Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос, 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока :

  • 1.Закрепить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож- раст-(- ращ-) -рос-;
  • 2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне ;
  • 3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.

Оборудование : карточки

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Ребята , сегодня на уроке мы должны с вами повторить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-,- раст-(- ращ-) ,-рос-;

2.Синтаксическая пятиминутка

Запишите предложение и найдите главные члены предложения

Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.

Найдите в предложении слово с чередующейся гласной ( располагался)

Разберите слово располагался по составу

Измените слово так , чтобы корень был -лож- (расположился)

3. Работа со словами

От данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово , какой частью речи оно будут являться

  • Излагать - изложение
  • Предлагать - предложение
  • Располагать - расположение
  • Слагать - сложение
  • Прилагать - приложение

Давайте сделаем вывод , когда в корне пишется а , когда о

Составьте с любым словом предложение.

4. Тренировочные упражнения

Детям раздаются карточки , 2 ученика работают у доски.

1 вариант

  • Предл…гать ничью
  • Прил…жение к журналу
  • популярное изл…жение
  • густо р…сти
  • маленький р…сток
  • перспективная отр…сль
  • разл…жить р…стения
  • молодая пор…сль
  • р…стительная пища
  • дубы разр…слись
  • ул…житься в секунды
  • пол…гаться на коллектив

2 вариант

  • Петров Р…стислав
  • возл…жить ответственность
  • распол…гать данными
  • семена прор…сли
  • изл…гать программу
  • зар…сли тростника
  • отл…жить визит
  • прил…гать усилия
  • произр…стать на севере
  • пол…жение дел
  • подр…стающее поколение
  • Жители Р…стова -на Дону

5. Игра “Составь слово ”

  • Предутренний - приставка
  • Поговорить – приставка
  • Слагаемое – корень
  • Решать - суффикс
  • Писал - суффикс прошедшего времени глагола
  • Собирала – окончание

Получилось слово : предполагала

Разберите слово по составу

6. Четвёртое лишнее

Сложение , положение, отложить , ложный

Растение , росток , отрасль, ростральные колонны

Ростральные колонны ( памятник архитектуры , один из символов Санкт-Петербурга , ростры-носы кораблей , которыми украшены колонны)

7. Работа с текстом

Спишите предложения , вставьте пропущенные буквы , объясните правописание слов

  • Без удобрений не будет р…стений.
  • Душу и сердце в работу вл…жи , каждой минутой труда дорожи.
  • Трудно и дереву одинокому р…сти.
  • Изл…жите содержание параграфа учебника
  • Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.
  • Рис р…стёт на болотистых местах
  • Берег моря покрыт водор…слями.
  • Эти места удивляют богатой р…стительностью.

8 .Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами повторили правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож-,- раст-,(- ращ-), -рос-;

Давайте подведём урок с помощью сигнальных карточек.

Какую букву надо писать в корне -лаг- а
Какую букву надо писать в корне -лож- о
Какая буква пишется в корне перед буквой с о
Назовите слова исключения отрасль
Какая буква пишется в корне перед -ст а
Назовите слова исключения Росток

Ростислав

Ростов

ростовщик

9. Домашнее задание