Тема: О чём рассказывают устаревшие слова.
Цели урока:
- дать понятие об устаревших словах, объяснить причины их появления в языке;
- формировать умение объяснять значение устаревших слов, составлять высказывание на лингвистическую тему;
- развивать умение работать с толковым словарем;
- воспитывать интерес к истории Древней Руси, её недавнему прошлому.
Инструментарий:
- учебник «Русский язык» 5 класс;
- плакат с изображением человека.
Основные понятия: устаревшие слова.
Форма урока: урок-экскурсия в школьный музей.
Ход урока
I. Мотивационная беседа. Постановка целей урока
(На доске плакат с изображением человека.)
Учитель: - Назовите, пожалуйста, обозначенные на рисунке части человеческого тела.
Учитель: - Как вы считаете, всегда ли они так назывались?
Учитель: - А как же они назывались в старину? Какие это слова? Почему они не употребляются в повседневной речи сегодня?
Учитель: - Ответить на эти вопросы нам поможет тема сегодняшнего урока.
Учитель: - Сегодня мы узнаем, о чем рассказывают устаревшие слова. (Сообщение темы урока)
II. Вступительное слово учителя
«На всех словах - события печать, они дались недаром человеку»
С.Я.Маршак.
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Это значит, что возраст слова дол жен учитывать тот, кто хочет говорить точно, правильно, экономно. Слово – это мощное орудие, несущее «события печать» - исторические факты давно минувших дней и недавнего прошлого. Каждый должен знать, какое слово устаревшее, а какое новое, нужно определять и временные пределы употребления этих слов.
Современному языку уже не свойственны такие слова, как стряпать, стряпка, кухарка, белошвейка, прошение, челобитная, теперь их соответственно заменяют слова готовить, повар, повариха, портниха, заявление, жалоба. Устарело слово жалованье, полностью вытесненное словом зарплата, и пр. (Можно предложить ученикам самим назвать значения устаревших слов.)
III. Изучение нового материала
Работа с лингвистическим текстом. Выполнение упражнения № 308, стр. 102, учебник.
Задания учащимся:
- Прочитайте текст. Объясните, по каким причинам устаревают и совсем исчезают слова. (Учащиеся узнают признаки устаревших слов и причины их появления в языке).
- Выпишите из текста устаревшие слова вместе с синонимами.
IV. Экскурсия в музей
(Экспозиция «Крестьянская изба»). Выполнение упражнения № 309, стр. 102, учебник.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Учитель знакомит учащихся с назначением каждого из углов крестьянской избы. Учащиеся выполняют задания:
- Выразительно прочитайте текст. Найдите устаревшие слова. Установите, можно ли их заменить современными синонимами.
- Выпишите слова с пропущенными буквами, выделяя корни и объясняя их написание через подбор однокоренных проверочных слов.
V. Закрепление изученного материала
Работа с толковым словариком. Выполнение упражнения № 311, стр. 103, учебник. Учащиеся объясняют происхождение и смысл выражений, определяя лексическое значение устаревших слов по толковому словарю.
VI. Итог урока
- Нужны ли русскому языку устаревшие слова?
VI. Рефлексия
- Теперь я знаю…
- Самым интересным на уроке было…
VII. Домашнее задание
Составить небольшой рассказ на тему «О чем рассказывают устаревшие слова».