но осознанно отвергает её)
(Человек, который сломлен чем-либо и вынужденно идёт по ложному пути, отвергая законы общества)
(Человек, который сам себя мучает и лишает удовольствия, может, быть, чтобы пройти наказание муками совести за некий грех. Наказание – в 1-ой строке, а внутреннее состояние лир героя – всё остальное)
- Слово “родник” - это метафора. Как вы её объясните?
(Родник даёт жизнь реке, озеру, питает их. Родник – это ключевая вода, очень чистая, которая питает всё живое и человека в том числе. Но лирический герой отказывается от этого дара – “от жажды умираю” - не хочет брать то, что ему преподносит жизнь, причём, делает это сознательно. Может быть, он большой грешник и наказывает сам себя).
- Какие ещё средства помогают автору воплотить идею?
(Синтаксический параллелизм)
- Стихотворение наполнено СПП. Часто ли мы их встречаем в поэзии? ( Чаще в типе речи рассуждение, когда автор пытается создать атмосферу непринуждённой беседы с читателем, словно повествует о чём-либо)
А как вы определите жанровую особенность этого стихотворения?
(Стихотворение-размышление, стихотворение-исповедь, стихотворение-внутренний портрет).
- Наверное, вам будет интересна история появления этого стихотворения. Ещё в 15 веке опальный монарх Карл Орлеанский жил безвыездно в своём замке, и замок этот был центром культурной жизни Франции и местом поэтических турниров. Однажды поэтам была предложена строка “От жажды умираю над ручьём”. Более ста человек приняли участие в поэтической разработке этой темы. Победили трое: изгнанный монарх и поэт Карл Орлеанский, разбойник и поэт Франсуа Вийон и находившийся в ладу с обществом, с миром тоже поэт Жан Робертэ. Эти три варианта были изданы только в 18 веке в сборнике “Поэзия как музыка души”. Название сборника полностью отражало содержание поэтических миниатюр.
7. Творческая работа с последующей проверкой.(12 мин.)
- Послушайте ещё раз это стихотворение, попробуйте представить лирического героя, проникнуться его настроением и потом напишите свой эмоциональный отклик в виде эссе.
8. Итог урока (1-2 мин).
- Чем полезен был для вас этот урок?
Повторили сложноподчинённое предложение, развивали воображение и избирательность внимания, анализировали стихотворение, учились “чувствовать” и откликаться на чужие чувства.
9. Домашнее задание.
Я вам предлагаю ещё два варианта этого стихотворения, авторами которых являются Франсуа Вийон и Карл Орлеанский. Прочитайте, осмыслите и составьте сопоставительный анализ, используя СПП.