Цели урока:
* учить различать приставки -пре и -при;
* развивать внимание учащихся;
* способствовать развитию речи, развивать познавательный интерес к предмету;
* научить уметь приводить соответствующие примеры;
* обогащать словарный запас учащихся;
* развивать мышление: учить анализировать, обобщать, логически мыслить.
Задачи урока:
* узнать о значениях приставок -пре и -при;
* уметь пользоваться словами с приставками -пре и -при в речи;
* повторить орфограмму;
* познакомить с условиями выбора приставки -пре и -при.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слово учителя: Здравствуйте, ребята!
Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
II. Повторение предыдущего материала
Ребята, какую тему мы проходили на прошлом уроке? Кто расскажет правило о написании гласных после приставок? (Ответ ученика).
А теперь поработаем с таблицей и закрепим пройденный материал. (Приложение 1)
Гласные после приставок |
И |
Ы |
Слова |
||
Раз..скивать | ||
Сверх..дейный | ||
Без..скусный | ||
Сверх..нтересный | ||
С..грать | ||
Меж..нститутский | ||
Под..грать |
III.
Ребята! У нас сегодня новая тема. Запишите в тетрадях пожалуйста «Гласные в приставках -пре и -при». (Приложение 2)
IV. Игра «Не спутай кармашки»
ПРИСОЕДИНЕНИЕ
ПРИБЛИЖЕНИЕ
БЛИЗОСТЬ
НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.
Задание:
- Что общего у всех этих слов?
- Назовите четыре значения приставки -при.
V. Работа с таблицей (стр. 68)
Слова с приставкой при- | Значение приставки в этих словах |
пришить прибежать пришкольный приоткрыть |
присоединение приближение близость неполное действие |
Слова с приставкой пре- | Значение приставки в этих словах |
презабавный преспокойный преувеличить |
сходно со значением слова очень |
прервать преградить |
сходно со значением приставки пере- |
Задание:
- Сформулируйте правило о написании приставки -пре.
- Сравнить с правилом в учебнике на странице 69.
- Рассуждение (стр. 69). (Приложение 5)
Образец рассуждения:
пр..скакать – это слово обозначает «приближение», поэтому в приставке нужно писать букву и;
пр..любопытный – слово обозначает «очень любопытный», поэтому в приставке нужно писать букву е.
Задание:
Используя образец рассуждения разберите следующие слова: пр..любопытный, пр..плыть, пр..дорожный, пр..забавный.
VI. Физкультминутка
Я назову слова разных частей речи. Если назову глагол, вы делаете наклон направо, прилагательное – налево, существительное – вперед, если же затрудняетесь определить – круговые движения головой.
(Физкультминутка выполняется в положении стоя.)
Слова: сидеть, фиолетовый, стол, буква, красный, лопата, вверх, думать, решали, оранжевый, мама, бежевый, лампа, люди, смеяться, голова, чугунный, лохматый, говорила, море, солнце, песок, каникулы, катались, глупый, толстый, мячик, тараторить, ящик, коробка, мясо, люблю, миленькая, розетка, рыба, телефон, висеть, шнуровать…
VII. Творческий диктант
Догадайтесь, какое слово с приставкой при- или пре- соответствует каждому словосочетанию. Запишите его:
Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, на самолете в Сочи, нарушитель закона.
VIII. Итог урока
Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача – назвать приставку пре- или при-, когда я подниму руку.
При- или пре-, пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно,
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой-
Пре- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
Домашнее задание
Придумать предложение со словами, начинающимися на приставки пре- и при-, и записать на отдельном листе (пропустить гласные в приставках); упражнение 155.