Цель: Обобщить материал по географии и русскому языку как систему знаний.
Задачи:
- Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую терминологию применительно к созданию текстов различных стилей.
- Развивающие: развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; развивать устную и письменную речь учеников, природные способности отдельных учеников к стихосложению, писать мини-сочинения на основе просмотренных материалов, умение объяснять значение географических терминов и лексическое значение слов.
- Воспитательные: Воспитание основ мировоззрения и причинно-следственных связей, любви к природе и чувства бережного отношения к ней через осознание богатства и гармонии окружающего мира; совершенствование навыков общения.
Тип урока: Интегрированный урок на основе обобщения, систематизации и проверки знаний по географии и русскому языку.
Учебно-наглядный комплекс: Физическая карта Северной Америки (интерактивная), атласы, словари, презентация к уроку, компьютер, проектор.
Ход урока
Весь урок сопровождает мультимедийная презентация (Приложение).
Учитель географии:
Северная Америка – волшебный материк,
Как много интересного он в себе таит:
На востоке – равнины, на западе – горы,
Есть там реки, моря и озёра.
Есть туманы, дожди и снега,
На севере – холод, на юге – жара.
Как много удивительного хранит эта земля:
Есть гейзеры, вулканы, свирепствуют торнадо,
Бушует Ниагара, всех удивляет Колорадо...
Была бы я волшебником,
Свозила б вас туда!
У нас необычный урок: мы отправляемся в путешествие, в котором будем вспоминать многое из изученного, и на нашем корабле будет два капитана: учитель географии и учитель русского языка; значит, мы будем закреплять знания и по географии, и по русскому языку.
В начале путешествия давайте вспомним некоторые географические объекты Северной Америки.
Учитель русского языка: обратите внимание на то, как пишутся имена собственные.
Учащимся показывается список географических названий в презентации, и эти объекты они должны подписать на интерактивной карте:
Мексиканский залив Река Миссисипи Мерчисон Аппалачи Лабрадор оз. Верхнее Ниагара Берингово море |
п-ов Флорида Гудзонов залив Марьято Большой Бассейн Мичиган Маккензи Юкатан Долина смерти |
(Работа идёт с интерактивной картой Северной Америки.)
Учитель русского языка: Ребята, поступила радиограмма с дальних берегов. Но ничего не понятно, помогите её расшифровать (текст радиограммы раздаётся каждому ученику, они должны вставить пропущенные буквы, слова и раскрыть скобки):
Р...ка Ми...и...ипи б...рёт начало (не)далеко от самого большо...о на земле прес...ого оз...ра _____________. У неё два крупных пр...тока: правый ____________, а левый ___________. Ми...и...ипи т...ч...т на ____ и вп...да...т в _________________. Ба...ейн
Ми...и...ипи находит(?)ся в центре мат...рика и относит(?)ся к ______________ океану.
После выполнения задания работы собираются, и один учащийся выполняет её на доске.
Учитель географии: ребята, мы перед путешествием нашли шкатулку, в которой обнаружили записку со странными словами. Помогите, пожалуйста, разобраться и объяснить значение слов (терминологический диктант):
секвойя, прерия, алеуты, скунс, койот, вигвам, мокасины, иглу, карибу, Митчелл, Юкатан, торнадо, Орисаба, Юкон.
– Продолжаем наше путешествие, семь футов под килем!
Учитель русского языка: кажется, настала пора отдохнуть, особенно нашим глазам (выполняет с ребятами гимнастику для глаз). Продолжаем наше путешествие, теперь поговорим о значении слов:
Что означают эти слова: каньон? (узкая, глубокая долина); уникальный? (редкий, единственный в своём роде); доминирующий (господствующий, возвышающийся над местностью).
Слово “бассейн” однозначное или многозначное? Объясните, приведите примеры.
Возьмём два слова “исток” и “устье”, что означают эти слова, это антонимы или синонимы?
Учитель географии: недавно отдыхали наши глаза, а теперь отдохнём мы сами, а самый лучший отдых – это любование природой, вот и мы сейчас полюбуемся видами Северной Америки: идут слайды презентации с видами материка.
Учитель русского языка: Сейчас каждый из вас становится корреспондентом: об увиденном напишем мини-репортажи для школьной газеты, наша цель – совершенствование умения писать мини – сочинения в форме репортажей.
Звучит музыка (учащиеся пишут репортажи в течение 5-7 минут).
Чтение репортажей
Некоторые учащиеся зачитывают свои репортажи.
Заключение
Учителя подводят итоги и дают задание на дом: по русскому языку выписать из учебника географии 5–8 предложений с причастными и деепричастными оборотами, по географии: §57, 58