Русский язык |
Музыка |
Тема урока - Описание картины
природы. Развивающая цель - повторить правописание сложных прилагательных со значением цвета, степени сравнения прилагательных; опираясь на знания, полученные по теме «Прилагательное», составить рассказ об осени по впечатлению от музыкального произведения П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года». |
Тема урока - Эмоциональный мир
музыкальной гармонии. Развивающая цель - дать понятие о красочности и эмоциональности музыкальной гармонии, вспомнить, что такое музыкальный лад и аккорд; формировать умение слышать гармонический строй произведения. Уметь рассказать о своих впечатлениях от прослушанного музыкального произведения. |
Образовательная цель – развивать внимание, эмоциональное восприятие живописного и музыкального произведения, способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, умение анализировать и сопоставлять, выделять общее, использовать межпредметные связи для целостного восприятия картины природы.
Воспитательная цель – воспитание ответственности, умения работать в группе, прислушиваться к мнению других членов группы.
Оборудование – муз.центр, диск с записью цикла П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картины И.Левитана «Октябрь»,
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
А.Толстой
№ | Этап урока и его методическая задача | Реализация коммуникативной обучающей функции учителя | Режим исполнения | ТСО |
1 | Проверка знаний, необходимых для усвоения нового материала | 1. Лингвистический диктант. золотой
=
серебряный яркий
=
прозрачный сильный
=
? более тёмный
=
? красный
=
? 2. Какая же часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? Какие художественные средства надо использовать, чтобы описание было красочным, выразительным, точным? |
Ученик - класс
Учитель – ученик |
|
2.
|
Мотивационный этап.
|
Приглушенно, в записи звучит «Осенняя
песня» П.И.Чайковского. Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Давным–давно, в 19 веке, в Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский, издавался журнал, который назывался «Нувеллист». Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года: январь, февраль, март, апрель... Все они позднее были объединены в альбом музыкальных картин природы, который получил название «Времена года». А мы сегодня с вами услышали пьесу «Октябрь», которую композитор назвал «Осенней песнью». Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень - удивительная пора. Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе: «Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал» [6] Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку. Как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года? А почему осень - это печальное время года? Как музыка, ее гармония, помогает нам эмоционально настроиться на картину природы, представить её? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить. |
Учитель
Учитель
Ученик (индивидуальное дом. задание)
Учитель
Учитель - ученик |
В записи звучит «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. |
3. | Исследование в группах по интересам | Музыковеды – выстроить с помощью
карточек гармонический план пьесы и рассказать о нем. Художники – нарисовать своё настроение от музыки, объяснить его и сопроводить карточками с оттенками цвета. Языковеды – подобрать синонимы к словам, выбрать карточки с художественными средствами, которые можно использовать в рассказе - впечатлении от музыки, найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение? Искусствоведы – ответить на вопросы: Какую осень увидел и нарисовал художник Исаак Ильич Левитан? К какому жанру относится эта картина? Какой колорит картины? (Холодный или тёплый) Почему? Составить рассказ о картине. |
Ученик – ученик, обратная связь с учителем с помощью сигнальных карточек. |
В грамзаписи звучит «Осенняя песня» из
цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
репродукция картины И.Левитана «Октябрь»,
карточки. |
4. | Этап материализованных действий. | Озвучивание результатов групповой работы. | Лидер-группа. Ученик-учитель. |
|
5. | Выводы по поставленным целям по русскому языку и музыке. Итог урока. | Октябрь - это уже не ранняя, пышно убранная
разноцветными листьями, чудесная и нарядная, а другая, не - видная
собой, в последних лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем
моросящего осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Но
и поздняя осень по-своему хороша. Помните, у Пушкина: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой...» Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях и лесах. Ничто не мешает взгляду. Природа здесь сосредоточена сама на себе. Кажется, что она глубоко задумалась. В такие дни к нам приходят грустные воспоминания. Описать картину поздней осени нам помогают средства художественной выразительности. Особенно велика в тексте роль прилагательных, которые делают текст более выразительным, ярким. Слушая пьесу П.И. Чайковского, мы зримо представляем себе картины осенней природы, помогает нам в этом не только мелодия, но и гармония. Именно она настраивает слушателя на особое эмоциональное восприятие музыкального произведения. |
Ученик - учитель | |
6. | Самостоятельная работа (возможно домашняя) | Написать мини-сочинение – впечатление по пьесе П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» | Ученик |
Результаты групповой работы:
1. Музыковеды:
t | s | V1 | D | t | V11 | t | s | D | T | S | D | t | s | V11 | D7 | t |
Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам, русскую природу, тоже очень «немногословную». Гармония пьесы несложная, однако, она все время развивается, переливается разными красками. С помощью простых аккордов композитор создаёт неповторимое звучание пьесы. Аккорды субдоминантовой и доминантовой функций плавно переходят из одного в другой, как бы переливаясь. Пьеса написана в миноре, но вдруг появляются мажорные аккорды, что придаёт произведению особую прозрачность. Грусть просветляется.
В средней части вдруг появляется новая, мажорная тональность. Но, несмотря на мажорный лад, новая тональность не вносит большого контраста, она постепенно растворяется и вновь затихает. Опять появляется образ поздней осени.
Третья часть звучит более напряжённо, насыщенно в гармоническом плане (появляются септаккорды). Но постепенно напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаиваясь. Меняется динамика. Все постепенно затихает… Но композитор не ставит в конце произведения точку, мелодия так и не приходит к тонике. Делая свой рассказ незаконченным, Чайковский создаёт образ неповторимой, изменчивой русской природы, столь дорогой его сердцу и сердцу каждого русского человека.
2. Языковеды.
а) Подобрать синонимы:
Художник – (живописец, мастер кисти, пейзажист).
Музыкант – (композитор).
(Картина) чудесная – (замечательная, прекрасная)
(Небо) облачное – (низкое, тяжелое).
(Березки) стройные – (статные)
(Настроение) грустное – (осеннее, печальное, задумчивое).
б) Найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение? (см. Приложение 1)
3. Искусствоведы:
В своей картине «Октябрь» И.Левитан передал поэзию увядания осенней природы на пороге скорой зимы. С огромным мастерством воплотил он печальную и светлую «прощальную красу» русской осени.
Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер играет верхушками берёз. Они сбрасывают свой убор на пожелтевшую траву. Легкими парашютиками летят по ветру последние листочки. Красно – коричневые - похожи на маленьких смешных лисят, а золотисто – желтые - на перья Жар – птицы. Есть и темно – зеленые, уставшие от воспоминаний о лете. Птицы уже улетели на юг, тишина опустилась на лес. Кажется, будто слышно даже легкое дыхание. Холодный колорит картины помогает художнику создать настроение грусти и одиночества. Эта картина о том настроении, которое испытывает человек в конце осени. Так жалко уходящего тепла и света, красоты и ярких красок!
Список литературы:
1. Астафьев Б. О музыке Чайковского. //Ленинград: «Музыка»- 1972 - 375 с.
2.Балашова Т.Ю. Уроки развития речи.//РЯШ,1996,№2-с.17-19
3. Горностаева В. Певец родной природы//«Советская культура»- 24 октября 1980г. N 86.
4. История русской музыки в 10-ти томах - М.: «Музыка»- 1994 г. - Т8: О.Е.Левашова, Н.П.Рахманова, Л.М.Соколова - 534с.
5. Калинина Н.А. «П.И.Чайковский». Повесть // М.: Детская литература -1988 - 143с.
6. Холодский В. Дом в Клину. // М.: Московский рабочий - 1975г. - 340 с.