Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обобщить изученное об односоставных предложениях;
  2. расширить представления учеников об односоставных предложениях, их роли в различных видах текста;
  3. развивать речевую культуру учеников; навыки самостоятельной работы;
  4. воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой родине.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник русского языка под редакцией С.Г. Бархударова, рабочие тетради, раздаточный материал - карточки, компьютер, проектор, выставка книг М.Мокшина и В.Климова; урок сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 1; Приложение 2).

Ход урока

1. Оргмомент (сообщение темы и цели урока).

2. Разминка.

Найдите «Четвёртое лишнее». (на экране строчки из стихотворений), (Приложение 1, слайд 1)

  1. Тропа бежит с пригорка на пригорок…
  2. Радуюсь звезде на небосводе.
  3. Когда из школы вижу яркий свет,…
  4. Бежим купаться в полдень жаркий.

(1-двусоставное, остальные - односоставные).

После того, как учащиеся дают правильный ответ, с экрана проектора убирается первая строчка. (Слайд 1)

3. Ответить на вопросы:

- Какие предложения называются односоставными?

(Это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого).

- На какие основные группы делятся односоставные предложения?

(По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: с главным членом сказуемым и с главным членом подлежащим).

- Назовите типы предложений с главным членом сказуемым.

(Определённо-личные, неопределённо-личные, безличные).

- Как называются предложения с главным членом подлежащим? (Назывные)

4. На экране появляется схема (Слайд 2). Обратим внимание на схему.

5. Открыли тетради, записали число.

6. Работа у доски.

(1 ученик. Записать предложение, прокомментировать орфограммы, определить тип предложений, определить формы глагола-сказуемого).

- Рву ромашки на лугу. (опр-личн.) (глагол в форме 1 лица, ед.ч. наст.в.)

- Открыли памятник в саду. ( неопр – лич.) ( глагол в фоме прош.вр. мн.ч.)

К нему с букетами идут. (неопр – личн), (мн.ч., наст.вр., 3 л.)

- И голову дурманит от запаха цветов. (наст.вр.,ед.ч.,3л.безл.)

- Вьюжные ночи. (Назывное).

7. Работа по рядам: (на парте листок с отрывком из стихотворения)

(Проанализировать отрывок на наличие односоставных предложений.)

Для каждого отрывка – дополнительные вопросы: о чём говорит автор в этом отрывке?

1 ряд: (после прочтения стихотворения учеником, открывается слайд 3)

  1. В полдень в берёзовой роще покой,
    Иней в лучах серебриться,
    Каждую ветку поглажу рукой ,
    Чтобы теплом поделиться.
    И пожелаю им доброго сна,
    Пусть не пугает их вьюга:
    Скоро вернётся к нам снова весна
    С птицами с жаркого юга.
    М.Мокшин.

2 ряд (после прочтения отрывка из стихотворения учеником, открывается слайд 4).

  1. В зарослях малины заблужусь,
    А потом отправлюсь к тихой речке,
    Где в ветвях черёмух наизусть
    Соловей плетёт любви колечки…
    Вас. Климов.

3 ряд (после прочтения отрывка учеником, открывается слайд 5).

  1. Солнышко лучистое,
    Тихий ветерок,
    Речка серебристая,
    Пыль степных дорог.
    Колок у околицы,
    И поля пшеницы,
    Ивы к речке клонятся,
    Чтоб воды напиться.
    Вас. Климов.

8. (На экране стихотворение Василия Александровича Климова). (Слайд 6)

Стихотворение читает учитель.

Алмазные россыпи рос,
Летящие вдаль облака,
Таинственный шелест берёз,
Алого солнца закат.

Изнежены зноем сосны,
Стоят здесь не первый век…
Край ливней, морозов и солнца,
Истоков речушек и рек.

Изящности слов не хватает
Красу описать твою…
Родную природу Алтая,
Алтайскую землю мою
Искренне я люблю.

- О чём это стихотворение?

Какие выразительные средства языка использует В.А.Климов?

- Какие предложения использованы автором в этом стихотворении?

(В первой строфе автор использует назывные предложения, которые как раз и употребляются в поэзии для того, чтобы лаконично и точно нарисовать время и место действия, пейзаж, обстановку. С этой целью поэт использует этот тип предложений.)

- Найдите в тексте безличное предложение. (3 строфа.1,2 строчки)

Отражено состояние человека в тот момент, когда он говорит о любви к своей малой родине.

- Что необычного в этом стихотворении? (Это акростих: из начальных букв складываются слова – Алтайский край).

(На экране выделяются начальные буквы каждой строчки)(Слайд 6)

Слово учителя.

У Василия Александровича Климова, нашего земляка, Есть несколько таких стихотворений, по начальным буквам которых можно прочитать не только слова «Алтайский край», но и название нашего села «Буланиха».

9. На экране фото с зимним пейзажем.(Слайд 7).

А теперь внимательно посмотрите на эту фотографию, (что это?). (Необходимо взять фотографию со знакомым пейзажем местности, чтобы ребята с лёгкостью узнали это место.)

Используя слова – помощники, напишите сочинение-миниатюру о том, какие чувства навивает на вас этот пейзаж. (Используйте односоставные предложения). (3-4 минуты).

Смотрю, любуюсь, удивляюсь, сказка, хочу сказать, берегите.

10. Чтение нескольких сочинений.

- Какие предложения использовали для написания текста.

(1 лицо, выражены чувства говорящего.)

11. Мы с вами повторили все типы предложений, и, как итог один из учеников даёт обобщение по этой теме в виде презентации. Это было индивидуальное домашнее задание.

12. Закрепление. Работа с учебником.

Работаем «по цепочке». Упражнение №247.

13. Стихотворение М.М.Мокшина «Во имя счастья и любви» читает заранее подготовленный ученик. Это стихотворение состоит в основном из определённо-личных предложений, а вы ,ребята, определите, кому принадлежат строчки этого стихотворения. (читает)

Живёшь учительским трудом,
Себя в работе не жалея.
И школа, как родимый дом,
Всего дороже и милее.
От песен школьного звонка
Не утаить тебе улыбки.
У каждого ученика
Талант находишь без ошибки.
Ученики тепло и свет уносят с каждого урока,
И матери добрее нет,
Чем ты в любви своей высокой.
Ты провожаешь каждый год
В большую жизнь своих питомцев,
И в кругосветный их поход
Желаешь всем любви и солнца.
И на распутье всех дорог
Их заклинаешь от напасти.
И дай тебе за это Бог
На долгий век любви и счастья.

(После прочтения стихотворения отражается на экране), (Приложение 2, слайд 1).

- Кому посвятил М.Мокшин это стихотворение? (учителю)

- Действительно, учителю. И в частности нашей учительнице начальных классов Маргарите Николаевне Сатлаевой.

Я хочу пожелать всем, чтобы когда-нибудь о каждом из вас было написано что-то доброе, светлое, согревающее сердце и душу.

Все отрывки из стихотворений и стихи , использованные на уроке, взяты из книги М.М.Мокшина «Отчий край», которая была выпущена в этом году к 230-летию Буланихи.

В этой книге собраны стихи и рассказы буланихинцев, и вы знаете, что в этом сборнике есть стихи и наших двух ребят – Саши и Насти.

Очень хочется, чтобы они оба не бросали начатого дела, и пожелать им больших творческих успехов.

14. Тест с самопроверкой. На партах лежат карточки с тестовым заданием, ребятам даётся несколько минут на его выполнение, а затем на экране проектора поочерёдно появляются результаты теста.

(Слайд 2): сначала ответ на первое задание, потом на второе и т.д. Если ребята верно сделали задание, то рядом с ответом ставится «плюс», а если нет - «минус» . Затем учащиеся сами могут поставить себе оценку за это задание.

15. Д\з Из сборников М.М.Мокшина или В.А.Климова найти стихотворение с односоставными предложениями. Записать в тетрадь, определить тип предложений.