Игра на уроке русского языка

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


В нашей школе есть свои традиции. Одна из них — интеллектуальные игры. Они проводятся на уроках, если материалы игры соответствуют изученной теме, в свободное время на турнирах или на классных часах, во время дальних поездок, в доброхотском или математическом школьном лагере.

На уроке игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Игра “Пентагон” — это командное соревнование. В командах может быть по 3-7 человек (численность в команде зависит от общего количества в классе или отряде). В одну игру в командах должно быть поровну человек или + – 1) и 2 ведущих (один – ведёт игру, объявляя вопросы и правильные ответы, а дугой – делает подсчёт баллов).

“Пентагон” — самая популярная в школе и интересная интеллектуальная игра. Такая форма игры, как “Пентагон”, имеет наибольшую информативность и развивает навыки анализа информации. Ответы на вопросы в этой игре обозначают один предмет, явление, лицо и т.п. (т.е. являются существительными или именам собств.) Вопросы здесь следующего вида: сначала говорится о том, что это за предмет (музыкальный инструмент/ученый/предмет быта/судно и т.п.), и тут же объявляется первая подсказка. На обдумывание каждой подсказки (их всего 5) дается определенное одинаковое время (например, одна минута). В этот период команды должны успеть подумать и сдать ответ в письменном виде или принять подсказку во внимание. По истечении отведенного времени объявляется следующая подсказка. Если команда ответила правильно после 1 подсказки, то ей дается 5 баллов, после 2 – 4, после 3 – 3 и т.д. За неправильный ответ вычитается 1 балл. Для подсчёта баллов удобно использовать специальную таблицу (см. Приложение). Подсказка представляет из себя фразу, по которой можно определить этот предмет. Первая подсказка — самая сложная.

Вот пример вопроса. Тема вопроса: “Слово”

1 подсказка. Одно из значений этого многозначного слова – “узкая, плоская, слабо выступающая из стены вертикальная полоса, делящая стену по всей ее высоте”.
2 подсказка. Это часть ключицы в скелете человека.
3 подсказка. Это выдающаяся парная кость на спине.
4 подсказка. Это дворницкий инструмент небольших размеров.
5 подсказка. Домохозяйки пользуются таким предметом для переворачивания котлет, а во время приема гостей – для раскладывания торта.

Ответ: лопатка.

Команды сдают ответ на листочке (карточке), на котором указывают название команды, номер вопроса и номер подсказки и, разумеется, ответ. Ответные листы можно заготовить заранее по образцу:

Название команды__________________

№ вопроса_________________________

№подсказки______________________

Ответ____________________________

Предлагаю одну из игр “Пентагон” по русскому языку, которую можно провести в 5, 6 или 7 классе.

Игра “Пентагон” по русскому языку по теме “Лексическое значение слова”.

I. Тема вопроса: “Слово”. Ответ: огурец

  1. Это слово означает овощ.
  2. С ним сравнивают либо совсем юных, либо старых, но бодрых.
  3. Раньше брадобреи подкладывали его за щеку клиентам.
  4. На юге растёт тот, которого называют “бешеным”.
  5. Его срывают всегда зелёным и на еду, и для консервирования.

II. Тема вопроса: “Предмет”.Ответ: колокол

  1. Со старых времён они носят имена собственные, такие как Колодарь, Медведь, Лебедь, Козёл и даже Царь.
  2. Ими пользовались раньше водолазы и железнодорожные кондукторы.
  3. В названии этого предмета дважды звучит древнее русское слово, означающее круг.
  4. У этого предмета есть язык, и он работает языком.
  5. Если работают сразу с тремя из них, раздаётся трезвон.

III. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: очки

  1. Этот древнейший прибор.
  2. Это – достоинство карты.
  3. Это – заменители баллов.
  4. С ними не справилась Мартышка.
  5. Это изображено на капюшоне королевской кобры.

IV. Тема вопроса: “Предмет”.Ответ: бумага

  1. На фабрике Уотмана это было гладким и плотным.
  2. Говорят, что “она очень терпелива”.
  3. В основном, она состоит из целлюлозы.
  4. Раньше вместо неё использовали глину, воск, кожу.
  5. На ней учатся писать.

V. Тема вопроса: “Слово”.Ответ: барабан

  1. Это слово называет венчающую часть здания, несущую купол, в форме цилиндра или многогранника.
  2. Полый цилиндр в механизмах, а также вообще техническое устройство цилиндрической формы.
  3. От этого слова возник хирургический термин, характеризующий часть слухового аппарата человека.
  4. Это ударный мембранный музыкальный инструмент.
  5. Если вам безразлично, значит, вам “всё по нему”

VI. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: тубус

  1. Однокоренное слову, которое называет медный духовой музыкальный инструмент, самый большой по величине и самый низкий по звучанию.
  2. Также оно однокоренное слову, называющему предмет для хранения полужидких веществ.
  3. Это трубка, в которой заключены окуляры микроскопа.
  4. По-итальянски корень звучит как tuba, по-французски как tube, а имя предмета произносится как латинский корень.
  5. Цилиндрический футляр для хранения чертежей.

VII. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: глава

  1. Наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, конуса, луковицы или зонтика.
  2. Человек, исполняющий ведущую роль в руководстве административной единицы (района, города, государства).
  3. Часть крупного литературного произведения.
  4. Слово содержит характерное русское неполногласие.
  5. Этим приходится всему хлеб…

VIII. Тема вопроса: “Предмет”.Ответ: самовар

  1. Раньше он предназначался для изготовления сбитня.
  2. Описан случай, когда он возглавил бунт против неряшливой и ленивой хозяйки.
  3. Описан случай, когда его купили за полкопейки.
  4. С ним не стоит ездить в Тулу.
  5. У него “мы с Машей” чай пили вечерком.

IX. Тема вопроса: “Слово”.Ответ: инициатива

  1. Термин, означающий право вносить проекты законов.
  2. Слово пришло в русский язык из французского и позднелатинского (“начинать, начинаться”).
  3. Имеет то же происхождение и те же орфограммы-гласные, что и слово инициалы.
  4. Одно из значений – почин, побуждение к началу какого-либо дела, руководящая роль в каких-либо действиях.
  5. Одно из значений – способность к самостоятельным активным действиям, предприимчивость.

X. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: программа

  1. Слово пришло из французского языка со значением “объявление, афиша, распоряжение”.
  2. Краткое изложение содержания и методических установок предмета, курса, преподаваемого в учебном заведении.
  3. Изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля.
  4. Порядок проведения чего-либо: праздника, концерта и т.д., а также листок с перечнем исполняемых номеров.
  5. План предстоящей деятельности, работ, мероприятий.

XI. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: иммунитет

  1. В немецкий язык это слово пришло из латинского языка со значением “освобождение от повинностей, податей, налогов”.
  2. Право на неприкосновенность, предоставляемое лицам, занимающим особое место в государстве.
  3. Первая безударная объясняется латинской приставкой im-.
  4. В переносном значении это способность противостоять чему-либо, сохраняя спокойствие и невозмутимость.

Этот биологический термин означает способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Приложение