В Законе об образовании говорится о необходимости воспитания личности, способной к самоанализу, самосовершенствованию, самореализации.
Воспитать такую личность можно только выстраивая учебные отношения как субъект-субъектные, а не субъект-объектные (т.е. ученик должен стать активным субъектом учебной деятельности, а не быть пассивным объектом воздействия со стороны учителя.)
Исходя из этого, можно утверждать, что цель традиционного обучения (подготовить ученика к выполнению определённых функций в жизни общества, снабдив его необходимой для этого суммой знаний, умений, навыков) не вполне соответствует потребностям сегодняшнего дня.
Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.
Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.
Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые уроки, один из которых предлагается вашему вниманию. Его тип – урок-рефлексия. Подобные уроки решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Общим итогом такой деятельности является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).
Урок является одним из заключительных в системе уроков о словосочетании; это повторение, обобщение и рефлексия перед уроком контроля.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Для учителя: организовать учебную деятельность на этапах обобщения и рефлексии.
- Для учащихся: обобщить знания о словосочетании, произвести самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень владения понятиями и способами.
ХОД УРОКА
У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о словосочетании?”
1 ЭТАП УРОКА.
Заполнение рефлексивной таблицы.
Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагается заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: “Что мы должны знать о словосочетании и уметь, чтобы быть успешными при работе с этой синтаксической единицей?” (Форма работы – фронтальная).
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1. научное понятие, определение словосочетания | 1. уметь отличать от других синтаксических единиц |
2. структуру словосочетания | 2. находить главное и зависимое слово, определять, какими частями речи они выражены |
3. значение (тип смысловых отношений между словами) | 3. определять смысловые связи между словами в словосочетании |
4. типы подчинительной связи, определения согласования, управления, примыкания | 4. определять способ подчинительной связи между словами в словосочетании |
5. виды словосочетаний, различия между ними | 5. определять виды словосочетаний |
2 ЭТАП
Самооценка
Учащимся предлагается по пятибалльной шкале оценить свои знания и умения по каждому пункту. (Оценка выставляется напротив соответствующего пункта в таблице; форма работы - индивидуальная)
3 ЭТАП
Работа с тестовыми заданиями
Задания раздаются в распечатанном виде каждому учащемуся, выполняются индивидуально, комментируются и обсуждаются фронтально.
Тест №1.
Если словосочетанием называется соединение двух (и более слов) на основе подчинительной связи, то какие из приведённых единиц ими являются?
А. Около ворот
Б. Прошли и оглянулись
В. Прошли под сводами церкви
Г. Он посмотрел
Тест №2.
Определите тип сочетания слов:
1. Брат и сестра А. Предложение 2. Большая корзина яблок Б. Словосочетание 3. Идёт снег В. Фразеологизм 4.Пальчики оближешь Г. Ряд однородных слов 5.Среди травы Д. Предлог + знаменательное слово
Тест №3
Определите модель словосочетания (главное слово + зависимое)
Вспыхнули над горизонтом А. сущ. + сущ. Немного бледный Б. сущ. + прил. Вершины гор В. сущ. + мест. 4. Рано утром Г. прил. + нар. 5. Золотое солнце Д. глаг. + сущ. 6. Каждый шаг Е. глаг. + глаг. 7. Серьёзно говоришь Ж. глаг. + наречие 8. Послал узнать З. наречие + наречие
Тест №4
Определите тип смысловых отношений между словами
1. Кольцо из золота А. признак и его степень 2. Быстро ехать Б. предмет и его признак 3. Читать книгу В. действие и объект, на кот. оно направл. 4.Очень интересный Г. действие и его признак
Тест №5.
Определите тип синтаксической связи
1. Наполнила душу А. согласование 2.Ярко розовели Б. управление 3. Горная пропасть В. примыкание 4. Изображённые на стенах 5. Строгие глаза 6. Говорить серьёзно
На самостоятельное выполнение тестовых заданий отводится 10 минут.
Ответы:№1. 1В; №2. 1Г, 2Б, 3А, 4В, 5Д; №3. 1Д, 2Г, 3А, 4З, 5Б, 6В, 7Ж, 8Е; №4. 1Б, 2Г, 3В, 4А; №5 1Б, 2В, 3А, 4Б, 5А, 6В
4 ЭТАП
Коллективная проверка и обсуждение заданий. На этом этапе важно проверить не только правильность ответов, но и ещё раз остановиться на способах решения.
Затем учащимся предлагается соотнести содержание предложенных заданий с таблицей, заполненной в начале урока. Для этого они должны ответить на вопрос:
“Каждый тест контролирует один из навыков, обозначенных в таблице в таблице. Какой?”
5 ЭТАП
Самооценка.
Учащимся предлагается вернуться к первичной самооценке и оценить свои знания ещё раз, учитывая результаты самостоятельной работы.
Они должны отметить в таблице знаком ! те моменты, которые требуют доработки: где были допущены ошибки, или возникли трудности. (Форма работы – индивидуальная).
6 ЭТАП
Составление плана синтаксического разбора словосочетания *
*Задание этого этапа может быть предложено в качестве домашней работы (см. ниже).
В течение пяти минут в парах учащиеся должны составить план синтаксического разбора словосочетания. Итогом их работы должно стать примерно следующее:
План:
- Выдели главное и зависимое слово
- Определи части речи
- Определи тип смысловых отношений между словами
- Дай характеристику словосочетания:
- По типу главного слова (именное, адъективное, глагольное, нумеративное, наречное)
- По синтаксической роли зависимого слова (определительное, дополнительное, обстоятельственное)
- По типу подчинительной связи (с согласованием, с управлением, с примыканием)
Домашнее задание:
Индивидуальное повторение (по результатам рефлексии)
Упражнение 72, 73 – выполнить синтаксический разбор словосочетаний по предложенному плану или составить план синтаксического разбора и характеристики словосочетания и выполнить разбор 3 словосочетаний в качестве образца
Раздаточный материал, необходимый для урока:
1. Таблица (на каждого учащегося)
2. Тестовые задания на каждого учащегося