Интегрированный урок русского языка и музыки в 6-м классе. Развитие речи. Описание картины природы. Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

Разделы: Русский язык, Музыка


Русский язык

Музыка

Тема урока - Описание картины природы.

Развивающая цель - повторить правописание сложных прилагательных со значением цвета, степени сравнения прилагательных; опираясь на знания, полученные по теме «Прилагательное», составить рассказ об осени по впечатлению от музыкального произведения П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Тема урока - Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

Развивающая цель - дать понятие о красочности и эмоциональности музыкальной гармонии, вспомнить, что такое музыкальный лад и аккорд; формировать умение слышать гармонический строй произведения. Уметь рассказать о своих впечатлениях от прослушанного музыкального произведения.

Образовательная цель – развивать внимание, эмоциональное восприятие живописного и музыкального произведения, способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, умение анализировать и сопоставлять, выделять общее, использовать межпредметные связи для целостного восприятия картины природы.

Воспитательная цель – воспитание ответственности, умения работать в группе, прислушиваться к мнению других членов группы.

Оборудование – муз.центр, диск с записью цикла П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картины И.Левитана «Октябрь»,

Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
А.Толстой

Этап урока и его методическая задача Реализация коммуникативной обучающей функции учителя Режим исполнения ТСО
1 Проверка знаний, необходимых для усвоения нового материала 1. Лингвистический диктант.

золотой           =         серебряный
------------------------------
золотистый                    ?

яркий         =             прозрачный
-------------------------------------
ярче                                ?    

сильный           =             ?
-------------------------------------
сильнейший                     ?

более тёмный              =          ?
-----------------------------------
тёмный                              светлый

красный             =                    ?
---------------------------------
светло-красный              ярко-золотой

2. Какая же часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов?

Какие художественные средства надо использовать, чтобы описание было красочным, выразительным, точным?

Ученик - класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель – ученик

 
2.

 

Мотивационный этап.

 

Приглушенно, в записи звучит «Осенняя  песня»  П.И.Чайковского.

Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским.

Давным–давно, в 19 веке, в Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский, издавался журнал, который  назывался  «Нувеллист». Журнал выходил каждый месяц,  и  в каждом его  номере читателей ждал приятный сюрприз:  ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года:  январь, февраль, март, апрель... Все они позднее были  объединены в альбом  музыкальных картин природы, который получил название «Времена года».

А мы сегодня с вами услышали  пьесу «Октябрь»,   которую  композитор  назвал «Осенней песнью».

Осень была одним из любимых времён года композитора.  И это не случайно, ведь осень - удивительная пора. Исследователь творчества  Чайковского  Кайгородов говорил о композиторе:

«Чайковский обладал удивительно сильным,  можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно  другого  примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал.  Мало сказать,  что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал» [6]

Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает  творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.

Как вы думаете,  почему осень называют прекрасным  временем года?

А почему осень - это печальное время года?

Как музыка, ее гармония, помогает нам эмоционально настроиться на картину природы, представить её? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

Учитель

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

Ученик (индивидуальное дом. задание)

 

 

Учитель

 

Учитель - ученик

В записи звучит «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
3. Исследование в группах по интересам Музыковеды – выстроить с помощью карточек гармонический план пьесы и рассказать о нем.

Художники – нарисовать своё настроение от музыки, объяснить его и сопроводить карточками с оттенками цвета.

Языковеды – подобрать синонимы к словам, выбрать карточки с художественными средствами, которые можно использовать в рассказе - впечатлении от музыки, найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение?

Искусствоведы – ответить на вопросы:

Какую осень увидел и нарисовал художник  Исаак Ильич  Левитан?

К какому жанру относится эта картина?  Какой колорит картины? (Холодный или тёплый) Почему?

Составить рассказ о картине.

Ученик – ученик,

обратная связь с учителем с помощью сигнальных карточек.

В грамзаписи звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

 

репродукция картины И.Левитана «Октябрь»,

 

карточки.

4. Этап материализованных действий. Озвучивание результатов групповой работы. Лидер-группа.

Ученик-учитель.

 
5. Выводы по поставленным целям по русскому языку и музыке. Итог урока. Октябрь - это уже не ранняя, пышно убранная разноцветными листьями, чудесная и нарядная, а другая, не - видная собой, в последних лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем моросящего осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью.  Но и поздняя осень по-своему хороша.

 Помните, у Пушкина: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой...» Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях и лесах.  Ничто не мешает взгляду.  Природа здесь сосредоточена сама на себе.  Кажется,  что она глубоко задумалась. В такие дни к нам приходят грустные воспоминания. Описать картину поздней осени нам помогают средства художественной выразительности. Особенно велика в тексте роль прилагательных, которые делают текст более выразительным, ярким.

Слушая пьесу П.И. Чайковского, мы зримо представляем себе картины осенней природы, помогает нам в этом не только мелодия, но и гармония. Именно она настраивает слушателя на особое эмоциональное восприятие музыкального произведения.

Ученик - учитель  
6. Самостоятельная работа (возможно домашняя) Написать мини-сочинение – впечатление по пьесе П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» Ученик  

Результаты групповой работы:

1. Музыковеды:

t s V1 D t V11 t s D T S D t s V11 D7 t

Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по  краскам,  русскую природу,  тоже очень «немногословную».  Гармония пьесы несложная,  однако, она все время развивается, переливается разными красками. С помощью простых аккордов композитор создаёт неповторимое звучание пьесы.  Аккорды субдоминантовой и доминантовой функций плавно переходят  из  одного в другой,  как бы переливаясь.  Пьеса написана в миноре, но вдруг появляются мажорные аккорды, что придаёт произведению особую прозрачность. Грусть просветляется.

В средней  части вдруг появляется новая,  мажорная тональность. Но, несмотря на мажорный лад, новая тональность  не  вносит большого контраста,   она  постепенно  растворяется и вновь затихает.  Опять появляется образ поздней осени.

Третья часть звучит более напряжённо,  насыщенно в гармоническом плане (появляются септаккорды).  Но постепенно напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаиваясь. Меняется динамика. Все постепенно затихает… Но композитор не ставит в конце произведения точку, мелодия так и не приходит к тонике. Делая свой рассказ незаконченным, Чайковский создаёт образ неповторимой, изменчивой русской природы, столь дорогой его сердцу и сердцу каждого русского человека.

2. Языковеды.

а) Подобрать синонимы:

Художник – (живописец, мастер кисти, пейзажист).
Музыкант – (композитор).
(Картина) чудесная – (замечательная, прекрасная)
(Небо) облачное – (низкое, тяжелое).
(Березки) стройные – (статные)
(Настроение) грустное – (осеннее, печальное, задумчивое).

б) Найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение? (см. Приложение 1)

3. Искусствоведы:

В своей картине «Октябрь» И.Левитан передал поэзию увядания осенней природы на  пороге скорой зимы. С огромным мастерством  воплотил он печальную и светлую «прощальную красу» русской осени. 

Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер играет верхушками берёз. Они  сбрасывают  свой убор на пожелтевшую траву. Легкими парашютиками летят по ветру последние листочки. Красно – коричневые - похожи на маленьких смешных лисят, а золотисто – желтые - на перья Жар – птицы. Есть и темно – зеленые, уставшие от воспоминаний о лете. Птицы уже улетели на юг, тишина опустилась на лес. Кажется, будто слышно даже легкое дыхание. Холодный колорит картины помогает художнику создать настроение грусти и одиночества. Эта картина о том настроении, которое испытывает человек в конце осени. Так жалко уходящего тепла и света, красоты и ярких красок!

приложение 2

Список литературы:

1. Астафьев Б. О музыке Чайковского. //Ленинград: «Музыка»- 1972 - 375 с.
2.Балашова Т.Ю. Уроки развития речи.//РЯШ,1996,№2-с.17-19
3. Горностаева В. Певец родной природы//«Советская культура»- 24 октября 1980г. N 86.
4. История русской музыки в 10-ти томах - М.: «Музыка»- 1994 г. - Т8: О.Е.Левашова, Н.П.Рахманова, Л.М.Соколова - 534с.
5. Калинина Н.А. «П.И.Чайковский». Повесть // М.: Детская литература -1988 - 143с.
6. Холодский В. Дом в Клину. // М.: Московский рабочий - 1975г. - 340 с.