Коллективное учебное занятие построено по принципу четырехтактного урока. Структура такого урока следующая:
А) фронтальная (далее Ф) работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;
Б) парная:
- работа в постоянных парах (далее ППС) - тренаж. Повторение, закрепление материала, предъявленного во фронтальной работе;
- работа в парах сменного состава (далее ПСС) - глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;
В) групповая (далее Г) - работа в малой группе;
Г) индивидуальная (далее И) - самостоятельное выполнение заданий по теме.
Работа на уроке организована в сводных отрядах. Что это такое? Сводный отряд (далее СО) - это микрогруппа учеников, которые собрались вместе только для решения одной проблемы, изучения одного вопроса. Как только эта работа выполняется, сводный отряд распадается и формируется новый, в новом составе. Работа в сводном отряде ведется в парах постоянного и сменного состава. В каждом отряде есть консультант по теме. В его функции входит прежде всего консультация учащихся по своей теме, ведение табло отряда, работа с табло класса. Консультанты повторили всю тему заранее и проработали её с учителем.
Класс разбит на 5 СО:
- СО 1 - ССП с соединительными союзами;
- СО 2 - ССП с противительными союзами;
- СО 3 - ССП с разделительными союзами;
- СО 4 - ССП с общим второстепенным членом предложения и вводным словом;
- СО 5 - отличие ССП от простого предложения с однородными членами с одиночным союзом И.
У консультантов есть план работы отряда с теоретическими и практическими заданиями (см. Приложение 2), табло отряда (см. Приложение 3). В табло они вписывают фамилии учеников, которые отработали тему, и выставляют баллы за выполнение.
В конце занятия проводится контрольная тестовая работа. Здесь представлены разные варианты контрольных работ, учитель может выбрать по своему усмотрению варианты или отдельные задания.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме "Сложносочиненное предложение", подготовиться к ЕГЭ.
Содержание урока | Оргформы | Примечание |
Актуализация темы. Объявление темы и цели урока. Проверочная работа на повторение. |
Ф
|
См. Приложение 3 Тема 1 |
Подготовка к ЕГЭ. Работа с медиапроектором: тренаж по орфоэпическим, грамматическим, синтаксическим нормам. Самопроверка. Подготовка к выполнению части С: работа в режиме эксперта. Учащимся выдаются тексты заданий к части С и сочинения учащихся. Учащиеся оценивают их по критериям проверки, предлагают свои варианты. Заслушивание выступлений от групп |
ППС
И Г |
См. Приложение 1 См. Приложение 2 |
Работа в сводных отрядах (СО-1, СО-2, СО-3, СО-4, СО-5) | Г, ППС,ПСС, И | См. Приложение А, Б |
Контрольная тестовая работа | И | См. Приложение 3 Тема 2 |
Приложение А
Планы работы СО
СО - 1
ПЛАН РАБОТЫ
- Выучи правило и расскажи его.
- Объясни пунктуационную схему.
- Выполни в паре упражнения.
- Проверь их у консультанта.
Правило:
Сложносочиненное предложение - это сложное предложение, части которого независимы, равноправны и соединяются сочинительными союзами, в том числе соединительными И, ДА(=И), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НЕ ТОЛЬКО:НО И, КАК:ТАК И.
Части сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятой.
Погляжу на хибарки, и сердце сжимается.
[ ], и [ ].
1. Укажите номера ССП с соединительными союзами (знаки препинания не расставлены).
А) Не только парни но и девушки работали охотно и с задором.
Б) Как листва так и сами деревья переливались на солнце.
В) Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней но всё небо было обложено ими.
Г) Капитан остановил пароход и все стали проситься погулять.
Д) Странный старичок говорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня.
Е) Не только она без нас не обойдётся но и нам без неё не жить.
Ж) Приходилось стоять закрыв глаза и отдыхать чувствуя биение пульса в венах.
Укажите, в каком месте следует поставить запятую?
А) Днём дул лёгкий ветерок и падал снежок.
Б) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.
В) Война ничего не отменила и только все чувства стали острей.
Г) Дуня села в кибитку подле гусара и слуга вскочил на облучок.
Д) Далеко на юге шёл бой и на севере вздрагивала земля от ударов.
СО - 2
ПЛАН РАБОТЫ
- Выучи правило и расскажи его.
- Объясни пунктуационную схему.
- Выполни в паре упражнения.
- Проверь их у консультанта.
Правило:
Сложносочиненное предложение - это сложное предложение, части которого независимы, равноправны и соединяются сочинительными союзами, в том числе противительными А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО.
Части сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятой.
Машины остановились, однако люди не тронулись с места.
[ ], однако [ ].
Укажите номера ССП с противительными союзами (знаки препинания не расставлены).
А) Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет ель.
Б) Лес не школа а всех учит.
В) Лось ушёл зато рядом раздавался звук издаваемый слабым существом.
Г) Он однако совсем не собирался уезжать.
Д) Мы уже хотели уходить однако вернулся Петр и пригласил в дом.
Е) Мал да удал.
Ж) Лес част но глух.
Укажите, в каком месте следует поставить запятую?
А) Мир разноязычен но все люди плачут одинаково.
Б) Я устал однако мои товарищи не собирались останавливаться.
В) Мы прошли много километров сегодня но не устали.
Г) Мал золотник да дорог.
Д) Я не люблю джаз зато мой друг им восхищён.
СО - 3
ПЛАН РАБОТЫ
- Выучи правило и расскажи его.
- Объясни пунктуационную схему.
- Выполни в паре упражнения.
- Проверь их у консультанта.
Правило:
Сложносочиненное предложение - это сложное предложение, части которого независимы, равноправны и соединяются сочинительными союзами, в том числе разделительными ИЛИ, ЛИБО, ТО:ТО, НЕ ТО:НЕ ТО.
Части сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятой.
То падал снег, то вдруг припускал сильный холодный дождь.
Только иногда мелькнёт берёзка, или мрачной тенью встанет ель.
То [ ], то [ ]. [ ], или [ ].
Укажите номера ССП с разделительными союзами (знаки препинания не расставлены).
А) Это был Виктор Степанович или Степаныч.
Б) Можешь шагу прибавить или силенок не хватает?
В) Уймись или худо будет.
Г) Впереди виднелись заросли или болота.
Д) То гром то молния пугали туристов в палатке.
Е) Не то охотники стреляют не то где-то идет гроза.
Укажите, в каком месте следует поставить запятую?
А) Я любил вечерами слушать рассказы матери или читать книги.
Б) Не то маячили на той стороне горы не то это только казалось.
В) Или мы пойдем завтра в поход или нам придется сдать снаряжение.
Г) То увидишь двух белок то выскочит навстречу лиса то перебежит дорогу работяга-ёжик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь.
СО - 4
ПЛАН РАБОТЫ
- Выучи правило постановки запятой и расскажи его.
- Объясни пунктуационную схему.
- Выполни в паре упражнения.
- Проверь их у консультанта.
Правило:
Если части сложносочиненного предложения соединены одиночным союзом И, то между ними не ставится запятая при наличии общего второстепенного члена предложения или общего вводного слова.
После восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь.
По-видимому, погода испортится и мы не пойдем в поход.
[ ОВЧ ] и [ ].
[ ВС, ] и [ ].
В каких предложениях не надо ставить запятую между частями сложносочиненного предложения? Почему?
А) Но слишком рано твой ударил час и вещее перо из рук упало.
Б) Было поздно и ветер бился и хлестал в окно.
В) Вечер теплый и такая тишина.
Г) В нашей реке дно разноцветное и раки попадались тоже разноцветные.
Д) Казалось, полосы света проникали в гущу трав и берега вспыхивали сотнями огней.
Укажите номера предложений, в которых ставится запятая.
А) Вдали темно и чащи строги.
Б) Он вошел и все замерли.
В) Пустыня внемлет богу и звезда с звездою говорит.
Г) Скорее всего ссора прекратилась и все помирились.
Д) По ночам молчали маяки и вспыхивал фугас.
СО - 5
ПЛАН РАБОТЫ
- Выучи правило и расскажи его.
- Объясни пунктуационную схему.
- Выполни в паре упражнения.
- Проверь их у консультанта.
Правило:
Следует отличать друг от друга сложносочиненное предложение и однородные члены предложения, соединенные одиночным союзом И.
Между частями ССП (если нет ОВЧ, ОВС, общего придаточного предложения) ставится запятая, между однородными членами предложения - нет.
Было темно, и сквозь стекло я ничего не видел..
В начале апреля в саду уже шумели и пели свои песни скворцы.
[ ], и [ ]. ? и ?
Укажите, какие предложения являются сложносочиненными?
А) Как будто погасла лампочка и на душе стало холодно.
Б) Книга великолепна и читается на одном дыхании.
В) Начался сильный дождь и быстро намочил дорогу.
Г) Девочка подошла к ребенку и тот ласково улыбнулся ей.
Д) Быстро потемнело и началась гроза.
Укажите номера предложений, в которых следует поставить запятую.
А) Старый Бульба вскочил из-за стола и стал топать ногами.
Б) Ревела гроза и ливень был просвечен молниями.
В) Воздух обжигает лицо первым морозом и трава седеет от тумана.
Г) Женщина шла через поле и несла в руках рябиновый букет.
Д) Ещё цветет ольха и её сережки дымятся от ветерка.
Приложение Б
ТАБЛО УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО - консультант :::::
Фамилия, имя | Правило | Схемы | Задание 1 | Задание 2 |
Кол-во баллов-2 | Кол-во баллов-1 | Количество баллов определяется количеством правильных ответов | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 |