Цели урока:
Задачи урока:
Оборудование: Доска, иллюстрация, карточки.
1. Организация класса на работу.
Сегодня мы с вами продолжаем работу над темой: “предложение”.
2. Словарная работа.
“Угадай слово”
- н-народ
- а-аллея
- с-сирень
- е-енот
- к-костюм
- о-осина
- м-мужчина
- о-облако
- е-еда (насекомое).
К какой части речи относится эти слова? На какие две группы их можно разбить? Назовите неодушевленные предметы. Одушевленные предметы. Угадайте, какое слово здесь спряталось? Назовите его. К какой части речи оно относится? Назовите во множественном числе. Произнесите по слогам. Назовите безударные гласные в корне. Запишите слово в тетрадь, выделите орфограммы.
Насекомые - это самая многочисленная группа животных. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Одно из таких приспособлений-маскировка. Насекомые живут везде; на воде и под водой, на земле и под землей, в траве и в древесине. Одни умеют летать, другие ползать, третье прыгать или бегать.
Слово “насекомые” происходить от слова “насечка”, “насекать”. Если внимательно рассмотреть
брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено.
Каких вы знаете насекомых?
3. Введение в новый раздел (работа по рисунку).
Рассмотрите рисунок. Что вы видите? Составьте предложение (Насекомые кружат над цветком).
Запишите в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Посмотрите еще раз на рисунок. Какие это насекомые? Какое можно еще составить предложение? (Бабочки, стрекозы, пчелы кружатся над цветком). Запишите в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Чем первое предложение отличается от второго? Расставьте запятые. Откройте учебник на стр. 44. Прочитайте тему. Какое из этих предложений ближе к нашей теме? Почему? Так что такое однородные члены? Чем являются в предложении однородные члены? Всегда ли будут подлежащие? Давайте опять вернемся к нашему 1 предложению.
Назовите сказуемое. Подберите синонимы (кружатся, порхают, летают). Запишем предложение.
Найдите грамматическую основу. Чем являются однородные члены? Какой можно сделать вывод?
(В предложении могут быть несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащим. Такие подлежащие и сказуемые называются однородными. Они произносятся с интонацией перечисления).
А теперь давайте наш вывод сравним с правилом (стр. 44) Прочитайте правило. Правильно ли сделали вывод? Так что такое однородные члены предложения? Как графически будем обозначать однородные члены предложения?
- однородное подлежащее
= однородное сказуемое
Нарисуйте обозначение у себя в тетради.
4. Физминутка. Бабочка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают,
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились!
5. Работа с учебником. (стр. 44, упражнение №83).
Прочитайте текст про себя. Обратите внимание, какие слова нужно читать с интонацией перечисления?
Прочитайте вслух, соблюдая запятые. Что интересного в этом рассказе? Какое новое слово вы встретили? (комбайн).
Словарная работа.
Давайте запишем это слово. Поставьте ударение. Найдите безударную гласную. Выделите ее. Какие однокоренные слова можно подобрать?
Спишите текст, подчеркните грамматическую основу.
(проверка). Прочитайте только предложения с однородными членами. Докажите. Сколько подлежащих в первом предложении? Сколько сказуемых во втором предложении и в третьем? Так что такое однородные члены предложения?
6. Закрепление.
А сейчас я проверю как вы усвоили тему. (работа с карточками).
Работа в паре. Составьте предложение, чтобы в нем были однородные члены предложения. Подчеркните грамматическую основу. Обозначьте графически. Назовите однородные члены предложения. Чем они являются в предложении?
7. Работа с доской.
Прочитайте текст. О чем он. Все ли здесь предложения с однородными членами? Вам нужно выписать только предложения с однородными членами.
(Дедушка и внук шли по лесу. П. . дула зима хол. . дом ,с. . рвала листья с д. . ревьев. В Р. . ссию приглашаются талантливые архитекторы, скульпторы, живописцы. Дождь стуч. . л по крыше и тр. . пал листья. Бл. . снула вспышка молнии, раздался удар грома. )
Какие вставили пропущенные буквы? Докажите. Какое предложение вы не записали? (последнее)
Почему? Да. Это предложение имеет две грамматические основы. Оно не подходит к нашей теме.
8. Итог.
Что нового вы узнали на уроки? Что такое однородные члены предложения?