Русский язык
-
Морфологический разбор имени существительного (5-й класс) 2009
Выполняя морфологический разбор, мы учимся внимательному отношению к слову, существительному, к его форме, больше узнаем о нем. И то, что на уроках русского языка мы учимся грамотно и выразительно выражать свои мысли и чувства, - это и есть наш с вами вклад в сохранение родного языка.
-
Урок развития речи по теме "Рецензия как жанр сочинения". 9-й класс 2009
В работе приводится конспект занятия по теме «Рецензия как жанр сочинения». Данный урок строится как проблемное занятие и дает возможность научить школьника самостоятельно мыслить, наблюдать, анализировать, обобщать.
-
Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в тексте 2009
Работа проводится в форме урока-лаборатории. Таблица, представленная в конспекте, дает комментарий к правилу. Одним из недостатков рецензий, создаваемых выпускниками при выполнении задания уровня С, является формальное отношение к определению роли единиц текста. Работа, которую ребята будут выполнять на уроке, поможет им совершенствовать умение более точно определять роль ОЧП в речи.
-
Урок–игра "Что? Где? Когда?" по теме "Правописание наречий. Дефис в наречиях". 7-й класс 2009
Целью развивающего урока является непосредственное развитие ребенка, превращение цели урока в его конкретный результат. Поэтому для себя как учителя основную задачу в ходе урока я вижу в создании такой учебной деятельности, которая бы формировала у учащихся заинтересованность в учении и саморазвитии.
-
Тесты по русскому языку для учащихся 10—11-х классов 2009
Материал адресован преподавателем русского языка 10—11-х классов для проверки знаний, умений учащихся по русскому языку. Цель работы - предложить материалы для тренировочных упражнений по русскому языку, с помощью которых можно объективно выявить уровень знаний учащихся по русскому языку. Ключи к тестам расположены в конце работы. Они позволяют учителю легко проверить выполненные задания.
-
"Лингвиада" (лингвистический тренажер) 2009
Урок составлен из заданий разного рода, направленных на развитие навыков владения русским языком.
-
Урок повторения темы "Сложноподчиненные предложения" (на материале пословиц и поговорок) 2009
Урок повторения сложноподчиненных предложений построен на материале пословиц народов мира. Такие виды работы, как графический, цифровой диктанты, орфографические и пунктуационные упражнения позволяют повторить и обобщить пройденный материал по разделу.
-
Описание памятника первопроходцам Сибири. ( Урок развития речи в 8-м классе) 2009
Предлагаются материалы к уроку-экскурсии по развитию речи в 8-м классе. На уроке учащиеся знакомятся с историей создания памятника первопроходцам Сибири, слушают рассказ об императоре Александре III, Ермаке, М.М. Сперанском, Н.Н. Муравьеве-Амурском.
-
Урок русского языка по теме "Правописание букв е, и в корнях с чередованием" (5-й класс) 2009
Урок русского языка для 5-го класса по учебнику Бунеева Р.Н. выдержан в структуре проблемного урока: создание проблемной ситуации, решение проблемы, формирование и закрепление умений, рефлексия. При создании проблемной ситуации возникает реакция удивления, затруднения, появляется заинтересованность. Так достигается основная цель на этапе введения знаний - предельная концентрация внимания. При побуждении к осознанию затруднений дети актуализируют ранее полученные знания и понимают, что им не хватает новых. Это приводит к формулированию проблемного вопроса. Ученики ставят цель, внутренне мотивированную потребностью открыть новые знания.
-
Урок-практикум "Использование глаголов и особых глагольных форм в речи" 2009
Цель урока: проверить, как студенты научились выявлять нарушения норм в употреблении глаголов и особых глагольных форм в речи и находить способы устранения этих нарушений. Работа включает 12 заданий практического характера, перед выполнением каждого задания предлагается теоретический вопрос. В ходе урока даются упражнения на закрепление орфоэпических, морфологических и синтаксических норм в употреблении глаголов, причастий и деепричастий.
-
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения с учетом требований к ЕГЭ по русскому языку 2009
Урок целесообразно проводить в 10—11-х классах. Исходный текст выбирается из разных вариантов контрольно-измерительных материалов. К уроку приготовлены рабочие папки для каждого ученика. Грамматические задания составлены по синтаксису словосочетания и по синтаксису простого предложения, которые часто встречаются в заданиях ЕГЭ в части А и В. Работа по исходному тексту включает в себя речеведческий анализ и задания по параметрам к сочинению-рассуждению с учётом требований к части С.
-
Обобщение темы "Написание частиц" 2009
На примере образцов художественных и поэтических текстов учащиеся совершенствуют навыки в написании частиц, определяют, к какой части речи относится слово.
-
Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в 5—7-х классах с речевой направленностью 2009
Опираясь на яркие, запоминающиеся образы художественных картин, ребята учатся собирать, систематизировать материал и создавать текст. Писать сочинение школьнику всегда трудно, еще труднее работать над сочинением по картине. С каждым уроком углубляются умения обучающихся ее описывать, большинство может увидеть на ней все, что хотел выразить художник, сделать живыми героев картины.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Словарь – мой добрый друг и верный помощник" 2009
Внеклассное занятие позволяет наиболее подробно познакомить учащихся с разными видами словарей. Словари играют большую роль в повышении культуры речи, обогащают словарный запас, расширяют познания языка, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических норм, произношения.
-
Лабораторная работа "Наблюдение над лексическими средствами в связи с идейно-образным содержанием повести К.Г. Паустовского «Золотая роза»" 2009
Урок повторения проводится в процессе подготовки к выпускному экзамену. Урок воспитывает чуткое, внимательное отношение к родному слову, развивает читательский интерес.
-
Конспект урока с презентацией по теме "Наречие как часть речи ".7-й класс 2009
Конспект урока в 7-м классе. В качестве наглядного материала представлена презентация. Изучение нового материала строится на установлении внутрипредметных связей: урок начинается с повторения изученных самостоятельных частей речи, орфографической разминки, что помогает настроить учеников на серьёзную работу. Материал рассчитан на исследовательскую деятельность: дети должны самостоятельно вывести правило, сформулировать его, а затем провести сопоставительный анализ с материалами учебника.
-
Синонимия и антонимия 2009
Методы, которые были использованы, – словесный, наглядный, практический. Для реализации задач были применены следующие приемы: практические задания, работа со словарями, творческие работы – написание сочинения. Учащиеся достигли поставленной цели, работая в парах, индивидуально и коллективно.
-
Топонимы в преподавании русского языка, литературы и во внеклассной работе 2009
Край родной интересен. Им можно гордиться, его надо знать. Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью исследовательской работы. Предметом предлагаемого исследования являются топонимы села Буссе Свободненского района Амурской области. Целью исследования является методическая адаптация топонимов села Буссе для изучения на уроках русского языка и литературы.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами" 2009
Цели урока: повторение обобщения и систематизация знаний по данной теме, контроль за усвоением знаний и умений; развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе повторения изученного; воспитывать активную жизненную позицию, честность, человеческую порядочность.
-
Мастерская по русскому языку "Новый год". 6-й класс 2009
Урок проводится в форме мастерской после изучения тем «Употребление существительных, прилагательных, глаголов в речи» по программе М.М. Разумовской в 6-м классе на последних уроках первого полугодия. Мастерская вдохновляет на творчество, исследовательский поиск, учит формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию, прислушиваться к себе, доверять себе, верить в себя. Мастерская не оставляет равнодушным ни одного из ее участников.
-
"Местоимение.Обощение и систематизация изученного материала" 2009
Основная цель разработки этого урока: обобщить и систематизировать знания детей о местоимении; совершенствовать умения отличать местоимение от других частей речи и правильно писать их; развивать творческое воображение, орфографическую зоркость, умение работать по вариантам; предоставить материал в нетрадиционной и интересной для детей форме, развивая самостоятельность, индивидуальность, точность мышления.
-
Открытый урок "Предупреждение синтаксико–стилистических ошибок при подготовке к сочинению–рецензии" 2009
Урок состоит из нескольких этапов. На каждом этапе учащиеся вместе с учителем рассматривают виды стилистических ошибок, выполняя различные упражнения и задания.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу" 2009
Урок посвящен анализу текста. Комплексный анализ помогает глубоко осмыслить содержание, он показывает, как в языке все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис. В контексте каждое слово можно изучать углубленно, раскрывать его сущность, красоту, звучание. Проблемные вопросы, поставленные непосредственно к тексту, к отдельному слову, вызывают у учащихся интерес, желание докопаться до истины, до глубинного смысла.
-
Мультимедийный урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Закрепление. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложном предложении" 2009
Цель представленного урока – повысить познавательную активность учащихся, способствовать их развитию. Урок построен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Использование мультимедийного сопровождения позволяет повысить познавательную активность, развивать мышление и речь школьников.
-
Метод учебных проектов на уроках русского языка 2009
Для ребенка важно ощущать себя субъектом учебной работы. А к самостоятельности в мыслительной и практической деятельности располагает проектная деятельность. Проект «Кто ты, фразеологизм?» может быть использован при изучении лексики, фразеологии, культуры речи. В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.
-
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему "Количественные и порядковые числительные" 2009
Урок строится с использованием элементов технологии развивающего обучения. Усвоение учащимися новых знаний происходит через анализ и синтез практического материала с применением групповой и парной работы. Целью такой работы на уроке является развитие логического мышления и осознанного применения теории на практике. Урок строится с использованием различных приемов и методов на разных этапах.
-
Урок развития речи "Корнями дерево сильно" 2009
Цель данного урока: научить обучающихся самостоятельно находить и систематизировать нужные материалы (в том числе и научные), правильно оформлять найденный материал. Работа с архивными документами, фотоматериалами, интервьюирование поможет подрастающему поколению обратиться к истории своей семьи, будет способствовать укреплению семейных отношений на основе взаимопонимания, уважения и преемственности семейных традиций и правил общежития.
-
Урок-игра по русскому языку в 10-м классе "Фразеологический турнир" 2009
Темы «Лексика» и «Фразеология» представляются самым благодатным материалом для проведения игр, КВНов, турниров. Живая, непринужденная атмосфера, работа в команде, обилие интересной информации сделают свое дело: равнодушных не останется, каждый захочет хоть сколько-нибудь блеснуть эрудицией. В итоге мы получим главное: расширим интеллектуальный запас школьников, кругозор, а, соответственно и лексику обогатим.
-
"Я вам пишу…" Разработка урока написания письма в 8-м классе 2009
Данный урок – урок знакомства с основными правилами создания текста эпистолярного жанра. Конечный результат урока предполагает умение создавать письменное самостоятельное высказывание, развитие навыка коммуникативного общения, отработку навыка постановки знаков препинания при обращении и вводных словах, воспитание аккуратности, доброжелательности, приветливости.
-
Проектная работа по созданию фильма "Памятники нашего города" в 7-м классе. Заключительный интегрированный урок (развитие речи+информатика) по теме: "Как живешь, киносценарий?" 2009
В курсе русского языка по развитию речи в седьмом классе изучается тема "Создание киносценария в разных формах". Учитывая опыт работы предыдущих лет, чтобы превратить изучение данной темы в творческий процесс при тесной взаимосвязи учителя и учеников, предлагаем свой вариант освоения учебного материала и использования его в практической деятельности. Учащиеся не только создают киносценарий, но и, познакомившись на занятиях по информатике с возможностями программы Windows Movie Maker, снимают документальный фильм по своему сценарию. Данная работа помогает повысить внутреннюю мотивацию, развивает фантазию при изучении тем разных учебных дисциплин.