Цели:
- Образовательная: повторить и обобщить пройденный материал по теме “Лексика”; закрепить умения и навыки по определению лексических терминов; умение отличать антонимы от многозначных слов; умение подбирать синонимы и антонимы к словам; умение видеть ошибки и исправлять их; повторение и правописание безударных гласных в корне, написание имен собственных.
- Развивающая: работать по развитию речи: 1) обогащать словарный запас; 2) более точно выражать свою мысль подбором синонимов и антонимов; уметь исправлять типичные речевые ошибки.
Воспитательная: прививать любовь к русскому языку; умение слушать и активно работать на уроке; прививать любовь к родной природе; научиться уважать друг друга.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала по теме “Лексика”.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы работы: репродуктивный, иллюстративный, частично – поисковый.
Оборудование: плакат “Царица “Лексика”, “Омоним” ( рисунок на ватмане), индивидуальные карточки, тексты, мяч, листы по самооцениванию.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Формулирование темы.
- Мотивация.
- Постановка целей.
- Актуализация.
- Ход урока.
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас урок особенный. Нас приглашает к себе в гости королева “Лексика”. Она приготовила много интересных заданий, загадок, задач. Я думаю, что вы справитесь со всеми заданиями и получите поощрительные призы в форме “4” и “5”.
У каждого на парте листы самооценивания, после каждого этапа вы выставляете себе отметку.
Появляются на доске буквы е, к, а, с, л, и, к.
- Ребята, соберите слово. Определите тему урока.
- Почему мы изучаем тему “Лексика”? ( Ребята дают ответы).
Открываем тетради. Записываем число, классная работа, тему урока. Обучающиеся определяют цели урока.
Обращаемся к нашей героине королеве “Лексике”.
- Ребята, посмотрите внимательно на нашу королеву. Вам она нравится? (Ответы учащихся).
Нашу королеву называют “Лексикой”.
- Какие у неё корона, кольца, ожерелье? (золотые).
- С каким значением употребляется слово “золотое”? ( с прямым значением).
- А какие волосы у королевы? (желтые).
- А иначе как мы можем назвать эти волосы? (золотые).
- С каким значением употребляется слово “золотые”? ( в переносном значении).
- Приведите примеры со словом “золотой” в переносном значении. (золотые руки, золотой характер).
- Ребята, составьте предложение с данным словом и запишите в тетрадях.
- А как иначе мы называем слова в переносном значении? (ответы учащихся).
- Что же такое метафора? (ответы учащихся).
На доске.
Тучки, качаясь, плывут, как лодки,
В саду стало розово от рябин,
А бабушка – ель на пне – сковородке
Жарит румяный солнечный блин.
( Э.Асадов).
- Назовите слова, употребленные в переносном значении? (ответы учащихся).
- Запишите данные слова в тетради.
(По первому этапу поставьте отметку).
- Ребята, королева вам приготовила вопросы, на которые вы должны ответить, иначе мы не сможем попасть во дворец.
- Какие слова мы называем однозначными? Приведите примеры. (ответы учащихся).
- Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры. (ответы учащихся).
Задание. Учитель читает слова, а учащиеся распределяют их в две колонки: 1 вариант – однозначные слова, 2 вариант – многозначные слова.
Дом, круг, тетрадь, дуб, ворона, голова, город, путь, полотно, ручка, котелок, звезда, полоса, материал.
- Что помогает определить значение слова – однозначное оно или многозначное? (Контекст).
- Сколько значений имеет слово в контексте? (Одно).
Отгадайте загадки.
Какой иглой не сошьешь рубахи?
Какой рукав нельзя пришить?
Из какого полотна нельзя сшить платье?
На каких полях не пашут и не сеют?
- Придумайте предложения с однозначным и многозначным словом и запишите в тетради.
(Поставьте отметку в листке самооценивания).
- К нам на встречу пришел друг королевы. Как его зовут? (на доске рисунок с изображением данного персонажа) (ответы учащихся).
- Почему вы решили, что это Омоним? (потому что он круглый)
- Что мы знаем об омонимах? (ответы учащихся).
- Запишите в тетрадях по две пары омонимов: ключ… клуб…
ключ… клуб…
Составьте предложение с каждым из слов и запишите в тетради.
На доске рисунки с изображением предметов: дом, дерево, парта,…
- Как мы можем определить лексическое значение слова? (по “Толковому словарю”, слова расположены в алфавитном порядке).
- Почему словарь называем “Толковым…”? (ответы детей).
- Определите лексическое значение слов по “Толковому словарю”: ЖОКЕЙ, МАНОК, РЯСКА.
На партах карточки с текстом.
- Определите в данном стихотворении омонимы?
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
(Ребята выполняют данное задание и оценивают свою работу).
Физкультминутка.
- На доске текст.
В осеннем лису тихо. Тихо (неслышно) пробигает маленькая мышь по сухим листьям. Залотые клиновые листья тихо (беззвучно)повисли на витвях. На жылтоватом ковре из листьев тихо (бесшумно) играют последние солнечные зайчики.
- Какие ошибки допущены в тексте? (орфографические, ребята исправляют текст, читают вслух новый вариант. У доски учащийся объясняет написание слов, при этом проговаривает правила о правописании безударной гласной в корне).
- Ребята, как нужно вести себя в лесу? ( ответы учащихся).
- Вам понравился текст? По – моему, он не очень удачный. Почему текст звучит так некрасиво? (ответы учеников, повторяющиеся слова).
- Как называется данная ошибка? (речевая).
- Что нужно сделать, чтобы исправить текст? (подобрать синонимы).
Ребята работают над текстом, затем озвучивают получившийся вариант.
- Вы только что назвали слова синонимы. А что такое синонимы? (ответы учащихся).
На партах лежат тексты, в которых ребята должны определить синонимы.
Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
Разноуровневые задания:
1 группа ребят подчеркивают синонимы.
2 группа ребят находят и выписывают синонимы, составляют предложение с одним из слов.
- Для чего мы изучаем синонимы? (они обогащают нашу речь).
На партах альбомные листы, фломастеры.
- Ребята, как вы понимаете слово СЧАСТЬЕ? Нарисуйте, пожалуйста, это понятие в альбомных листах. Постарайтесь подобрать синонимы к данному понятию. Какие бы вы написали слова?
(Выполнив данное задание, ребята оценивают свою работу).
- На доске слова: день – ночь, высоко – низко, трусливый – смелый, белый – черный, жарко – холодно, темно – светло,…
- Как вы думаете, как называются данные слова? (ответы учащихся).
- Что мы называем антонимами? (ответы учащихся).
- Подберите антонимы к словам последний, тихо, бегает. Составьте с данными словами предложение и запишите в свои тетради.
Игра с мячом. Учитель кидает мяч ученику и называет слово, ученик подбирает антоним к данному слову и отправляет мяч учителю. ( 2 – 3 мин.)
Ребята оценивают свою работу за данный этап.
- Ребята, королева “Лексика” подготовила вам интересный сюрприз.
- курбан-байрам; 2. вёдро; 3. ротонда.
Придумайте свое толкование лексического значения слов, записанных на доске.
(1. Мусульманский весенний праздник жертвоприношения, 2. Ясная, тихая, сухая погода, 3. а). Круглая постройка, окруженная колоннами и увенчанная куполом, б). Верхняя женская теплая одежда – длинная одежда без рукавов).
- Обратите внимание на то, что все слова написаны с маленькой буквы. Какая ошибка допущена в словах? Обратите внимание на правописание слова ВЁДРО.
Учитель называет лексическое значение каждого
слова, ученики записывают в тетради. С каждым из
слов ученики составляют предложения.
Что вы запомнили на уроке?
Понравился ли вам урок?
Что вы расскажете папам и мамам, когда придете домой?
А теперь положим листы перед собой и подведем итоги. Какую отметку вы себе поставили?
(красный квадратик – 5, зеленый – 4, желтый – 3). Учитель дает свои комментарии во время оценивания детьми своей работы.
- Домашнее задание. Повторить № 64 – 68.
А) упр. №361 ( 1 группа )
Б) составить текст, включив синонимы и антонимы (2 группа)