Сценарий урока-сказки с использованием компьютера. 1-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 1


Учебно-методическое обеспечение: УМК по русскому языку под редакцией Н.А.Чураковой
Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник, тетрадь, интерактивная доска.
Время реализации занятия: 45 минут

Задачи занятия
Познавательные:
- Создание условий для формирования умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме сочетание ЖИ – ШИ;
- Создание условий для совершенствования умения правильно списывать слова и предложения с печатного текста;
Развивающие:
- Продолжить работу по обогащению и уточнению словарного запаса и овладению связной речью;
- Создание условий для развития познавательной активности и фантазии.
Воспитательные:
- Создание условий для формирования умения работать самостоятельно, в парах, в группах;
- Создание условий для воспитания культуры общения, развитие интереса к русскому языку.
Валеологическая:
- Создание условий, способствующих укреплению здоровья.

   Авторский медиапродукт:
1.Операционная среда Word, Power Point.
2. Наглядная презентация учебного материала (31 Слайд).
3.Технологический сценарий: последовательная модель.              

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1.Недостаточное количество наглядного материала.
2.Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня   наглядности.
3.Повышение мотивации к учебному процессу.
4.Формирование компетентности обучаемых (поиск, отбор, упорядочивание информации).

Тип урока: изучение нового материала
Вид: комбинированный, урок-сказка.

Схема взаимосвязи кадров

План занятия:

1. Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся, создание мотивации к действиям на уроке. Психологическая установка на работу.
2.Тема, целеполагания, мотивация.
3.Изучение нового материала:
а) Создание эмоционального настроя.
б) Организация деятельности учеников по развитию каллиграфического навыка.
в) Организация деятельности учеников для формирования умения распознавать  орфограмму.
г) Организация работы в группах на этапе первичного закрепления с использованием элементов разноуровневой дифференциации.
д) Организация деятельности учащихся для овладения связной речью и развития умения списывать с печатного текста.
4.Создание условий для развития познавательной активности и фантазии.
5.Подведение итогов урока
6.Рефлексия
Слайд 1

Ход занятия:

 1.Организационный момент. Психологическая установка на работу.

Чтобы ты был счастлив,
Чтоб был счастлив я,
Посмотри на всех людей,

Обними себя.
Если трудно будет,
Другу помоги.
Любому человеку руку протяни.

- Повернитесь лицом к соседу, скажите ему: «Я желаю тебе добра;
    - Если тебе будет трудно, я помогу».
Нам хочется многое узнать. Мы волнуемся сейчас. Но ... все получится у нас!
 Слайд 2 – девиз урока

2. Тема, целеполагания, мотивация.     
Слайд 3 
- Прочтите слова
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи
- Что вы заметили?
(в каждом слове есть сочетание ЖИ или ШИ).
- Вы произносите [жы] или [ж’и]?, [шы] или [ш’и] ?
- Маша и Миша произносят звуки [жы] и [шы].
- Как вы думаете, правильно они произносят?
( Они произносят правильно. А  вот в старину произносили мягкие звуки)
- Попробуйте и вы произнести эти шесть слов так, чтобы слышались звуки [ж’и] и [ш’и]
- Получилось?
- Перед нами проблема. Сформулируйте какая?
( Почему же мы произносим [жы], а пишем жи; произносим [шы], а пишем ши?)
- Почему возникают ошибки при написании этих сочетаний, в чем проблема?
(проблема в том, что звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но после них не пишется буква Ы, а пишется буква И).
Сформулируем тему урока:
Слайд 4

3.Изучение нового материала.
- Откройте в учебнике русского языка главу 10 и сравните, совпадает ли тема урока , которую мы сформулировали с названием главы? ( да)
- А часто ли вы слышите чтобы произносили мягкие звуки[ж’и], [ш’и]?
( В наше время их так уже никто не произносит. Но это старинное произношение до сих пор отражается на письме! Прочитайте, как об этом говорит Волшебница.
Слайд 5,6
-Приведите примеры своих слов с этими сочетаниями
Слайд 7
1. Замени рисунок словом, в котором есть сочетание ЖИ или ШИ;
- Закройте глаза.
слайд 8
- Откройте глаза.

Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
Здесь сейчас идет урок.
А  учитель очень строг.

- Он дает своим ученикам трудные задания. Давайте им поможем!

3 (б) Организация деятельности учеников по развитию каллиграфического навыка.

Работа в тетради. Минута чистого и красивого письма. 

Слайд 9

Я тетрадь свою открою 
И наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На «отлично» напишу.

А чтобы правильно, красиво
Вы записали всё в тетрадь.
Вам пальчики необходимо
Как следует, размять.

- Упражнение "Домик"
- Прописывать мы будем наших героинь. Как думаете, какие буквы?
( Совершенно верно – ж – ш )
Слайд 10
- Дадим им характеристику.
Слайд 11
-Запишите сегодня у нас….
3 (в) Организация деятельности учеников для формирования умения распознавать  орфограмму.

- А с кем  будем продолжать дальнейшую работу на уроке вы узнаете из загадки.

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался….
Кто это? (Колобок)

Слайд 12-  появляется рисунок колобка
Слайд 13
- Напишите сочетание ЖИ столько раз, сколько колобков , а сочетание ШИ – столько героев сказки ( заяц, медведь, волк и лиса)
- Расскажите правило соседу, добавляя свои примеры.
(Дети работают в парах. Помогли Колобку вспомнить правило?).

Жил на свете Колобок,
Колобок – румяный бок.
Он из сказки укатился
И сегодня к нам, ребята,
На урок он прикатился 

И как вы и догадались урок наш будет похож на сказку.
Слайд 14  

Вы конечно вспомнили сказку, как она называется, кто её герои и автора?

- Волк, Медведь, Зайчик и Лиса -
Ну просто чудеса
И если с их заданиями
Ты справишься, дружок,
К бабушке и дедушке
Вернётся Колобок!

Первое задание мы вместе с Колобком поможем выполнить кому?
 Слайд 15,16
- Прочитайте, спишите только слова с нашей орфограммой.
Работа проверяется. На слайде новая таблица:
Слайд 17
- Почему эти слова записали?
(во всех словах наша орфограмма).
- Поделите на группы:
Слайд 18
Обрадовался Зайка, поблагодарил Колобка за помощь.
А колобок устал немного и предлагает отдохнуть
Слайд 19
Физ. минутка
- Отдохнул Колобок вместе с ребятами на перемене и пошёл на урок.
Сел он за парту,
А тут к нему
Слайд 20
 Волк тихонько подошёл
Здравствуй, Колобок. Вот ты мне и попался. А зачем я тебе?
Я с утра не ел совсем
Вот тебя сейчас я съем
Ничего у тебя не получится. Ты плохо правила знаешь, а я со своими друзьями могу тебе помочь.
Это верно, задал мне учитель задание, да не простое .
 г) Организация работы в группах на этапе первичного закрепления с использованием элементов разноуровневой дифференциации.
- Покажем волку, как мы умеем работать в группах.
Для группы 1 (слабые учащиеся).
- Составьте из слогов 4 слова с сочетанием ЖИ – ШИ.
Для группы 2, 3 (средний уровень).
- Вставить в слова пропущенные сочетания: ЖИ или ШИ.
Для группы 4 (высокий уровень).
- Вставить в предложения слова с сочетанием ЖИ – ШИ.
(Дети работают).
Дети, которые справились с работой раньше других, выполняют на отдельных листочках задания- тесты (для детей продвинутого уровня). (Тест прилагается) Задания проверяются, когда все группы справились с работой.
1 группа:
(читают вслух учащиеся со слабым навыком чтения)
2 группа:
(читают вслух слова с сочетаниями ШИ)
Слайд 21 ( добавлено новое слово)
- Какого слова у вас не было?
- Покажи ландыш.
- Что вы о нем узнали на уроках Окружающего мира?

  • Растение ядовито.
  • Это лекарственное растение.
  • Ландыш занесен в Красную книгу природы и находится под охраной.

3 группа:
(читают вслух слова с сочетаниями ЖИ)
к 4 словам добавлено еще одно.
Слайд 22 ( к 4 словам добавлено еще одно)
- Какого слова у вас не было?
- Что вы знаете о стрижах из учебника – хрестоматии?

  • Скорость 300 км/ч, самые быстрые птицы.

- Что вы знаете о жирафе?

  • Самое высокое животное, высота до 6 метров.

4 группа:
- Прочитайте свои предложения.
- На сосне растут шишки. ( и т.д.)
Слайд 23 - шишки
- Покажите, где еловая, а где сосновая шишка.
(Помогли Волку узнать много новых слов с сочетанием ЖИ – ШИ?)
- Молодцы снова мы выручили Колобка и помогли волку.
Он доволен остался, побежал в футбол играть, а наш Колобок задумался. Вдруг его кто-то за рукав дёргает. Поднял он голову , а перед ним -
Слайд 24

Колобок, я тебя сейчас съем!
Что ты! Миша! Есть меня нельзя!
Посмотри со мной мои друзья!
Ладно, вкусный колобок,
Отпущу тебя дружок.
Пусть девчонки и мальчишки
Выполнят задания для Мишки  
Поможем, ребятки?

3. (д) Организация деятельности учащихся для овладения связной речью и развития умения списывать с печатного текста.
- Поможем медведю составить предложения о том, как передвигаются другие животные.
(дети составляют из отдельных слов, написанных на доске предложения).
- Стрижи летают. Ерши плавают. Ужи ползают.
- Стрижи какие ?
Быстрые. Проворные . Стремительные
- Летают где?

  • В небе. Над полем. За рекой.

- Ребята 4 группы пишут предложение по памяти, находят в предложении основу и подчеркивают слова-названия предметов и слова – названия действий.
(Быстрые стрижи летают в небе)
- Остальные ребята списывают с доски любое предложение из трех (по выбору).
- Прочитайте, подчеркните орфограмму.
- Назовите 2 правила, которые надо помнить при записи предложений.
(Большая буква в начале предложения, точка в конце.)
Молодцы, ребята! Справились с заданием, отблагодарит вас Колобок! А сам он, бедняжка, устал, присел на пенёк отдохнуть:
Слайд 25
Физ. минутка.
Доволен Мишенька остался, распрощались они как хорошие друзья и покатился наш Колобок домой, занятия в лесной школе уже закончились. Вдруг между кустами мелькает чей – то хвостик
Слайд 26
Конечно Лиса. Хитро, ласково так заговорила:

«Здравствуй Колобок, румяненький бочок.
Я Лисичка – сестричка,
Я хожу неслышно
По привычке на охоту вышла
Слышала по лесу гуляешь, зверушкам помогаешь.
А вот сможешь ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу самая грамотная. А не выполнишь я тебя съем. Делать нечего, испугался Колобок рыжей. Пришлось ему соглашаться. Поможем и мы Колобку.
Так вот Колобок румяный бок для начала задание полегче – найди начало и конец слов.
Слайд 27
Молодцы, хорошие у тебя помощники, Колобок!
А вот моё следующее задание:
4. Создание условий для развития познавательной активности и фантазии.
Я очень люблю сказки. Придумай мне сказку со своими друзьями про твою новую компанию жи –ши ( Как так получается не могу понять почему мы слышим [ы], а пишем – и -?
Чтобы Лиса не съела Колобка, давайте вместе поможем ему.
( Дети фантазируют, рассказывают свои сказки)
- Подводя итог учитель рассказывает свою)
Вариант1 (вариант 2 прилагается)
В давние – давние времена пришли братья Ж и Ш в гости к гласным и стали с ними знакомиться. Все гласные были на месте только буковки И нигде не могли найти.
«Где же И ? – спросили они у проходящей мимо красавицы Ы.
-« Она не хочет с вами знакомиться» , ответила та. Расстроились братья и ушли. Но по дороге домой они встретили больную и несчастную букву И, которую злодейка буква Ы
не пустила в дом. Бедняжка горько плакала. Братья проводили больную домой, навещали её, приносили для неё лекарства и вскоре стали лучшими друзьями. А на Ы обиделись навсегда, ведь из – за неё скромная буква И чуть не умерла. Навечно помните и вы :
Ж и Ш дружат с И и злы на Ы. Всегда пиши ЖИ и ШИ ( произноси мягко)
Вот какая история случилась в давние – давние времена.
- Как вы думаете, почему так произошло? Почему братья – рыцари выбрали букву И ?
( рассуждения и выводы детей заслушиваются)
- Итог сказанному подводит учитель:
Ж и Ш были сильными и крепкими рыцарями. Они мечтали встретить прекрасную и нежную принцессу, поэтому Ы – строгая - им не понравилась, а понравилась скромная и ласковая И. И они, конечно, были счастливы, потому что сильный всегда должен быть рядом со слабым и защищать его.
Ну и молодцы, Колобок ,у тебя друзья! Теперь никогда не допущу ошибку в написании сочетаний ЖИ и ШИ.
И вы ребята молодцы, помогли Колобку. Без вашей помощи не справился бы он и лиса наверняка бы его съела. Расстроилась Лиса что осталась без обеда, да делать нечего Заканчивается наша сказка хорошо. Колобок остался цел и невредим, все задания выполнены. Молодцы! Спасли Колобка от хитрой Лисы, покатился он по тропинке прямо к бабушкиному и дедушкиному домику. А те ждут его, увидели, радуются:
Слайд 28,29

5.Итог урока.
- В начале урока я предупредила вас, что урок похож на сказку.

Сказка по лесу идет,
Сказка за руку ведет,
Сказка умница и прелесть,
С нами рядышком живет.

Давайте оценим свою работу.
- Что было сказочным на уроке, а что нет?
- Что нового узнали?
- Что показалось трудным? - Какое задание было самым интересным?
6. Рефлексия.
- Поставьте «+» на полях, если вы согласны с моим высказыванием:

  • Я работал хорошо
  • Мне все понятно
  • Мне было интересно
  • - А с каким настроением вы уходите с урока выразите на лице колобка и поместите на доску.

Слайд 30
Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки.
Но помните:
Слайд 31

В мире много сказок грустных и смешных Нам нельзя без дружбы. Пусть герои сказок  Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!    

Слайд 31

Друзья, урок наш кончен.
Все постарались, как смогли.
Мы снова ждем все с вами встречи.
До новых встреч, простимся мы.

Приложение