Предмет: Интегрированный урок по русскому языку и природоведению.
Система: Традиционная.
Класс: 1 (1 - 4)
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технология: Личностно-ориентированного обучения.
Общедидактическая цель урока:
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применении знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную, парную и групповую формы организации познавательной деятельности.
Триединая дидактическая цель:
1. Образовательные:
- создать условия для формирования понятия слово - имя собственное.
- создать условия для формирования умения находить в предложении собственное имя животного.
2. Развивающие:
- создать условия для развития мышления, обогащения словарного запаса.
3. Воспитательные:
- создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать своих одноклассников.
Методы обучения:
1. Частично-поисковый
2. Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности
1. Фронтальная
2. Парная
3. Групповая
4. Индивидуальная
Средства обучения :
1. Руднянская Е.Н. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах, Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Учебник Русский язык (2 ч.), Волина В.В. "Учимся играя",
2. Дидактический материал на доске, раздаточный материал на парте.
ХОД УРОКА
_. Организационный момент
Работа в парах, затем 1 уч-ся читает вслух, остальные следят
__. Словарная работа
___. Минутка чистописания
IV. Физ. минутка
V. Актуализация новых знаний
VI. Первичное закрепление
Работа в парах
VII. Индивидуальная работа. Закрепление новых знаний
IX. Работа в группах
X. Итог урока |
- Урок русского языка. Сегодня встретится много интересных заданий и чтобы их выполнить, надо быть очень внимательными, работать дружно и активно. - Русский язык красив и разнообразен, богат пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. И чем богат словарный запас, тем грамотнее человек. Я предлагаю поиграть в игру: "Фразеологический зверинец". - Доскажите словечко. Голоден как _______ Хитёр как__________ Труслив как__________ Здоров как________ Нем как___________ - Когда так говорят? - Как вы догадались, наш урок посвящён представителям животного мира. - Какие пословицы, поговорки вы знаете о животных?
1.
2.
3.
4.
5. Кто имеет гребень, но не причёсывается? (петух) На доске: П .тух, м. дведь, к . рова, л . сица, за . ц (е, е, о, и, я,) - Вставьте пропущенные буквы. - Что о них можно сказать? (гласные, безударные, непроверяемые ударением, написание, которых надо запомнить. - Найдите среди слов, слово, где звуков меньше, чем букв. (медведь-7б., 6зв.) - Докажите. - Назовите слова, где звуков < букв - Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (заяц- 4б, 5зв.) - Почему, объясните? - Приведите свои примеры. - Какие буквы обозначают два звука? - В каких случаях эти буквы будут иметь два звука? (е, ё, ю, я) 1. после гласных 2. в начале слова 3. после ь и ъ знака . - Подберите слова. - Что общего в этих словах? (Представители животного мира.) Знакомство с новым словом: - Расшифруйте слово: бакасо, собака - Запишите слово. Придумайте предложение. - На какие группы можно разделить изученных нами животных? (Дикие и домашние) - Дайте определение этим группам. Домашние животные живут рядом с человеком, за ними ухаживает человек. Дикие животные сами заботятся о себе (строят жилище, добывают пищу) (Ж, ж)учка, (Б, б)урёнка, рыжая, (р,Р)яба, (м,М)урка ? - Прочитайте слова и скажите, какое слово лишнее и почему? (Отвечают на вопрос кто? слова - предметы, это клички животных, лишнее - какой? - слово "рыжая" - признак предмета.) - Что такое кличка животного? (Собственное имя животного.) Вывод: Собственные имена пишем с заглавной буквы. (ф.и.о., назв. городов, рек, клички животных и т. д.) - Выпишите только первую букву кличек животных. Подумайте, какую букву напишите в кличках животных.
- Какие буквы вы будете писать? (Заглавные: Ж Б Р М) - Найдите самую красивую букву. На доске: Тема урока: Собственное имя. Клички животных. - Какие орфограммы увидели в названии темы урока? (сочетания: чк, жи) (Козочка, горочка, кочка, почка, звёздочка, булочка, строчка, точка, жильё, машина, рыжий, тишина, пружина и т. д. :) - Мы продолжим изучение заглавной буквы в словах. - Сначала вспомним, что мы уже знаем о большой букве. - Какой группе животных можно дать кличку? (домашним жив.) На доске: Дом охраняет собака. Собака (д, Д) ружок охраняет дом. - Что написано на доске? (Предложения повествовательные.) - Что общего в этих предложениях? (В предложениях говорится о собаке.) - Какое различие можете назвать в этих предложениях? ( в 1 пр.- говорится просто о собаке, а во 2-м - о собаке, которую зовут Дружок. - Что такое Дружок? (Дружок - кличка собаки.) - Как вы понимаете "кличка"? ( Кличка - это имя животного) - Если это имя, то как будем писать? - Запишите второе предложение. Раскройте скобки. -Почему слово "собака" записано по-разному? (В 1-ом пр.- название животного, а во 2-ом пр. - начало предложения) (Клички животных пишутся всегда с большой буквы.) Физ. минутка. - Я буду читать стих-е, если вы услышите кличку животного, то поднимите руки, а если слово - название животных - руки вниз кошка Маришка, котёнок Тишка, щенок Дружок, цыплёнок Пушок, корова Бурёнка, коза Найдёнка петух Крикун, козёл Бодун красивая синичка -Как напишешь клички? Проверка памяти. -Кто назовёт животных? -Кто вспомнит клички животных ? - Соедините клички рядом с названием животных? корова - Розка лошадь - Жучка баран - Бурёнка собака - Ночка коза - Буян - Почему слова правого столбика записаны с заглавной буквы? - Подчеркните первую букву в кличках животных. Какую орфограмму вы подчеркнули? Проверка. Повторение правила. - Найдите кличку животного. Замените, где нужно строчную букву на заглавную. Псу шарику подарили шарик. Котёнок пушок поймал пушок. Жеребёнок ветер мчался, как ветер. Проверка. Работа в группах. "Зоркий глаз" Сосчитать животных глазами. - На какие две группы разделили животных? - Каким животным вы дадите кличку? Итог урока: - Чему мы учились на уроке? - Как будете писать клички животных? Рефлексия. - Кому понравилось работать на уроке? |
Настрой на успешный урок.
Подготовка к основному этапу урока
Устно
Дети называют свои пословицы, поговорки, подготовленные заранее.
Учитель читает загадки о животных, дети отгадывают и называют представителей животного мира. Дети показывают безударные гласные непроверяемые ударением (веер букв)
Знакомство с новым словом
Дети дают определение представителям животного мира.
Усвоение новых знаний и способов действий. Проблемная ситуация
(Открывается тема урока) Дети называют слова на правило.
На доске
Самооценка Работа по учебнику правило проговаривается хором
На доске картинки с изображением животных. Дети называют животных и вспоминают его кличку.
Работа в парах (на столе карточки)
Работа по карточкам На доске текст: дети объясняют значение слова, учитель исправляет букву. На доске (образец), на парте карточки для работы в парах |