В современной дидактике понятие «наглядность» относится к различным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Теоретическое осознание визуальной действительности на сегодняшний день является достоянием небольшой группы людей. Остальные же люди, хотя и видят (зачастую тонко и глубоко), но не подозревают о визуальных законах своего восприятия и поэтому сознательно не строят свое «визуальное поведение». Современность требует от человека специальной визуальной образованности. Более интенсивное, массовое подключение человека к изобразительному искусству, к произведениям полиграфической промышленности, дизайна и графики, появление новых насыщенных визуальным материалом профессий и способов общения предполагают и встречное развитие способности человека к визуальному восприятию. В настоящее время педагоги, искусствоведы, дизайнеры считают, что у детей в ходе воспитания должна формироваться визуальная установка, особое отношение к видимому как к «тексту», обладающему рядом значений. Помимо своей обычной роли, современная предметная среда, визуальные произведения (дизайн, графика, искусство) выступают как языковые сообщения, адресованные человеку, и он должен уметь прочесть и понять их [2;13].
Разные виды визуальной наглядности могут выступать как стимул и зрительно-смысловая опора для создания учащимися речевых произведений. Репродукции картин, фотографии, схемы, таблицы способствуют развитию разных видов речевой деятельности, совершенствованию коммуникативных умений, интегрированию речи и искусства, формированию культуроведческой компетенции обучаемых. Задания по картине, фотографии, схеме стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. Уроки с использованием визуальной наглядности заинтересовывают учащихся, повышают их творческую активность. Рассматривание картины, фотографии, таблицы, схемы приводит в действие мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к языковым явлениям.
Применение средств визуальной наглядности помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико-грамматическое многообразие, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания, стимулирует употребление определенной лексики и комментирует значение слов и выражений.
Рассмотрим два варианта работы с опорой на визуальную наглядность, которая позволяет сконцентрировать внимание на слове и подготовить учащихся к созданию собственного текста (сочинения на тему «История одного слова»).
Сочинение по комиксам (датского художника Х. Бидструпа «Криминальный роман», «Бацилла смеха», «По следам предшественников»).
Данные комиксы позволяют обсудить важные темы (например, тему экологии и личной ответственности каждого за состояние окружающей среды – «По следам предшественников»; массовое увлечение детективами и влияние подобной литературы на психику человека - «Криминальный роман»). При обсуждении затронутых вопросов активизируется словарный запас учащихся, актуализируется их личный опыт.
Комиксы можно выдать ребятам в «разобранном» виде, т.е. в разрезанном. Активизации мышления будут способствовать следующие вопросы и задания, направленные на выявление причинно-следственных и пространственно-временных связей (по комиксам «Криминальный роман»): расположите все элементы с учетом причинно-следственных связей (какое событие послужило завязкой, какое - кульминацией, какое – развязкой?), сравните с тем, в какой последовательности расположил все события художник; как вы думаете, сколько времени читал книгу любитель детективов? как это показано с помощью изобразительных средств? Проследите, как книга подчинила себе человека. Как изменяются его действия? Как изменяется при этом его внешний вид? Творческим ребятам можно предложить и такое задание: озвучьте комикс. Разыгранные диалоги способствуют развитию диалогической речи учащихся. В конце обсуждения предлагается вопрос: какой русской пословицей можно передать содержание комиксов? (у страха глаза велики).
На основе комиксов можно предложить упражнение на развитие памяти: закройте комикс и после этого скажите, сколько персонажей на нем изображено? На всех ли рисунках количество персонажей одинаково? Перечислите всех героев слева направо и справа налево.
Комикс «Бацилла смеха» (Приложение 1) наглядно демонстрирует слова с лексическим значением «смеяться».
Один из этапов урока – работа со словарями (выяснить значение слова «бацилла» по толковому словарю и определить, в каком значении это слово употреблено в заголовке, объяснить орфограммы в этом слове; найти синонимы к слову «смеяться» (хохотать, заливаться, покатываться, грохнуть, прыснуть, хихикать, фыркать и др.), установить оттенки в значении, проанализировать изображение персонажей и сделать вывод о том, кому из них какой глагол больше подходит, составить предложения с этими словами).
Следующее задание также направлено на обогащение словарного запаса учащихся:
выберите из предложенного перечня фразеологизмов такие, которые, на ваш взгляд, отражают состояния героев (гомерический хохот/смех, сардоническая улыбка, мефистофелевский смех, как на смех, поднимать на смех, валяться со смеху, не до смеху, умирать со смеху, смешинка в рот попала, до смешного, кататься от смеха, помереть со смеху, курам на смех).
В предыдущих заданиях были подобраны синонимы к слову смеяться, рассмотрены фразеологизмы со словом смех, среди них были выделены те, которые подходят для описания комикса, определены синонимичные. Следующее задание продемонстрируют синонимию на уровне синтаксиса:
что общего и что различного в данных предложениях?
- Он посмотрел вокруг с удивлением, потому что все соседи по скамейке умирали со смеху.
- Он посмотрел вокруг с удивлением: все соседи по скамейке умирали со смеху.
- Он посмотрел вокруг с удивлением, а все соседи по скамейке умирали со смеху.
В результате обсуждения ученики приходят к мысли, что общее – смысл предложений, различное – тип предложений. В этом и заключается суть синтаксической синонимии.
Метод моделирования на уроках по комиксам.
Моделирование речевых и языковых явлений – это не только средство отображения языковых единиц и речевых процессов, но и продуктивный метод обучения языку и речи.
Языковые модели (грамматические прежде всего) традиционно используются в обучении русскому языку.
Приемы моделирования на уроках развития речи применимы на разных языковых уровнях: морфем и слов, словосочетаний и предложений, художественных средств, текстов, ситуаций. Лингвистический анализ текста, составление плана – тоже проявление метода моделирования. Своеобразие заданий на основе моделирования на уроках с использованием комиксов заключается в том, что из образованных языковых единиц необходимо отобрать такие, которые отражают тему, идею комикса, его настроение. Примеры:
Моделирование на уровне слов и морфем: от слов хохотать, кричать, говорить образуйте существительные, обозначающие человека. Подчеркните те имена существительные, которые вы будете использовать при написании сочинения.
Моделирование на уровне словосочетаний: составьте словосочетания с предлогом с, чтобы зависимые слова были разными членами предложения
Читать | (когда?) с утра – обстоятельство времени |
(как?) с увлечением – обстоятельство образа действия | |
(с кем?) с другом – дополнение |
Моделирование на уровне предложений:
закончите предложение так, чтобы получилось:
Герой комикса очень увлекся книгой | сложноподчиненное предложение |
сложносочиненное предложение | |
бессоюзное сложное предложение | |
простое, осложненное предложение |
Моделирование на уровне ситуаций: модели речевых ситуаций, которые имитируют процесс порождения речи с определенной целью, и модели ситуаций, которые воссоздаются при анализе готового текста. Это составление диалогов, бесед, разыгрывание ситуаций на основе комиксов. Как правило, это задания для работы в паре или в группе. Например, составьте небольшой диалог между соседями по скамейке (по комиксу Х. Бидструпа «Бацилла смеха»). Отразите в репликах разное отношение к смеющемуся человеку (удивление, недовольство, непонимание, возмущение…).
Таким образом, с помощью заданий, описанных выше, подбираются ключевые слова и выражения, отражающие содержание и композиционный строй комикса, его колорит. Эти слова, словосочетания и предложения служат «опорной сеткой» системы семантических и грамматических отношений в порождении текста и образуют лексическое поле.
Сочинение по схеме «История одного слова».
Цель работы: привлечение внимания к слову, рассмотрение одного и того же слова с точки зрения разных разделов лингвистики.
В зависимости от возраста учащихся схема может выглядеть по-разному, содержать разный объем информации. Например, для пятого класса подойдет схема, на которой представлена вся необходимая информация, или схема с частичными пропусками. Для девятого класса схема составляется из вопросов и заданий, ответы на них должны найти сами учащиеся.
На схеме может быть представлена этимологическая информация в виде загадки, фразеологизмы и пословицы с этим же словом, однокоренные слова, синонимы, примеры употребления данного слова в художественных текстах и др. На этапе подготовки к сочинению можно варьировать задания на развертывание информации, представленной наглядно (работать над развитием связной устной речи: составлять рассказы «Как родилось слово», составлять вопросы и отвечать на них), тренировать память и др. Используя все имеющиеся и самостоятельно найденные сведения, необходимо составить «портрет» одного слова, а затем написать сочинение «История одного слова».
В работе со схемой можно выделить несколько этапов:
1. Анализ предложенной учителем схемы (Приложения 3 и 4,6). Сначала учащиеся отгадывают слово, которое зашифровано в схеме, затем составляют на основе схемы план.
План, составленный учениками 5 класса на основе схемы:
- Этимологическая информация (разные версии происхождения слова).
- Уточнение произношения слова по орфоэпическому словарю.
- Сколько значений у загаданного слова? Какие это значения – прямые или переносные?
- Есть ли синонимы у данного слова? Если да, то каким оттенком значения отличается загаданное слово?
- Подбор однокоренных слов. Определение места загаданного слова в данном словообразовательном гнезде.
- В каких пословицах, поговорках, фразеологизмах встречается данное слово? Каково значение этих выражений?
- Примеры употребления загаданного слова в художественной литературе.
2. После составления плана обсуждается вопрос: где можно найти информацию о происхождении слова, о всех его значениях, о возможных синонимах? Учащиеся знакомятся с разными словарями, учатся работать с ними.
3. Чтение и обсуждение сочинения «История одного слова», которое написано учеником на основе предложенных выше схемы и плана (Приложение 5).
4. Разработка критериев оценки сочинения.
На следующем этапе осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Для тех, кто интересуется русским языком, способен самостоятельно найти и отобрать информацию о слове, предлагается список слов (в Приложении 2 представлен список слов для учащихся 5 класса). Ученик выбирает одно и, опираясь на ранее разработанный план, собирает сведения о выбранном слове, используя разные словари, рекомендованную литературу и другие источники. Второй вариант: ученику предлагается новая схема, опираясь на нее и план, ученик готовится к сочинению. Третий вариант (для тех, кому показались трудными первый и второй варианты): написать сочинение о слове, которое было представлено первой схемой и проанализировано учениками совместно с учителем. Таким образом, следующий этап работы, учитывающий особенности учеников и обеспечивающий индивидуальный подход, может выглядеть по-разному:
5. Выбор слова для сочинения / анализ новой схемы / создание связного высказывания о разобранном слове.
6. Подготовка к сочинению. Систематизация имеющейся / дополнительной информации. Самостоятельная работа со словарями.
7. Написание сочинения с опорой на схему, план.
8. Представление работ учениками. Авторы сочинений должны обосновать выбор слова. Одноклассники оценивают друг друга по разработанным критериям.
Таким образом, задания с опорой на разные виды визуальной наглядности способствуют развитию связной устной и письменной речи учащихся, обогащают словарный запас, учат внимательно относится к слову, выбирать из ряда слов такое, которое наиболее соответствует ситуации, развивают память и мышление, творческие способности.
Список литературы:
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М.: Вербум – М, 2004. – 192 с.
- Розин В.М.. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. – М.: КомКнига, 2006. – 224 с.
- Ходякова Л.А.. Живопись на уроках русского языка. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 352 с.