Цели урока :
- 1.Закрепить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож- раст-(- ращ-) -рос-;
- 2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне ;
- 3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.
Оборудование : карточки
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Ребята , сегодня на уроке мы должны с вами повторить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-,- раст-(- ращ-) ,-рос-;
2.Синтаксическая пятиминутка
Запишите предложение и найдите главные члены предложения
Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.
Найдите в предложении слово с чередующейся гласной ( располагался)
Разберите слово располагался по составу
Измените слово так , чтобы корень был -лож- (расположился)
3. Работа со словами
От данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово , какой частью речи оно будут являться
- Излагать - изложение
- Предлагать - предложение
- Располагать - расположение
- Слагать - сложение
- Прилагать - приложение
Давайте сделаем вывод , когда в корне пишется а , когда о
Составьте с любым словом предложение.
4. Тренировочные упражнения
Детям раздаются карточки , 2 ученика работают у доски.
1 вариант
- Предл…гать ничью
- Прил…жение к журналу
- популярное изл…жение
- густо р…сти
- маленький р…сток
- перспективная отр…сль
- разл…жить р…стения
- молодая пор…сль
- р…стительная пища
- дубы разр…слись
- ул…житься в секунды
- пол…гаться на коллектив
2 вариант
- Петров Р…стислав
- возл…жить ответственность
- распол…гать данными
- семена прор…сли
- изл…гать программу
- зар…сли тростника
- отл…жить визит
- прил…гать усилия
- произр…стать на севере
- пол…жение дел
- подр…стающее поколение
- Жители Р…стова -на Дону
5. Игра “Составь слово ”
- Предутренний - приставка
- Поговорить – приставка
- Слагаемое – корень
- Решать - суффикс
- Писал - суффикс прошедшего времени глагола
- Собирала – окончание
Получилось слово : предполагала
Разберите слово по составу
6. Четвёртое лишнее
Сложение , положение, отложить , ложный
Растение , росток , отрасль, ростральные колонны
Ростральные колонны ( памятник архитектуры , один из символов Санкт-Петербурга , ростры-носы кораблей , которыми украшены колонны)
7. Работа с текстом
Спишите предложения , вставьте пропущенные буквы , объясните правописание слов
- Без удобрений не будет р…стений.
- Душу и сердце в работу вл…жи , каждой минутой труда дорожи.
- Трудно и дереву одинокому р…сти.
- Изл…жите содержание параграфа учебника
- Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.
- Рис р…стёт на болотистых местах
- Берег моря покрыт водор…слями.
- Эти места удивляют богатой р…стительностью.
8 .Подведение итогов урока
Сегодня мы с вами повторили правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож-,- раст-,(- ращ-), -рос-;
Давайте подведём урок с помощью сигнальных карточек.
Какую букву надо писать в корне -лаг- | а |
Какую букву надо писать в корне -лож- | о |
Какая буква пишется в корне перед буквой с | о |
Назовите слова исключения | отрасль |
Какая буква пишется в корне перед -ст | а |
Назовите слова исключения | Росток Ростислав Ростов ростовщик |
9. Домашнее задание