Цели:
Ход урока
На экране интерактивной доски тема урока (слайд №1)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сегодня на уроке мы отправимся в туристический поход. Но поход необычный. К концу путешествия мы должны:
- чётко определять склонения существительного;
- запомнить окончания существительных 1,2,3 склонения в Р., Д., П. падежах;
- писать их без ошибок в предложениях и словосочетаниях.
Собираясь в путь, нужно взять с собой всё самое необходимое и обязательно пройти инструктаж.
- Как нужно себя вести во время похода?
ПОДГТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ. Без предварительных тренировок в поход не отправляются даже самые опытные туристы. (Карта путешествия на отдельном экране).
ЗАДАНИЕ №1 Тест "Имя существительное" с последующей самопроверкой, (слайд № 2)
1. Найдите имя существительное:
а) далеко;
б) даль;
в) далёкий.
2.Найдите имя существительное:
а) темнеет;
б) темным-темно;
в) темнота;
г) тёмный.
3. Найдите имя существительное:
а) бег;
б) бегать;
в) бегом;
г) бегущий.
4. Укажите имя существительное, которое обозначает действие:
а) ходить;
б) ходьба;
в) ходоки;
г) пешеход.
5. Укажите имя существительное, которое обозначает состояние:
а) волнение;
б) волноваться;
в) взволнованный;
г) волна.
6. Как изменяется имя существительное:
а) по падежам и числам;
б) по родам;
в) по лицам и числам.
7. Найдите существительное 1-го склонения:
а) проспект;
б) магазин;
в) растение;
г) обезьяна.
8. Найдите существительное 2-го склонения:
а) цветочек;
б) хижина;
в) молодежь.
9. Найдите существительные 3-го склонения:
а) товарищ;
б) полночь;
в) гербарий;
г) аллея.
САМОПРОВЕРКА. (Контрольный лист на интерактивной доске.)
Звучит песня "Если с другом вышел в путь".
1-й ПРИВАЛ. Давайте сверим правильность нашего пути и маршрута по таблице.
1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ, (слайд № 3)
(Учащиеся вспоминают, что существительное относится к одному из трёх склонений.)
- Какие существительные относятся к 1,2, 3 склонениям?
- Приведите примеры.
склонение | род | в Им.п. ед.ч. оканчивается | примеры |
1 | женский мужской | На -А, -Я | Темнота, река, воля, ловля |
2 | мужской средний | на согласный; на -О, -Е |
Письмо, сторож, кофе, друг |
3 | женский | на согласный с Ь на конце | Дочь, мышь, дробь, ветвь |
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. (Задание: распределить существительные в 3 столбика: 1,2,3 склонение.)
Шалаш, товарищ, дача, молодёжь, плащ, врач, рожь, яблоко, ветка, мощь, малыш, задача, лес, туча.
(Параллельно два сильных ученика работают по карточкам.), (слайд № 4)
КАРТОЧКА №1. Задание: определить склонение существительных:
Не делал попытки; был на охоте; около недели; на свежем сене; в пышной зелени; в буйной поросли.
КАРТОЧКА №2. Задание: определить склонение существительных.
Решение задач; в плетёной корзине; на прошлой неделе; удили рыбу; любоваться утками; не было заботы.
ИТОГ. - Какие существительные относятся к 1 (2, 3) склонению?
- Как определить склонение существительного?
- К какому склонению мы отнесём существительные, которые не имеют
единственного числа? (Ни род, ни склонение определить нельзя.)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. - Молодцы! Пора двигаться дальше. (Пока звучит песня, физминутка - самомассаж ладоней рук и пальцев при помощи ребристых шариковых ручек.)
- Ребята, мы попали в Тупик ошибок. И чтобы снова выйти на нужную нам тропу, нужно проявить не просто зоркость, а орфографическую зоркость. Попробуем? (Слайд № 5).
ЗАДАНИЕ. Спишите, исправив орфографические ошибки. Расставьте, если нужно, недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
Идите вправо по тропинке и не сворачивайте на широкую дорогу. (Идите фправа па трапинки и несворачивайте на шырокую дарогу.)
(После выполнения задания один ученик набирает на интерактивной доске исправленный текст, комментируя исправления).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Чтобы снова не сбиться с пути, нужно выполнить здание, а поможет его выполнить таблица.
Работа с таблицей (вывешивается на доске).
Падежи | 1 скл. | 2 скл. | 3скл. |
Род. п. | -и (ы) | - | -и |
Дат. п. | -е | - | -и |
Предл. п. | -е | -е | -и |
КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО (на интерактивной доске). Задание: прокомментировать и объяснить правописание падежных окончаний.
К лесной опушк.е.; на небольшой полян.е.; край рощ.и.; нигде нет тен.и.; в буйной поросл.и.; запах полын.и.; в солнечном блеск.е. .
ИТОГ. По таблице.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Мы продолжаем наше путешествие, и чтобы не было скучно в пути, давайте поиграем.
ИГРА "БУМЕРАНГ". К существительным ед. ч. Подобрать существительные мн.ч. и наоборот (выполняется стоя с привлечением какого-нибудь предмета, например, мяча)
Ведро - певцы -
Бедро - концы -
Метро - щипцы -
Пень - кони -
Лень - пони -
ИТОГ: - В всегда ли можно образовать существительные ед. и мн. числа?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. - Молодцы! За интересным занятием и время проходит незаметно, и путь кажется короче.
2-й ПРИВАЛ. - Снова привал, но нас от него отделяет небольшой ручей, который можно перейти по узенькому мостику по-одному друг за другом, выполняя задание (упр.518). Товарища в трудной ситуации оставлять нельзя, поэтому следим за правильностью выполнения заданий на доске.
ИТОГ. - Можно определить склонение существительного только по роду? (Нет. Они могут относиться к разным склонениям.)
3-й ПРИВАЛ. Мы находимся на живописной поляне. (Появляются знаки на карте). Посмотрите внимательно вокруг. Тут висят какие-то знаки.
? - Кто знает, что они означают? (Шуметь нельзя! Осторожно, дикие животные! Место отдыха. Берегите животных! Разводить огонь в лесу запрещается!)
ЗАДАНИЕ. (Слайд № 6). Написать сочинение-миниатюру по иллюстрации, используя опорные слова и словосочетания: расположились у подножия горы, бархатное небо, дивный край, живительный воздух, небольшая поляна, запах горькой полыни, из-за мрачной тучи, под кудрявой берёзкой; плывут, словно странники, радостно на сердце, выйти к лесной опушке, играют в зелени деревьев.
- Назовите известные вам тропы.
(Чтение нескольких работ.)
ОБОБЩЕНИЕ. Сегодня мы :
- Вспомнили, сколько склонений есть у существительного. (Назвать).
- Определили, что не все имена существительные могут принадлежать к какому-то из трёх склонений. (Ответ учащихся.)
- Выяснили, что склонение существительного только по роду определить нельзя. (Ответ учащихся.)
- А самое главное - мы лишний раз убедились в том, что без помощи товарища в походе не обойтись. Только поддерживая друг друга в сложной ситуации, можно добиться желаемого результата.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. стр. 36; орфограмма №8; таблицы стр. 36-37., упр.92.
ОЦЕНКИ.