ЦЕЛИ:
- создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся по данной теме;
- развивать навыки работы со словарями разных видов, мотивировать выбор видов словарей;
- воспитывать интерес к научной, энциклопедической, справочной литературе.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, различные словари, проектор, раздаточный материал для каждого ученика, презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Сегодня у нас последний урок по теме “Лексика”. Наша задача – вспомнить то, что мы изучили на предыдущих уроках.
Будь внимательней, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все на месте? Все в порядке?
Учебник, дневник, ручка, тетрадка?
Проверили? Садитесь!
Старательно трудитесь!
II.Занимательное повторение терминологии.
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
- словарный состав языка /лексика/
- словарный запас человека /лексикон/
- слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению /омонимы/
- основная единица языка /слово/
- слова, противоположные по лексическому значению /антонимы/
- второе, непрямое значение слова /переносное/
- слова, близкие по лексическому значению /синонимы/
Прочитайте слово по вертикали. О чем сегодня будем с вами говорить?
III. С.Маршак “Словарь” /читает наизусть учитель/
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: “ Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.Век заедать. Век заживать чужой...” —
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
IV. Синтаксическая работа .
Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский мыслитель Вольтер:
Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
Вольтер
Запишите это высказывание, как предложение с прямой речью.
“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке”, - сказал Вольтер.
V. “Угадай словарь”
- Его назначение – толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи /толковый/
- Если вы затрудняетесь написать какое-либо слово, то вам всегда подскажет этот словарь /орфографический/
- Если вы не знаете, как произнести какое-либо слово, то вам поможет этот словарь. /орфоэпический/
- В этом словаре вы сможете найти слова, которые сделают вашу речь более выразительной, потому что содержат ряды слов, близких по лексическому значению /синонимов/
VI. Выставка словарей (выступление библиотекаря)
Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:
1) словари энциклопедические и
2) лингвистические (или по-другому — филологические).
Если нужно узнать о том, когда произошло
какое-нибудь событие, что означает тот или иной
научный термин, узнать, когда жил ученый или
писатель, что представляет собой город или
страна, куда ты собираешься отправиться
путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим
словарям. Они могут рассказать почти обо всем! В
нашей школьной библиотеке есть
энциклопедические словари юного физика, юного
астронома и другие (демонстрируются словари).
А в лингвистических словарях всех этих
данных мы не найдем — там объектом
описания является слово или его форма.
Лингвистические словари подразделяются
на одноязычные и двуязычные (реже
многоязычные). С двуязычными словарями
мы встречаемся очень часто — они помогают
быстрее выучить иностранный язык. Ими активно
пользуются и школьники, и студенты,
и переводчики. Существуют среди них
и словари по отдельным отраслям знаний.
Очень важны толковые словари —
с объяснениями значений слов. Самый известный
среди толковых словарей — “Толковый словарь
живого великорусского языка” Владимира
Ивановича Даля, замечательного ученого
(в 2001 году исполнилось 200 лет со дня его
рождения). Даль составлял свой словарь
на протяжении всей жизни, а ценность его
труда подтверждается тем, что и сегодня,
спустя 150 лет после выхода его Словаря,
к нему постоянно обращаются знатоки
и любители русского слова.
Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли в русский.
Очень интересен фразеологический словарь, в котором объясняется значение устойчивых выражений, украшающих нашу речь.
Энциклопедические, толковые, орфографические, орфоэпические и двуязычные словари — это те книги, которые должны быть в каждом доме, под рукой у всякого культурного человека.
VI. Работа с текстом. (Тексты на каждом столе)
Словарь на вашем столе.
Все знают, что такое словарь. Это сборник слов в алфавитном порядке с пояснениями.
Существуют разные типы словарей. Есть словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Например, этимологические, синонимов, строителя и другие. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
Если вас интересует, что означает то или иное слово, обращайтесь к толковому словарю. Вы получите не только объяснения слова, но и сведения об ударении в слове, о его правописании, происхождении и другие сведения. В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы.
- определите стиль данного текста /научный/
- составьте план текста, запишите в тетради.
План.
Что такое словарь.
Разные типы словарей.
Особенности толкового словаря.
- перескажите текст, пользуясь планом.
VII. Работа со словарями.
/два ученика получают индивидуальные задания, толковые словари для их выполнения./
1. К слову “победить” в словаре синонимов дано более 14 слов. Сколько подберете вы?
Слабые работают с карточкой-подсказкой (выбирают из данных слов синонимы).
Одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, перебороть, сломать, разломить, согнуть, снять, спорить, судить.
2. подобрать нужный синоним
Если разложить на земле листья одного только дерева, то они займут… (великую, большую, огромную, громадную) площадь.
3. найди пару антонимов
- сложный - тусклый
- серьезный - простой
- яркий - легкомысленный
- неправильный - говорливый
- молчаливый - верный
4. Работа с толковым словарем: озвучивание результатов индивидуальной работы.
1/ Определите, какое значение имеет слово “зеленый” в данных предложениях.
Старшеклассники назвали нас зелёными юнцами.
Яблоки, которые мы сорвали, оказались еще зелеными.
Какого значения нет? Составьте предложение с этим значением слова.
2/ Определите, какое значение имеет слово “стол” в предложениях.
Анна Ивановна работает в адресном столе.
В санатории нам определили диетический стол.
Какого значения нет? Составьте предложение с этим значением слова.
ХI. Подведение итогов.
Сегодня мы познакомились с разными видами словарей.
- В каких случаях словари приходят нам на помощь?
- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
- Какие словари вам кажутся самыми интересными?
Слова, слова, слова.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…,
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
А не “утонуть” в этом море вам помогут СЛОВАРИ!
Х. Д/З повторите п.64 – 69, ответьте на контрольные вопросы стр. 149