Повторение и обобщение темы "Лексика" в 6-м классе КРО (VII вида)

Разделы: Русский язык


Цели:

- Образовательная: повторить и обобщить пройденный материал по теме “Лексика”; закрепить умения и навыки по определению лексических терминов; умение отличать антонимы от многозначных слов; умение подбирать синонимы и антонимы к словам; умение видеть ошибки и исправлять их; повторение и правописание безударных гласных в корне, написание имен собственных.

- Развивающая: работать по развитию речи: 1) обогащать словарный запас; 2) более точно выражать свою мысль подбором синонимов и антонимов; уметь исправлять типичные речевые ошибки.

Воспитательная: прививать любовь к русскому языку; умение слушать и активно работать на уроке; прививать любовь к родной природе; научиться уважать друг друга.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала по теме “Лексика”.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы работы: репродуктивный, иллюстративный, частично – поисковый.

Оборудование: плакат “Царица “Лексика”, “Омоним” ( рисунок на ватмане), индивидуальные карточки, тексты, мяч, листы по самооцениванию.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы.
  3. Мотивация.
  4. Постановка целей.
  5. Актуализация.
  6. Ход урока.
  7. Итог урока.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас урок особенный. Нас приглашает к себе в гости королева “Лексика”. Она приготовила много интересных заданий, загадок, задач. Я думаю, что вы справитесь со всеми заданиями и получите поощрительные призы в форме “4” и “5”.

У каждого на парте листы самооценивания, после каждого этапа вы выставляете себе отметку.

Появляются на доске буквы е, к, а, с, л, и, к.

- Ребята, соберите слово. Определите тему урока.

- Почему мы изучаем тему “Лексика”? ( Ребята дают ответы).

Открываем тетради. Записываем число, классная работа, тему урока. Обучающиеся определяют цели урока.

Обращаемся к нашей героине королеве “Лексике”.

- Ребята, посмотрите внимательно на нашу королеву. Вам она нравится? (Ответы учащихся).

Нашу королеву называют “Лексикой”.

- Какие у неё корона, кольца, ожерелье? (золотые).

- С каким значением употребляется слово “золотое”? ( с прямым значением).

- А какие волосы у королевы? (желтые).

- А иначе как мы можем назвать эти волосы? (золотые).

- С каким значением употребляется слово “золотые”? ( в переносном значении).

- Приведите примеры со словом “золотой” в переносном значении. (золотые руки, золотой характер).

- Ребята, составьте предложение с данным словом и запишите в тетрадях.

- А как иначе мы называем слова в переносном значении? (ответы учащихся).

- Что же такое метафора? (ответы учащихся).

На доске.

    Тучки, качаясь, плывут, как лодки,
    В саду стало розово от рябин,
    А бабушка – ель на пне – сковородке
    Жарит румяный солнечный блин.

    ( Э.Асадов).

- Назовите слова, употребленные в переносном значении? (ответы учащихся).

- Запишите данные слова в тетради.

(По первому этапу поставьте отметку).

  1. Ребята, королева вам приготовила вопросы, на которые вы должны ответить, иначе мы не сможем попасть во дворец.
  2. - Какие слова мы называем однозначными? Приведите примеры. (ответы учащихся).

- Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры. (ответы учащихся).

Задание. Учитель читает слова, а учащиеся распределяют их в две колонки: 1 вариант – однозначные слова, 2 вариант – многозначные слова.

Дом, круг, тетрадь, дуб, ворона, голова, город, путь, полотно, ручка, котелок, звезда, полоса, материал.

- Что помогает определить значение слова – однозначное оно или многозначное? (Контекст).

- Сколько значений имеет слово в контексте? (Одно).

Отгадайте загадки.

Какой иглой не сошьешь рубахи?

Какой рукав нельзя пришить?

Из какого полотна нельзя сшить платье?

На каких полях не пашут и не сеют?

- Придумайте предложения с однозначным и многозначным словом и запишите в тетради.

(Поставьте отметку в листке самооценивания).

  1. К нам на встречу пришел друг королевы. Как его зовут? (на доске рисунок с изображением данного персонажа) (ответы учащихся).

- Почему вы решили, что это Омоним? (потому что он круглый)

- Что мы знаем об омонимах? (ответы учащихся).

- Запишите в тетрадях по две пары омонимов: ключ… клуб…

ключ… клуб…

Составьте предложение с каждым из слов и запишите в тетради.

На доске рисунки с изображением предметов: дом, дерево, парта,…

- Как мы можем определить лексическое значение слова? (по “Толковому словарю”, слова расположены в алфавитном порядке).

- Почему словарь называем “Толковым…”? (ответы детей).

- Определите лексическое значение слов по “Толковому словарю”: ЖОКЕЙ, МАНОК, РЯСКА.

На партах карточки с текстом.

- Определите в данном стихотворении омонимы?

Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.

(Ребята выполняют данное задание и оценивают свою работу).

Физкультминутка.

  1. На доске текст.

В осеннем лису тихо. Тихо (неслышно) пробигает маленькая мышь по сухим листьям. Залотые клиновые листья тихо (беззвучно)повисли на витвях. На жылтоватом ковре из листьев тихо (бесшумно) играют последние солнечные зайчики.

- Какие ошибки допущены в тексте? (орфографические, ребята исправляют текст, читают вслух новый вариант. У доски учащийся объясняет написание слов, при этом проговаривает правила о правописании безударной гласной в корне).

- Ребята, как нужно вести себя в лесу? ( ответы учащихся).

- Вам понравился текст? По – моему, он не очень удачный. Почему текст звучит так некрасиво? (ответы учеников, повторяющиеся слова).

- Как называется данная ошибка? (речевая).

- Что нужно сделать, чтобы исправить текст? (подобрать синонимы).

Ребята работают над текстом, затем озвучивают получившийся вариант.

- Вы только что назвали слова синонимы. А что такое синонимы? (ответы учащихся).

На партах лежат тексты, в которых ребята должны определить синонимы.

    Вьюга, снежная пурга,
    Напряди нам пряжи,
    Взбей пушистые снега
    Словно пух лебяжий.
    Вы, проворные ткачи –
    Вихри и метели,
    Дайте радужной парчи
    Для косматых елей.

Разноуровневые задания:

1 группа ребят подчеркивают синонимы.

2 группа ребят находят и выписывают синонимы, составляют предложение с одним из слов.

- Для чего мы изучаем синонимы? (они обогащают нашу речь).

На партах альбомные листы, фломастеры.

- Ребята, как вы понимаете слово СЧАСТЬЕ? Нарисуйте, пожалуйста, это понятие в альбомных листах. Постарайтесь подобрать синонимы к данному понятию. Какие бы вы написали слова?

(Выполнив данное задание, ребята оценивают свою работу).

  1. На доске слова: день – ночь, высоко – низко, трусливый – смелый, белый – черный, жарко – холодно, темно – светло,…
  2. - Как вы думаете, как называются данные слова? (ответы учащихся).

- Что мы называем антонимами? (ответы учащихся).

- Подберите антонимы к словам последний, тихо, бегает. Составьте с данными словами предложение и запишите в свои тетради.

Игра с мячом. Учитель кидает мяч ученику и называет слово, ученик подбирает антоним к данному слову и отправляет мяч учителю. ( 2 – 3 мин.)

Ребята оценивают свою работу за данный этап.

  1. Ребята, королева “Лексика” подготовила вам интересный сюрприз.
  2. Придумайте свое толкование лексического значения слов, записанных на доске.

    1. курбан-байрам; 2. вёдро; 3. ротонда.

(1. Мусульманский весенний праздник жертвоприношения, 2. Ясная, тихая, сухая погода, 3. а). Круглая постройка, окруженная колоннами и увенчанная куполом, б). Верхняя женская теплая одежда – длинная одежда без рукавов).

- Обратите внимание на то, что все слова написаны с маленькой буквы. Какая ошибка допущена в словах? Обратите внимание на правописание слова ВЁДРО.

Учитель называет лексическое значение каждого слова, ученики записывают в тетради. С каждым из слов ученики составляют предложения.

  1. Итак, мы с вами побывали в гостях у королевы “Лексика”. Много интересных заданий она придумала к нашему уроку, и мы с ними справились.
  2. Что вы запомнили на уроке?

Понравился ли вам урок?

Что вы расскажете папам и мамам, когда придете домой?

А теперь положим листы перед собой и подведем итоги. Какую отметку вы себе поставили?

(красный квадратик – 5, зеленый – 4, желтый – 3). Учитель дает свои комментарии во время оценивания детьми своей работы.

  1. Домашнее задание. Повторить № 64 – 68.

А) упр. №361 ( 1 группа )

Б) составить текст, включив синонимы и антонимы (2 группа)