Цель:
- Закрепить знания учащихся о СПП.
- Дать представление о его строении.
- Научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки
Ход урока
I. Организационный момент
Объявление темы и цели урока.
II. Словарная работа
Чтобы выжить, потому что повезло, если бы было, как будто зеркало, с тех пор как не виделись, когда придет ночь, зачем спрашивать.
– Правописание какой части речи мы повторяли? (Cоюзов.)
Перестройте предложение с причастным оборотом таким образом, чтобы вместо причастного оборота был глагол со словом который. Объясните орфограммы.
Прочита(н,нн)ая мной книга ок.залась интересной. (Книга, которую я прочитал, оказалась интересной)
III. Новый материал
1. – Какое предложение получилось? (СПП)
– Что вам известно о СПП?
– Найдите грамматическую основу в предложении и средство связи. Что можно сказать о строении СПП. (Предложения неравноправны между собой.)
– Найдите главное и придаточное предложения, постройте схему.
– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения? (Подчинительными союзами и союзными словами.)
– Что можно сказать о пунктуации в СПП?
– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)
– Какие союзные слова вам известны?
2. Различие между союзами и союзными словами.
Запись предложений.
- Мы не видели, как ученики подошли к школе.
- Я не знаю, как пройти к остановке.
– Чем связаны предложения? (Словом как.)
– В каком предложении на слово как падает логическое ударение?
– Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?
– Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)
(По ходу работы делается запись на доске.)
Вывод:
Союз 1. Можно убрать из предложения. 2. Можно заменить другим союзом. 3. Не является членом предложения. |
Союзное слово 1. Является членом предложения 2. Падает логическое ударение. |
IV. Закрепление материала
1. Проанализируйте предложения, постройте схемы.
Я верил, что мы достигнем цели. Мы ушли, когда на улице уже стемнело. Чтобы не проиграть ответный матч, команда должна усиленно тренироваться.
2. Перестройте простое предложение в сложное так, чтобы смысл остался неизменным.
Ребята с восхищением наблюдали за работой сложных машин. – Ребята с восхищением наблюдали, как работают сложные машины.
V. Самостоятельная индивидуально-дифференцированная работа
- 1-я группа: подобрать к предложениям соответствующие схемы.
- 2-я группа: дополнить предложения придаточными.
- 3-я группа: включить пропущенные союзы или союзные слова в предложения. (см. прил. № 1)
VI. Работа со словом
1. Комментарий, комментатор, популярный.
– Какие орфограммы встречаются в словах?
– Каково лексическое значение слов? (При необходимости обратится к словарю.)
2. Составить СПП с одним из слов, записать его, построить схему.
VII. Итог урока
– Что вы узнали о СПП?
– Назовите средства связи в СПП?
– Как различать союзы и союзные слова.
Комментирование оценок.
VIII. Домашнее задание
П.9, упр. 79.