Три склонения имени существительного

Разделы: Русский язык


Цели:

  • углубить представление учащихся о склонении;
  • знать способ определения склонения существительных (кроме слов на -ИЯ, - ИЙ, -ИЕ;
  • уметь задавать падежные вопросы, применять правило "Е-И в окончаниях существительных, совершенствовать практические навыки учащихся по определению склонения;
  • развивать речь и воображение учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, любви к природе, умение видеть прекрасное.

Ход урока

На экране интерактивной доски тема урока (слайд №1)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сегодня на уроке мы отправимся в туристический поход. Но поход необычный. К концу путешествия мы должны:

  • чётко определять склонения существительного;
  • запомнить окончания существительных 1,2,3 склонения в Р., Д., П. падежах;
  • писать их без ошибок в предложениях и словосочетаниях.

Собираясь в путь, нужно взять с собой всё самое необходимое и обязательно пройти инструктаж.

- Как нужно себя вести во время похода?

ПОДГТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ. Без предварительных тренировок в поход не отправляются даже самые опытные туристы. (Карта путешествия на отдельном экране).

ЗАДАНИЕ №1 Тест "Имя существительное" с последующей самопроверкой, (слайд № 2)

1. Найдите имя существительное:

а) далеко;

б) даль;

в) далёкий.

2.Найдите имя существительное:

а) темнеет;

б) темным-темно;

в) темнота;

г) тёмный.

3. Найдите имя существительное:

а) бег;

б) бегать;

в) бегом;

г) бегущий.

4. Укажите имя существительное, которое обозначает действие:

а) ходить;

б) ходьба;

в) ходоки;

г) пешеход.

5. Укажите имя существительное, которое обозначает состояние:

а) волнение;

б) волноваться;

в) взволнованный;

г) волна.

6. Как изменяется имя существительное:

а) по падежам и числам;

б) по родам;

в) по лицам и числам.

7. Найдите существительное 1-го склонения:

а) проспект;

б) магазин;

в) растение;

г) обезьяна.

8. Найдите существительное 2-го склонения:

а) цветочек;

б) хижина;

в) молодежь.

9. Найдите существительные 3-го склонения:

а) товарищ;

б) полночь;

в) гербарий;

г) аллея.

САМОПРОВЕРКА. (Контрольный лист на интерактивной доске.)

Звучит песня "Если с другом вышел в путь".

1-й ПРИВАЛ. Давайте сверим правильность нашего пути и маршрута по таблице.

1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ, (слайд № 3)

(Учащиеся вспоминают, что существительное относится к одному из трёх склонений.)

- Какие существительные относятся к 1,2, 3 склонениям?

- Приведите примеры.

склонение род в Им.п. ед.ч. оканчивается примеры
1 женский мужской На -А, -Я Темнота, река, воля, ловля
2 мужской средний на согласный;

на -О, -Е

Письмо, сторож, кофе, друг
3 женский на согласный с Ь на конце Дочь, мышь, дробь, ветвь

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. (Задание: распределить существительные в 3 столбика: 1,2,3 склонение.)

Шалаш, товарищ, дача, молодёжь, плащ, врач, рожь, яблоко, ветка, мощь, малыш, задача, лес, туча.

(Параллельно два сильных ученика работают по карточкам.), (слайд № 4)

КАРТОЧКА №1. Задание: определить склонение существительных:

Не делал попытки; был на охоте; около недели; на свежем сене; в пышной зелени; в буйной поросли.

КАРТОЧКА №2. Задание: определить склонение существительных.

Решение задач; в плетёной корзине; на прошлой неделе; удили рыбу; любоваться утками; не было заботы.

ИТОГ. - Какие существительные относятся к 1 (2, 3) склонению?

- Как определить склонение существительного?

- К какому склонению мы отнесём существительные, которые не имеют

единственного числа? (Ни род, ни склонение определить нельзя.)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. - Молодцы! Пора двигаться дальше. (Пока звучит песня, физминутка - самомассаж ладоней рук и пальцев при помощи ребристых шариковых ручек.)

- Ребята, мы попали в Тупик ошибок. И чтобы снова выйти на нужную нам тропу, нужно проявить не просто зоркость, а орфографическую зоркость. Попробуем? (Слайд № 5).

ЗАДАНИЕ. Спишите, исправив орфографические ошибки. Расставьте, если нужно, недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

Идите вправо по тропинке и не сворачивайте на широкую дорогу. (Идите фправа па трапинки и несворачивайте на шырокую дарогу.)

(После выполнения задания один ученик набирает на интерактивной доске исправленный текст, комментируя исправления).

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Чтобы снова не сбиться с пути, нужно выполнить здание, а поможет его выполнить таблица.

Работа с таблицей (вывешивается на доске).

Падежи 1 скл. 2 скл. 3скл.
Род. п. -и (ы) -
Дат. п. -
Предл. п.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО (на интерактивной доске). Задание: прокомментировать и объяснить правописание падежных окончаний.

К лесной опушк.е.; на небольшой полян.е.; край рощ.и.; нигде нет тен.и.; в буйной поросл.и.; запах полын.и.; в солнечном блеск.е. .

ИТОГ. По таблице.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Мы продолжаем наше путешествие, и чтобы не было скучно в пути, давайте поиграем.

ИГРА "БУМЕРАНГ". К существительным ед. ч. Подобрать существительные мн.ч. и наоборот (выполняется стоя с привлечением какого-нибудь предмета, например, мяча)

Ведро - певцы -

Бедро - концы -

Метро - щипцы -

Пень - кони -

Лень - пони -

ИТОГ: - В всегда ли можно образовать существительные ед. и мн. числа?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. - Молодцы! За интересным занятием и время проходит незаметно, и путь кажется короче.

2-й ПРИВАЛ. - Снова привал, но нас от него отделяет небольшой ручей, который можно перейти по узенькому мостику по-одному друг за другом, выполняя задание (упр.518). Товарища в трудной ситуации оставлять нельзя, поэтому следим за правильностью выполнения заданий на доске.

ИТОГ. - Можно определить склонение существительного только по роду? (Нет. Они могут относиться к разным склонениям.)

3-й ПРИВАЛ. Мы находимся на живописной поляне. (Появляются знаки на карте). Посмотрите внимательно вокруг. Тут висят какие-то знаки.

? - Кто знает, что они означают? (Шуметь нельзя! Осторожно, дикие животные! Место отдыха. Берегите животных! Разводить огонь в лесу запрещается!)

ЗАДАНИЕ. (Слайд № 6). Написать сочинение-миниатюру по иллюстрации, используя опорные слова и словосочетания: расположились у подножия горы, бархатное небо, дивный край, живительный воздух, небольшая поляна, запах горькой полыни, из-за мрачной тучи, под кудрявой берёзкой; плывут, словно странники, радостно на сердце, выйти к лесной опушке, играют в зелени деревьев.

- Назовите известные вам тропы.

(Чтение нескольких работ.)

ОБОБЩЕНИЕ. Сегодня мы :

- Вспомнили, сколько склонений есть у существительного. (Назвать).

- Определили, что не все имена существительные могут принадлежать к какому-то из трёх склонений. (Ответ учащихся.)

- Выяснили, что склонение существительного только по роду определить нельзя. (Ответ учащихся.)

- А самое главное - мы лишний раз убедились в том, что без помощи товарища в походе не обойтись. Только поддерживая друг друга в сложной ситуации, можно добиться желаемого результата.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. стр. 36; орфограмма №8; таблицы стр. 36-37., упр.92.

ОЦЕНКИ.

Приложение 1, приложение 2.