Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Открытый урок русского языка в 8-м классе "Предложения с обращением" 2008

    Автор: Брагина Светлана Владиславовна

    При разработке этого урока была поставлена цель – приобщить детей к театру на основе темы "Предложения с обращениями". Для создания определенного эмоционального состояния учащихся желательно в начале урока использовать видеозапись открытия занавеса в театре. Изучение нового материала организуется в виде исследовательской работы, а также выполняются творческие упражнения. На этапе закрепления изученного материала урок строится с использованием персональных компьютеров.

  • Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку 2008

    Автор: Демидов Николай Анатольевич

    В статье поднимаются проблемы экономического образования студентов средствами гуманитарных дисциплин, раскрывается связь наук при проведении факультативных занятий и организации самостоятельной и внеклассной работы студентов по литературе и русскому языку, отражается учебный план факультативного курса "Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку". Работа адресована преподавателям русского языка и литературы средних специальных учебных заведений, может оказать помощь преподавателям экономических дисциплин.

  • Авторская программа по курсу "Занимательная грамматика" для начальной школы 2008

    Автор: Сомочкина Лариса Анатольевна

    Курс "Занимательная грамматика" занимает важное место в решении практических задач, состоящих в том, чтобы научить учащихся правильно и грамотно писать; обогатив их речь, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие. Программа курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. Изучая грамматику, школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов".

  • Усиление внимания к смысловой стороне речи, овладение нормами современного русского литературного языка, развитие речи учащихся 2008

    Автор: Ряховская Надежда Васильевна

    Данная научная статья расскажет преподавателям русского языка и литературы об усилении внимания к смысловой стороне речи, овладении нормами современного русского литературного языка, развитии речи учащихся. Руководители методических объединений могут использовать в качестве теоретического вопроса на заседании МО.

  • Урок — заседание ученого совета по теме "Наречие" (русский язык, 7 класс) 2008

    Автор: Трофимова Лариса Анатольевна

    Урок-заседание ученого совета по теме "Наречие" проводится в 7-м классе. Целью урока является не только повторение и обобщение материала по теме, но и обучение учащихся рецензированию, умению работать в группах, а также развитие речи. Подобную нетрадиционную форму проведения урока можно использовать при повторении материала не только по теме "Наречие", но и по другой теме.

  • Я знаю все! 2008

    Автор: Баранова Наталья Валерьевна

    Данная разработка включает в себя задания, которые позволят учащимся продемонстрировать свои знания по "Лексике", "Фонетике", "Словообразованию", "Морфологии" и другим разделам русского языка, а также предоставит ребятам возможность продемонстрировать эрудицию и свои способности к стихосложению.

  • Святыня живописи — икона 2008

    Автор: Черная Светлана Владимировна

    Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9-м классе "Святыня живописи - икона". Понятийно-направленный анализ текста В.Алексеевой из книги "Что такое искусство?" с сохранением авторского тона повествования. Время проведения - 2 часа. Часть 1. Введение учеников в мир древнерусской культуры с привлечением материала "смежных" видов искусства: живописи, иконописи, архитектуры, церковной музыки. Часть 2. Полный анализ текста с типологической точки зрения по плану содержания анализа (методика Е.Г. Шипициной) с дополнительным заданием творческого характера.


  • Урок-путешествие "По лесным полянкам". Тема "Три склонения имён существительных" 2008

    Автор: Живаева Светлана Михайловна

    Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может и должен! Большое внимание я уделяю такой форме организации урока, как деловая игра, т.к. она помогает повышать интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки и умения использовать знания на практике, активизирует различные виды общения. Учитывая всё сказанное, я хочу поделиться уроком русского языка, который прошёл в 5-м классе по теме "Три склонения имён существительных" в форме путешествия по лесным полянкам.

  • Инфинитив. Синтаксические функции инфинитива 2008

    Автор: Носова Светлана Викторовна

    Урок русского языка обобщает имеющиеся сведения о грамматических признаках инфинитива и знакомит учащихся с синтаксическими функциями инфинитива.

  • Урок письма 2008

    Автор: Овчинникова Вера Назаровна

    Урок русского языка в 5-м классе дает учащимся общее понятие об эпистолярном жанре, знакомит со структурой письма, формирует у учащихся умения и навыки написания письма.

  • Система упражнений, формирующих навыки и умения деловой коммуникации (на примере написания автобиографии) 2008

    Автор: Ибрагимова Галия Камиловна

    Предложенная система упражнений формирует навыки написания автобиографии, так как выпускник школы должен быть готов к написанию часто встречающихся в жизни деловых бумаг.

  • Факультативный курс по русскому языку для 9–10-х классов "Секреты стилистики. Культура речи" 2008

    Автор: Авдеева Валентина Сергеевна

    Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно, как ученому, знать в деталях основы языковедческих наук. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, которые должны быть знакомы самому широкому кругу людей. Это необходимо для того, чтобы не оставаться во власти ошибочных суждений, неправильных представлений о тех или иных языковых явлениях. Ведь нередко мы просто не знаем, что наука о языке давно уже решила или решает те проблемы, которые затрагиваются нами мимоходом в какой-нибудь житейской ситуации. Язык — важнейшее средство человеческого общения и орудие художественного творчества.

  • Методика и психология изучения русского классического текста на уроках русского языка и литературы 2008

    Автор: Моисеева Наталья Васильевна

    Методический принцип активной коммуникации предполагает комплексное рассмотрение содержания текста и его динамическую интерпретацию. Анализ текста на уроках русского языка носит исследовательский, творческий характер, предполагающий опору на знания и речевую интуицию. На уроке литературы в первую очередь обращаемся к исследованию ученического восприятия, его общения с миром авторских образов и идей.

  • Публичный урок русского языка в 5-м классе "Поговорим по телефону" 2008

    Автор: Куликова Татьяна Григорьевна

    Проблема привлечения широкой общественности к культуре речи, речевому этикету является актуальной. Данный публичный урок позволяет решать эту проблему. Каждый ощущает себя в роли человека, познающего, читающего и говорящего на родном языке "с чувством, с толком, с расстановкой". Занятие представляет собой реализацию мини-проекта: создание памятки говорящему по телефону, презентация которого происходит публично.


  • Обобщающий урок по теме "Обособленные члены предложения", 8-й класс 2008

    Автор: Шахворостова Елена Александровна

    Такой урок – один из нестандартных видов закрепления и проверки полученных знаний, его можно проводить во всех классах: с 5-го по 9-й. Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие "нетрадиционные формы обучения". Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым жизненным сюрпризам.

  • "Маленькие находки — оригинальные приемы и методы обучения, открытия на уроках". Тема урока "Работа над ошибками" 2008

    Автор: Антонова Наталья Вячеславна

    Данный урок русского языка проводился с целью выявить уровень сформированности орфографической зоркости и умения выполнять работу над ошибками после письменных контрольных работ. На данном уроке использовала памятку к уроку и карточку "Проверь себя", которые помогают ребятам при работе над ошибками. Дидактический материал к уроку находится в приложении.

  • Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология русского языка" 2008

    Автор: Ливинцева Любовь Андреяновна

    В предлагаемом учителям русского языка уроке большое внимание уделено, во-первых, разработке типологии заданий, направленных на закрепление полученных знаний и формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений, во-вторых, обучению учащихся применению знаний по лексике и фразеологии в связных высказываниях. При изучении лексики и фразеологии формируются учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения.

  • Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку 2008

    Автор: Никитина Наталья Николаевна

    В статье рассматривается формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. На современном этапе это одна из главных задач образовательного процесса, так как дает возможность учащимся повысить уровень учебных достижений и помогает учащимся преодолеть дефицит общения в обществе. Чтобы формирование данной компетенции было более успешным, необходимо на уроках создать оптимальные условия для продвижения ученика и содержание учебного материала сделать источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

  • Урок комплексного повторения синтаксиса и пунктуации в старших классах "Пестрые стрелы сульдэ" 2008

    Автор: Трегубова Ирина Геннадьевна

    У дальневосточного прозаика Станислава Прокопьевича Балабина есть удивительная книга "Пестрые стрелы Сульдэ", которая воскрешает далекое прошлое Приморья, когда под натиском монгольских орд пала могущественная Золотая империя чжурчженей, десятилетиями противостоявшая воинственному Чингисхану. Острый сюжет, выразительные образы героев, достоверный исторический колорит, придающий произведению, помимо увлекательного, еще и познавательный характер, - это далеко не все достоинства книги. Мне показался также интересным язык этой книги, язык, стилистически богатый, насыщенный сложными синтаксическими конструкциями.

  • Урок русского языка в 6-м классе "Местоимение как часть речи" 2008

    Автор: Иванова Юлия Михайловна

    Это первый урок по теме, позволяющий повторить знания, полученные в начальной школе. Школа носит имя академика И.П. Павлова, поэтому материал для анализа взят из жизни и деятельности великого ученого-физиолога И.П. Павлова, нашего прославленного земляка.

  • Эссе как жанр литературного произведения. Письмо солдату, воевавшему на Великой Отечественной войне 2008

    Автор: Жилина Марина Валерьевна

    Цель данного урока - возрождение традиций эпистолярного жанра, популяризация его и письменной корреспонденции. Письмо – как эпистолярный жанр – незаслуженно забытый вид общения. Письмо - это источник эмоциональности и экспрессивности и лирическое произведение, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях. Обращаясь к письму, мы вспоминаем родной язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры.


  • Топонимы моей станицы (урок-путешествие в 5-м классе) 2008

    Автор: Щербинина Елена Васильевна

    Работа представляет собой примерный вариант проведения урока регионального компонента в 5-м классе в школах Георгиевского района Ставропольского края. Она может быть использована и для внеклассного мероприятия по предмету.

  • Урок-зачёт по СПП в 9-м классе на материале биографии и стихотворений А.С. Пушкина 2008

    Автор: Буйновская Марина Анатольевна

    С каждой новой строкой мы открываем для себя Пушкина. Мы начинаем знакомиться с творчеством поэта, когда не умеем читать, и мама читает нам сказки, и продолжаем знакомиться всю жизнь. На материале биографии и творчества поэта учащиеся должны получить зачет по сложноподчинённым предложениям.

  • Интегрированный урок в 6-м классе "Определение научного понятия" 2008

    Автор: Дьячкова Оксана Николаевна

    Урок русского языка посвящен научным понятиям и различным стилям языка.

  • Урок развития речи. Подготовка к сочинению "Моё любимое животное" (6-й класс) 2008

    Автор: Салова Зоя Владимировна

    На этапе подготовки материала к самостоятельной творческой работе я применила аудиозаписи, ребята прослушали песню В.В. Шаинского "Пропала собака". Для описания собаки, я использовала карточки с дырками, таблицы-помощники, фотографии, учащиеся составляли синонимичный ряд к слову "забавный". Чтобы преодолеть трудности в работе над вступлением и заключением сочинения, учащимся был предложен тест. При подведении итога урока все ребята обратились к эпиграфу и смогли ответить на три вопроса, которые были заданы в начале урока. Элемент блочно-модульной технологии был использован как перспективное домашнее задание, осуществляя таким образом преемственность учебных задач.

  • Работа с видеосюжетами на уроках русского языка 2008

    Автор: Логачева Ольга Александровна

    Методическая разработка посвящена описанию приёмов работы с видеосюжетами на уроках русского языка и развития речи. В работе главное внимание обращается на то, что использование видеосюжетов на уроках русского языка способствует развитию и совершенствованию речевых навыков учащихся. В разработке описываются не только уроки развития речи, но и рассматриваются приёмы, которые используются на уроках закрепления изученного материала. Рассматривается такой приём, как озвучивание, который помогает ученикам применить полученные теоретические знания на практике. Говорится об этапе закрепления полученных знаний с помощью фрагмента видеофильма.

  • Глагол и имя существительное 2008

    Автор: Насакина Татьяна Александровна

    Работая с учащимися в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, я стремлюсь создать условия для формирования у них умения учить самого себя. Содержание учебного материала направлено на совершенствование умения правильно подбирать глаголы и имена существительные.

  • Русский язык. 7-й класс. Гласные О и Ё(Е) после шипящих 2008

    Автор: Колесникова Ирина Борисовна

    Хотим мы или нет, но компьютер прочно вошел в жизнь школьника. Значит, от нас зависит, останется ли он для большинства детей только игрушкой или станет средством обучения. Хотим мы или нет, но компьютер уже вошел и в жизнь учителя. Значит, от нас зависит, останется ли он страшным непознанным объектом или станет помощником в процессе обучения детей. Поэтому предлагаю урок с использованием ЦОР по теме "Гласные О и Ё после шипящих" в 7-м классе.


  • Урок русской словесности в 6-м классе 2008

    Автор: Чеклецова Ирина Викторовна

    Основная цель урока – пробудить в детях чувство гордости и благодарности перед Великими людьми.

  • Система решений лингвистических задач как средство углубления знаний по русскому языку 2008

    Автор: Калля Альбина Николаевна

    Материал содержит статью, в которой рассматривается система решений лингвистических задач как средство углубленного изучения русского языка в средней школе. К теоретической части прилагается разработанный и апробированный автором урок по теме и мультимедийная презентация к нему.