Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме "Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"

Разделы: Русский язык


Вступление. Необходимым условием качественного овладения русским языком является привитие учащимся интереса к предмету. Знания – это не только обучение, но и воспитание. Отсутствие интереса к предмету возникает в том случае, если знания формальны, они не находят применение в жизни, быстро забываются. При наличии же интереса знания усваиваются легко и прочно, студенты обнаруживают творческий подход к изучаемому. Поэтому использование занимательных материалов является одним из средств обучения русскому языку.

Цель: обобщить знания студентов по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных

Задачи:

  • развивать умения сравнивать существительные по схеме: множественное-единственное число-род (склоняемые), неодушевленность (одушевленность) - род (несклоняемые);
  • развивать умения находить и исправлять грамматические и речевые ошибки; обобщать знания студентов о морфологических признаках имени существительного (одушевленность, род, число);
  • отрабатывать навыки по орфографии, орфоэпии, морфологии, культуре речи;
  • воспитывать профессиональные навыки будущего учителя;
  • прививать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • запись упражнения для орфоэпической тренировки на доске;
  • индивидуальные карточки с текстом для исправления грамматических ошибок.

Межпредметные связи: культура речи, литература и выразительное чтение, методика преподавания русского языка, география.

Ход урока

Орфографический объяснительный диктант. Записать слово, объяснить орфограмм:

(слова диктуются для каждого ряда)

Пол-листа Полвторого Пол-одиннадцатого
Северокавказский Древнерусский Рабоче-крестьянский
Двухсотсемидесятиквартирный Трехсотсорокадневный Девяностолетний
Газификация Авиалайнер Агрикультура
Безынициативный Межинститутский Предыстория
Сверхъестественный Межъюбилейный Сэкономить
Щетка Трещотка Шепот
Галчонок Волчонок Собачонок

Назвать одушевленные существительные и доказать, что они являются одушевленными.

2. (Устно.) Исправить ошибки в образовании одушевленных существительных, называющих животных и птиц:

Бык - бычиха, петух - петушиха, индюк - индиха (индейка),
Баран - баранка, селезень - селезенка, медведь - медведиха,
Боров - боровка, гусь - гуська, волк - волкушка

3. Образовать единственное число мужского и женского рода от следующих существительных:

  • Индейцы (индеец, индианка)
  • Казахи (казах, казашка)
  • Финны (финн, финка)
  • Индийцы ( индиец, индианка)
  • Французы (француз, француженка)
  • Поляки (поляк, полька)
  • Китайцы (китаец, китаянка)
  • Австралийцы (австралиец, австралийка)

4. Лексическая работа. Дать лексическое значение следующим словам, определить многозначное слово:

Досуг - свободное от работы время.

Квартал –

1) часть города, ограниченная пересекающимися улицами;

2) четвертая часть отчетного года.

Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики.

По лексическому значению определить слово:

  • (Ходатайство) - Официальная просьба.
  • (Эксперт) - Специалист, дающий заключение при рассмотрении каких-нибудь вопросов.

5. Орфоэпическая тренировка. Исправить речевые и грамматические ошибки.

  • Говорил он, между прочим:
  • “Красивее, мы так хочем,
  • Досуг, квартал, хвоя, щавель.
  • Кремень, партер и шинель,
  • Ходатайство посылаем,
  • Эксперт звонит каждый день”.

6. Выписать из текста орфоэпической тренировки существительные, которые употребляются

только в ед. числе только во множ. числе и в ед. и во множ. числе
досуг квартал
хвоя кремень
щавель шинель
партер день
ходатайство

Дополните столбики следующими словами: вермишель, макароны, щипцы, конфеты, торт, качели, консервы, молодёжь, прятки.

Образовать единственное число: валенки - валенок, туфли - туфля, ботинки - ботинок, манжеты -манжета, манжет, кеды - кед, коньки - конёк, кроссовки - кроссовка, бутсы - бутса.

Исправить грамматические ошибки; “Тот, кто живет в шкафу” (устно)(карточки с текстом лежат на столе)

Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнет в один присест.

Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок
И туфель на меху.

Он съел жилетку кунью,
И дедовский папах,
Персолем и шампунью,
Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
Но есть обжора Время –
Вот кто живет в шкафу.

8. Исправить речевые ошибки:

На прилавке лежало (и) 5 ножниц. Я приобрёл новую (ыв) тетрадь, пенал, ручку. Мать (на) одела на ребёнка новые кроссовки. Таня при встрече подала руку Евгению Яхнис (у).

9. Определить род существительных: Волга, Амур, Миссисипи, Таити, Осло, Сочи, Пенальти, ложь, .горечь, гуашь, сельдь,

тополь, эмаль, рояль, пианино, шампунь, домино, обезьяна, шимпанзе, пони, какаду, старикашка, Немченко, Гурвич, ателье, Саша, Даша, замарашка, кенгуру, Дюма.

Домашнее задание:образовать от неодушевленных собственных существительных нарицательные одушевленные существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа: Например, Москва - москвичи, москвич, москвичка,

Ижевск - ижевцы, ижевец, ижевчанка.

Псков (псковичи, пскович, псковитянка), Томск (томичи, томич), Пенза (пензенцы, пензец, пензенка), Санкт-Петербург (петербуржцы, петербуржец, петербурженка).Архангельск (архангелогородцы, архангелородец, архангелородка.)

Итог урока.

Основная литература

  1. Власенков А.И., Рыбченко Л.М. “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.”.Учебник для 10-11кл. общеобразовательный учреждений. М., Просвещение, 2000.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., “Логос”, 2003.
  3. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык часть 1. Учебник для студентов средний педагогических учебный заведений. М., “Академия”, 1997.
  4. Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений для школьников старший классов и поступающих вузы. М., Дрофа, 1999.
  5. Шанский Н.М. и д.р. Современный русский литературный язык. Учебное пособие для студентов при пединститутов. М., Просвещение, 1988г

Дополнительная литература

  1. Александрова Г.В. “Занимательный русский язык”(из серии “Нескучный учебник”). С-П, “Тригон”, 1997.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русский язык. М.Просвещение. 1995.

Словари

  • Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. С-П., “ Норинт”, 2000.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка М., 1999.
  • Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Аванесова Р.И. М., “Русский язык” 1989.
  • Словарь русского языка. Академии наук. М., “Русский язык”1998
  • (4 тома) Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. М., “Аванта+” 2001.