Цель:
- Проверить знания учащихся об имени существительном, совершенствовать умение применять полученные знания на практике ; формирование навыков правописания существительных.
- Развитие правильной устной и письменной речи.
- Привитие интереса к русскому языку, помочь становлению нравственной культуры.
Оборудование: Компьютер, экран, карта “Страна существительных”, карточки с заданиями, рисунок “транспорта” для передвижения, эмблема года “2008 – год семьи”, таблица – схема “Разносклоняемые существительные”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Этот урок мы проведем в виде игры – путешествие в “Страну имен существительных”. Мы с вами хорошо изучили эту часть речи. И как говорится “Доверяй, но проверяй”. Так вот сейчас и проверим ваши знания. Цель нашего урока – преодолеть все препятствия на пути. Каждый из вас наверняка утро начинает с физической зарядки. Начнем и мы с зарядки, только не с физической, а с грамматической.
Задание “Поиграем, угадаем”. (Работа с компьютером)
Варе(ж/ш)ки, з(и/е)ма, лё(д/т), лы(жы/жи), моро(з/с), сне(г/к), холо(д/т), ша(б/п)ка, шар(в/ф), г(а/о)ра, сугро(б/п), сн(е/и) (ж/ш)ки.
Учитель: Какие буквы спорят? Какие из них побеждают? Какой можно сделать вывод?
Вывод делается учениками, а учитель корректирует, оценивая ответ.
Учитель: Что общего в этих словах, что их объединяет?
(Ответы. Все слова являются существительными, обозначают предмет. Все слова объединены одной лексической темой “Зима”)
Учитель: Молодцы ребята, вы правильно заметили. Все слова относятся к одной лексической теме “Зима”. А сейчас я вам предлагаю составить текст на эту тему.
Ну, вот готовы отправиться в путешествие. На чем же можно путешествовать?
Ученики называют виды путешествий: пешком, на машине, и т. д.
Учитель: Отправимся мы с вами на поезде. Надеюсь это путешествие нам запомнится.
Чтобы сесть на поезд, нам нужно приобрести билеты. Для этого выполним задание.
Игра “ Живой – неживой”.
Учитель: Распределите слова, данные на карточках по принципу. Какой принцип? Догадайтесь сами!
Апельсин, вокзал, гербарий, здоровье, коллекция, шофёр, тренер, космонавт, костюм, герой, офицер, жокей.
(Дети по очереди берут карточки со словами и расставляют их к рисункам, и получают билет на поезд.) На доске рисунки “ рыба” и “цветок”.
Ученики записывают число в тетрадь и тему урока.
Учитель: Молодцы! Вы ловко и быстро справились и с этим заданием. Вот мы получили билеты и теперь можем ехать в “Страну существительных”. Чтобы веселее было в пути споем песенку “Голубой вагон” (1 куплет)
Мы с вами прибыли в страну, где живут существительные. Жители этой страны подготовили нам некоторые испытания.
На доске карта “Страна существительных”.
Задание 3
Нас ждет таможня – контроль. (Словарная работа.)
На экране появляются слова.
А)
повар цветок старушка коля |
варить цвести стареть коля |
варёный цветной старый коля |
Учитель: Внимательно посмотрите на эти слова в столбиках и ответьте на следующие вопросы:
– Чем отличаются эти столбцы?
Ответы (во 2 и 3 столбике – разные части речи).
– Всё ли в них благополучно?
Ответ (имя существительное “ Коля” – отвечает на вопрос кто? Это собственное имя существительное).
Б) Выбрать и переписать в тетрадь имена существительные согласно схемам (морфемам).
старушка | повар | Коля | цветок |
Учитель: Молодцы! Нас пропускают и впереди ждет главный город. Каким существительным можно заменить выражение “главный город”. (Столица.)
Учитель: Мы отправляемся в столицу страны существительных в город “Склонение”. Что называется склонением?
Ответы детей.
Ученики: Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.
Учитель: Чтобы попасть в столицу “Склонение”, должны выполнить задание.
Задание 4
На доске (или на экране) записаны слова:
Мама, отец, доченька, кенгуру, дедушка, брат, пальто, свояченица, племянник, пони, теща, такси, свекровь. |
Учитель: Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
Ученик: На склоняемые и несклоняемые.
Учитель: Почему так поделили? Докажите.
Вывод. Например, дедушка, дедушки, о дедушке (можно просклонять по падежам). Пони – несклоняемые существительное. К таким существительным относятся (рассказывают правило).
Учитель: Правильно распределили по группам и верно применили правило. Скажите, какая лексическая тема объединяет 1 группу – склоняемых слов?
Ученик: 1 группу склоняемых слов объединяет тема “Семья”
Учитель: Как вы думаете, почему я взяла слова на эту тему?
– Верно, этот год объявлен Годом семьи.(показ эмблемы “2008- Год семьи”). В связи с этим, какие мероприятия проходили, проходят в районе, в школе?
Ученик: Конкурсы рисунков, сочинений; концерты, встречи с многодетными семьями, а в декабре будет конкурс буклетов на тему “Семья”.
Задание 5
Учитель: Продолжим путь, и впереди ждет город “ Одиннадцать”. Как вы думаете, почему город называется “Одиннадцать?”
– Верно вы догадались – 11 существительных в русском языке – разносклоняемых. Каждый из вас по цепочке произнесёт по одному слову. Чур, не повторяться! Это и будет пропуском в город “ Одиннадцать”.
(Ученики произносят: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, стремя, семя, темя.)
Падеж | Сущ. на – мя | Сущ. путь |
Р. п | и по 3 скл. | и по 3 скл. |
Д. п. | и | и |
П. п. | и | и |
П. п. | ем (ём) по 2 скл. | ем (ём) по 2 скл. |
Показывается таблица и делается вывод.
Задание 6
Учитель: Я вас заранее разделила на 2 группы. Следующее задание ждёт нас у ворот в город “Не” именно по группам.
(Pаранее даётся индивидуальное задание, выучить стихотворение.)
Учитель: Чулпан расскажет стихотворение, внимательно послушайте и на листочках восстановите правильно слова.
А) Побывал я однажды в стране
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем,
Что за лепость такая?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха.
А на клумбе у будки
Голубые росли забудки.
Ученики записывают слова на листочках: недоуменье, нелепость, неразбериха, незабудки.
Б) Определите по лексическому значению слова и запишите его.
Учитель раздаёт карточки обеим группам.
Карточка 1.
- Грубый, невоспитанный человек (невежа)
- Человек, которому не сидится на месте (непоседа).
Карточка 2.
- Неуклюжий, неловкий человек (недотёпа)
- Неаккуратный человек (неряха).
Проверка заданий путем взаимопроверки. Вспоминается правило правописания не с существительными.
Учитель: Хорошо справились с заданием. Скажите какие слова относятся к существительным общего рода (из записанных) Почему? Добавьте 2–3 существительных общего рода. (сластёна, работяга, умница, чистюля, ябеда, зубрила, нюня и т. д )
Учитель: Наше путешествие подходит к концу и завершить её помогут капитаны групп. Для того чтобы уехать обратно, нужно сказать пароль на таможне. Этим паролем и будет задание капитанам.
Предложение записано на доске.
Мы глубоко благодарны своим мамам за любовь, за терпение и бессонные ночи. |
1-я группа делает морфологический разбор слова (за) любовь.
2-я группа – мамам.
Учитель проверяет объяснение ученика, комментируя.
Учитель: Не зря взяла это предложение. Какой праздник приближается? (Ответы детей.)
Верно. 29 ноября – День матери.
3. Подведение итогов
4. Домашнее задание
Написать мини-сочинение “Чем мне запомнился урок – путешествие”.