Вступление. Необходимым условием качественного овладения русским языком является привитие учащимся интереса к предмету. Знания – это не только обучение, но и воспитание. Отсутствие интереса к предмету возникает в том случае, если знания формальны, они не находят применение в жизни, быстро забываются. При наличии же интереса знания усваиваются легко и прочно, студенты обнаруживают творческий подход к изучаемому. Поэтому использование занимательных материалов является одним из средств обучения русскому языку.
Цель: обобщить знания студентов по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных
Задачи:
- развивать умения сравнивать существительные по схеме: множественное-единственное число-род (склоняемые), неодушевленность (одушевленность) - род (несклоняемые);
- развивать умения находить и исправлять грамматические и речевые ошибки; обобщать знания студентов о морфологических признаках имени существительного (одушевленность, род, число);
- отрабатывать навыки по орфографии, орфоэпии, морфологии, культуре речи;
- воспитывать профессиональные навыки будущего учителя;
- прививать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- запись упражнения для орфоэпической тренировки на доске;
- индивидуальные карточки с текстом для исправления грамматических ошибок.
Межпредметные связи: культура речи, литература и выразительное чтение, методика преподавания русского языка, география.
Ход урока
Орфографический объяснительный диктант. Записать слово, объяснить орфограмм:
(слова диктуются для каждого ряда)
Пол-листа Полвторого Пол-одиннадцатого Северокавказский Древнерусский Рабоче-крестьянский Двухсотсемидесятиквартирный Трехсотсорокадневный Девяностолетний Газификация Авиалайнер Агрикультура Безынициативный Межинститутский Предыстория Сверхъестественный Межъюбилейный Сэкономить Щетка Трещотка Шепот Галчонок Волчонок Собачонок
Назвать одушевленные существительные и доказать, что они являются одушевленными.
2. (Устно.) Исправить ошибки в образовании одушевленных существительных, называющих животных и птиц:
Бык - бычиха, | петух - петушиха, | индюк - индиха (индейка), |
Баран - баранка, | селезень - селезенка, | медведь - медведиха, |
Боров - боровка, | гусь - гуська, | волк - волкушка |
3. Образовать единственное число мужского и
женского рода от следующих существительных:
Индейцы (индеец, индианка)
4. Лексическая работа. Дать лексическое значение следующим словам, определить многозначное слово:
Досуг - свободное от работы время.
Квартал –
1) часть города, ограниченная пересекающимися улицами;
2) четвертая часть отчетного года.
Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
По лексическому значению определить слово:
- (Ходатайство) - Официальная просьба.
- (Эксперт) - Специалист, дающий заключение при рассмотрении каких-нибудь вопросов.
5. Орфоэпическая тренировка. Исправить речевые и грамматические ошибки.
- Говорил он, между прочим:
- “Красивее, мы так хочем,
- Досуг, квартал, хвоя, щавель.
- Кремень, партер и шинель,
- Ходатайство посылаем,
- Эксперт звонит каждый день”.
6. Выписать из текста орфоэпической тренировки существительные, которые употребляются
только в ед. числе только во множ. числе и в ед. и во множ. числе досуг квартал хвоя кремень щавель шинель партер день ходатайство
Дополните столбики следующими словами: вермишель, макароны, щипцы, конфеты, торт, качели, консервы, молодёжь, прятки.
Образовать единственное число: валенки - валенок, туфли - туфля, ботинки - ботинок, манжеты -манжета, манжет, кеды - кед, коньки - конёк, кроссовки - кроссовка, бутсы - бутса.
Исправить грамматические ошибки; “Тот, кто живет в шкафу” (устно)(карточки с текстом лежат на столе)
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнет в один присест.Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок
И туфель на меху.Он съел жилетку кунью,
И дедовский папах,
Персолем и шампунью,
Который весь пропах.Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
Но есть обжора Время –
Вот кто живет в шкафу.
8. Исправить речевые ошибки:
На прилавке лежало (и) 5 ножниц. Я приобрёл новую (ыв) тетрадь, пенал, ручку. Мать (на) одела на ребёнка новые кроссовки. Таня при встрече подала руку Евгению Яхнис (у).
9. Определить род существительных: Волга, Амур, Миссисипи, Таити, Осло, Сочи, Пенальти, ложь, .горечь, гуашь, сельдь,
тополь, эмаль, рояль, пианино, шампунь, домино, обезьяна, шимпанзе, пони, какаду, старикашка, Немченко, Гурвич, ателье, Саша, Даша, замарашка, кенгуру, Дюма.
Домашнее задание:образовать от неодушевленных собственных существительных нарицательные одушевленные существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа: Например, Москва - москвичи, москвич, москвичка,
Ижевск - ижевцы, ижевец, ижевчанка.
Псков (псковичи, пскович, псковитянка), Томск (томичи, томич), Пенза (пензенцы, пензец, пензенка), Санкт-Петербург (петербуржцы, петербуржец, петербурженка).Архангельск (архангелогородцы, архангелородец, архангелородка.)
Итог урока.
Основная литература
- Власенков А.И., Рыбченко Л.М. “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.”.Учебник для 10-11кл. общеобразовательный учреждений. М., Просвещение, 2000.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., “Логос”, 2003.
- Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык часть 1. Учебник для студентов средний педагогических учебный заведений. М., “Академия”, 1997.
- Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений для школьников старший классов и поступающих вузы. М., Дрофа, 1999.
- Шанский Н.М. и д.р. Современный русский литературный язык. Учебное пособие для студентов при пединститутов. М., Просвещение, 1988г
Дополнительная литература
- Александрова Г.В. “Занимательный русский язык”(из серии “Нескучный учебник”). С-П, “Тригон”, 1997.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русский язык. М.Просвещение. 1995.
Словари
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. С-П., “ Норинт”, 2000.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка М., 1999.
- Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Аванесова Р.И. М., “Русский язык” 1989.
- Словарь русского языка. Академии наук. М., “Русский язык”1998
- (4 тома) Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. М., “Аванта+” 2001.