В нашей школе есть свои традиции. Одна из них — интеллектуальные игры. Они проводятся на уроках, если материалы игры соответствуют изученной теме, в свободное время на турнирах или на классных часах, во время дальних поездок, в доброхотском или математическом школьном лагере.
На уроке игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Игра “Пентагон” — это командное соревнование. В командах может быть по 3-7 человек (численность в команде зависит от общего количества в классе или отряде). В одну игру в командах должно быть поровну человек или + – 1) и 2 ведущих (один – ведёт игру, объявляя вопросы и правильные ответы, а дугой – делает подсчёт баллов).
“Пентагон” — самая популярная в школе и интересная интеллектуальная игра. Такая форма игры, как “Пентагон”, имеет наибольшую информативность и развивает навыки анализа информации. Ответы на вопросы в этой игре обозначают один предмет, явление, лицо и т.п. (т.е. являются существительными или именам собств.) Вопросы здесь следующего вида: сначала говорится о том, что это за предмет (музыкальный инструмент/ученый/предмет быта/судно и т.п.), и тут же объявляется первая подсказка. На обдумывание каждой подсказки (их всего 5) дается определенное одинаковое время (например, одна минута). В этот период команды должны успеть подумать и сдать ответ в письменном виде или принять подсказку во внимание. По истечении отведенного времени объявляется следующая подсказка. Если команда ответила правильно после 1 подсказки, то ей дается 5 баллов, после 2 – 4, после 3 – 3 и т.д. За неправильный ответ вычитается 1 балл. Для подсчёта баллов удобно использовать специальную таблицу (см. Приложение). Подсказка представляет из себя фразу, по которой можно определить этот предмет. Первая подсказка — самая сложная.
Вот пример вопроса. Тема вопроса: “Слово”
1 подсказка. Одно из значений этого
многозначного слова – “узкая, плоская, слабо
выступающая из стены вертикальная полоса,
делящая стену по всей ее высоте”.
2 подсказка. Это часть ключицы в скелете человека.
3 подсказка. Это выдающаяся парная кость на спине.
4 подсказка. Это дворницкий инструмент небольших
размеров.
5 подсказка. Домохозяйки пользуются таким
предметом для переворачивания котлет, а во время
приема гостей – для раскладывания торта.
Ответ: лопатка.
Команды сдают ответ на листочке (карточке), на котором указывают название команды, номер вопроса и номер подсказки и, разумеется, ответ. Ответные листы можно заготовить заранее по образцу:
Название команды__________________ № вопроса_________________________ №подсказки______________________ Ответ____________________________ |
Предлагаю одну из игр “Пентагон” по русскому языку, которую можно провести в 5, 6 или 7 классе.
Игра “Пентагон” по русскому языку по теме “Лексическое значение слова”.
I. Тема вопроса: “Слово”. Ответ: огурец
- Это слово означает овощ.
- С ним сравнивают либо совсем юных, либо старых, но бодрых.
- Раньше брадобреи подкладывали его за щеку клиентам.
- На юге растёт тот, которого называют “бешеным”.
- Его срывают всегда зелёным и на еду, и для консервирования.
II. Тема вопроса: “Предмет”.Ответ: колокол
- Со старых времён они носят имена собственные, такие как Колодарь, Медведь, Лебедь, Козёл и даже Царь.
- Ими пользовались раньше водолазы и железнодорожные кондукторы.
- В названии этого предмета дважды звучит древнее русское слово, означающее круг.
- У этого предмета есть язык, и он работает языком.
- Если работают сразу с тремя из них, раздаётся трезвон.
III. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: очки
- Этот древнейший прибор.
- Это – достоинство карты.
- Это – заменители баллов.
- С ними не справилась Мартышка.
- Это изображено на капюшоне королевской кобры.
IV. Тема вопроса: “Предмет”.Ответ: бумага
- На фабрике Уотмана это было гладким и плотным.
- Говорят, что “она очень терпелива”.
- В основном, она состоит из целлюлозы.
- Раньше вместо неё использовали глину, воск, кожу.
- На ней учатся писать.
V. Тема вопроса: “Слово”.Ответ: барабан
- Это слово называет венчающую часть здания, несущую купол, в форме цилиндра или многогранника.
- Полый цилиндр в механизмах, а также вообще техническое устройство цилиндрической формы.
- От этого слова возник хирургический термин, характеризующий часть слухового аппарата человека.
- Это ударный мембранный музыкальный инструмент.
- Если вам безразлично, значит, вам “всё по нему”
VI. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: тубус
- Однокоренное слову, которое называет медный духовой музыкальный инструмент, самый большой по величине и самый низкий по звучанию.
- Также оно однокоренное слову, называющему предмет для хранения полужидких веществ.
- Это трубка, в которой заключены окуляры микроскопа.
- По-итальянски корень звучит как tuba, по-французски как tube, а имя предмета произносится как латинский корень.
- Цилиндрический футляр для хранения чертежей.
VII. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: глава
- Наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, конуса, луковицы или зонтика.
- Человек, исполняющий ведущую роль в руководстве административной единицы (района, города, государства).
- Часть крупного литературного произведения.
- Слово содержит характерное русское неполногласие.
- Этим приходится всему хлеб…
VIII. Тема вопроса: “Предмет”.Ответ: самовар
- Раньше он предназначался для изготовления сбитня.
- Описан случай, когда он возглавил бунт против неряшливой и ленивой хозяйки.
- Описан случай, когда его купили за полкопейки.
- С ним не стоит ездить в Тулу.
- У него “мы с Машей” чай пили вечерком.
IX. Тема вопроса: “Слово”.Ответ: инициатива
- Термин, означающий право вносить проекты законов.
- Слово пришло в русский язык из французского и позднелатинского (“начинать, начинаться”).
- Имеет то же происхождение и те же орфограммы-гласные, что и слово инициалы.
- Одно из значений – почин, побуждение к началу какого-либо дела, руководящая роль в каких-либо действиях.
- Одно из значений – способность к самостоятельным активным действиям, предприимчивость.
X. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: программа
- Слово пришло из французского языка со значением “объявление, афиша, распоряжение”.
- Краткое изложение содержания и методических установок предмета, курса, преподаваемого в учебном заведении.
- Изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля.
- Порядок проведения чего-либо: праздника, концерта и т.д., а также листок с перечнем исполняемых номеров.
- План предстоящей деятельности, работ, мероприятий.
XI. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: иммунитет
- В немецкий язык это слово пришло из латинского языка со значением “освобождение от повинностей, податей, налогов”.
- Право на неприкосновенность, предоставляемое лицам, занимающим особое место в государстве.
- Первая безударная объясняется латинской приставкой im-.
- В переносном значении это способность противостоять чему-либо, сохраняя спокойствие и невозмутимость.
Этот биологический термин означает способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.