Вспомним слова А.И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Учить детей осознанному овладению языком и умелому пользованию им – вот задача каждого из нас. По-моему, её успешное решение во многом зависит от сформированности у школьников рефлексивно-оценочных умений.
Проблема обучения детей рефлексивным действиям не нова. Ещё К.Д. Ушинский писал о том, что именно учитель русского языка должен «научить ребенка осознанно учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному умственному труду».
Мы с вами знаем, что степень овладения учащимися рефлексивной деятельностью определяет все стороны и результаты обучения:
- состояние физического, психического и эмоционального здоровья;
- уровень практической грамотности;
- сформированность коммуникативной компетентности;
- уровень интеллектуального и творческого развития;
- культуру учебного труда;
- воспитание чувства ответственности, самостоятельности;
- потребность в самообразовании.
Что же такое рефлексия? В словаре иностранных слов читаем: «Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния».
В педагогике учение о рефлексивных действиях связывают с теорией Л.С. Выготского о связи обучения с умственным развитием и определяют рефлексию как осознание себя в собственной деятельности.
Всякое ли учение является учебной деятельностью? Нет. Учение становится учебной деятельностью, если школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Вот почему на уроках русского языка я учу детей выполнять следующие рефлексивные действия:
- самостоятельное определение цели учебной деятельности и учебных задач;
- самодиагностика и самооценка своих возможностей перед изучением темы;
- самостоятельная работа по устранению пробелов в знаниях, расширению и углублению знаний, необходимых для успешного изучения нового материала;
- осуществление прогнозирующего самоконтроля, т.е. определение, в какой последовательности будут выполняться действия и какими правилами следует руководствоваться;
- рациональное использование общих способов учебно-познавательной деятельности и приемов учебной работы;
- пошаговый и итоговый самоконтроль;
- самостоятельное исправление ошибок;
- самооценка своих успехов в достижении цели;
- планирование и осуществление деятельности по самокоррекции.
На мой взгляд, формированию рефлексивно-оценочных умений учащихся способствует методическая организация уроков русского языка.
Содержание учебного материала я отбираю с учетом целей языкового образования учащихся, требований программы (работаю по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, И.И. Кулибабы, а в 5-6 классах по программе М.М. Разумовской), интересов и потребностей учащихся, выявить которые мне помогают рефлексивные действия перед изучением темы:
- беседа по вопросам;
- тестовые задания;
- самостоятельная работа;
- заполнение учащимися листа самодиагностики.
Опираясь на психологическую концепцию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, в уроках русского языка выделяю три этапа:
- побудительно-мотивационный;
- операционально-познавательный;
- рефлексивно-оценочный.
1. На побудительно-мотивационном этапе помогаю детям осмыслить тему урока, осознать её практическую значимость, сформулировать цель учебной деятельности и систему учебных задач, актуализирую теоретические сведения, необходимые для изучения нового материала, предлагаю практические задания, позволяющие детям оценить свои реальные возможности перед изучением темы.
2. На операционально-познавательном этапе создаю условия для усвоения детьми содержания учебного материала и применения его в практической деятельности. Учу школьников:
- обобщенным способам действий: анализу, синтезу, сравнению, рассуждению по аналогии, систематизации и обобщению;
- работе с учебником, словарями, справочной литературой и другими источниками информации;
- культуре устной и письменной речи;
- пошаговому контролю.
В этом мне помогают освоенные мною следующие педагогические технологии:
- технология коллективных способов обучения;
- технология проблемного обучения (Урок русского языка в 9 классе «Отличие СПП с придаточным места от СПП с придаточными изъяснительными и определительными». См. Приложение 1);
- технология исследовательской деятельности;
- элементы компьютерных технологий;
- деятельностная технология.
В основном я использую такие методы обучения, как:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- проблемный.
Стараюсь разнообразить формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- работа в статических и динамических парах.
(Урок русского языка в 7 классе «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием». См. Приложение 2)
Чтобы обеспечить оптимальный для каждого ученика уровень развития, предлагаю им индивидуальные задания.
Для учащихся с устойчивой положительной мотивацией учения-задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации материала.
Например:
Замените выделенные слова одним словом. Где необходимо, измените падеж существительного.
Принять участие в экскурсии; задать вопрос отцу; оказать влияние на товарища; совершать путешествие по стране; одержать победу над врагом; дать согласие на выступление; хранить в памяти виденное; подвести итоги соревнования.
Перепишите текст, заменяя, где возможно, согласованные определения несогласованными.
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Увидев меня, эти сероглазые и смешливые девушки сразу же напустили на себя суровость. (К. Паустовский) В беседке, при свечах под стеклянными колпачками, ужинали взрослые. (В.Катаев)
Допишите предложения, используя союзы и, а, но так, чтобы получились сложносочиненные предложения.
- Наступила весна.
- Закончились каникулы.
- Прозвенел звонок.
- Сверкнула молния.
- Показался самолет.
Продолжите ряды слов, обозначая суффиксы. Какое общее значение объединяет эти слова?
- изн (а):
Для учащихся, имеющих низкие учебные возможности, подбираю задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления, оказывающие оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации знаний и совершенствованию способов деятельности.
Задания с наличием образца выполнения.
Запишите все формы прошедшего времени. В чем особенность образования этой формы у данных глаголов? Обозначьте корни, в которых происходит чередование. Образец: жечь - жег, жгла, жгло, жгли. Печь, стричь, прилечь, умереть, стереть, запереть, расти, вырасти.
Задания, в которых учащиеся выполняют отдельные его части. Например: предлагается определить, сложное это предложение или простое, и расставить знаки препинания. Выполнение задания облегчается тем, что в предложениях выделяются грамматические основы.
Задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь учащемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания.
Запишите словосочетания в два столбика: причастия, образованные от глаголов 1 спряжения + существительное; причастия, образованные от глаголов 2 спряжения, + существительное.
Дремл…щий великан, дежур…щий врач, кол…щий предмет, пен…щиеся струи воды, стел…щийся туман, свет…щийся семафор, маяч…щая фигура, колыш…щееся отражение.
Чтобы выполнить это задание, вспомни:
От чего зависит выбор главных у(ю),а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени?
Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?
Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, которые способствуют усвоению изучаемого материала. Выделите окончание в имени прилагательном школьный.
Рассуждайте так: чтобы найти в данном слове окончание, изменим его по родам, числам, падежам: школьная, школьное, школьные, школьного и т.д. Изменяемая часть есть окончание. Следовательно, окончание – ый. Оно имеет значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа. Волшебный, солнечный приморский, чудесный, добрый, алмазный.
Задания с теоретическими справками, направленные на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор орфограммы и пунктограммы определенным правилом.
Уч…м – учить, глагол на –ить, значит, он 2 спряжения, пишу в окончании – и. Леле…т , дыш…т, вид…м, слыш…т, се…т, ве…т, терп…т, стел…тся.
Задания с алгоритмическими предписаниями оправдывают себя в том случае, когда учащиеся хорошо владеют элементарными операциями в выборе орфограммы или пунктограммы.
Задания с применением классификации (схемы, таблицы). Школьникам предлагается представить материал в определенном порядке. Спишите слова, распределяя их на группы: ци ………….ция, …………..ци, ……………цын.
Авиация, медиц..на, эволюц..ия, ц…трусовые, ц...стерна, куриц…н, ц…ферблат, лисиц…н, ц…ркачка, сестриц…н, огурц…, информац…я, две лисиц…, молодц…, ц…ркуль, синиц…н, ситуац…я, скворц….
3. Итак, формируя у школьников рефлексивно-оценочные умения, учу их составлению таблиц, схем, алгоритмов и использованию их в деятельности. Все это способствует:
- осмысленному восприятию учащимися значительного по объему лингвистического материала;
- развитию аналитического мышления;
- осознанному применению теоретического материала при выполнении заданий различного уровня сложности;
- осуществлению пошагового и итогового самоконтроля, взаимоконтроля.
(Примеры таблиц, алгоритмов.)
Зная то, что продвижение ученика по пути овладения им комплексом знаний, умений по предмету невозможно без оценочной деятельности, серьезное внимание уделяю рефлексивно-оценочному этапу урока.
Его организую с помощью таких методических приемов, как
- рецензирование ответов учащихся;
- тестовое задание;
- задание для самодиагностики знаний и умений;
- тесты на определение уровня обученности;
- тестовые задания на определение уровня обучаемости;
- контрольный диктант;
- самостоятельная работа;
- мини-зачет. (Примеры заданий.)
А чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения, проявить инициативу, самостоятельность, предлагаю и такие виды заданий, например:
- составьте схему (модель) изученного материала, в которой отразите основные понятия и связи между ними;
- составьте вопросы и задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы;
- напишите перечень основных вопросов по теме и отметьте, как вы их усвоили;
- перечислите умения, которые вы формировали в процессе изучения темы.
В заключение я хочу вспомнить слова Дистервега: « … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственной деятельностью».
И если мы хотим научить детей грамотно писать, красиво и выразительно говорить, нужно сформировать у них потребность в рефлексивных действиях и умение их осуществлять.