Программа модульного курса "Система занятий по истории языка в 5 – 11-х классах"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Элементы изучения истории языка включены в программу по предмету, но носят фрагментарный характер. Это осложняет освоение учениками “системы систем”, затрудняет целостное постижение законов языка и анализ его единиц как следствия развития. Настоящие методические рекомендации посвящены введению в систему уроков в 5-11 классах сведений об основателях славянской письменности Кирилле и Мефодии, их просветительской деятельности. Занятия составлены с учетом удовлетворения принципу природосообразности и рассчитаны на тематическое планирование по программе М. М. Разумовской и П. А. Леканта, А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Для целостности восприятия учащимися, личностной значимости содержания запланированы уроки разных форм, углубляющие и расширяющие знания о значении деятельности солунских братьев и их гениального труда.

Цели уроков:

  1. Развить представление о языке как вечно изменяющемся явлении, “живом как жизнь”,
  2. Воспитать гордость за родной язык как культурный феномен,
  3. Расширить представление учащихся о важности проведения Дня славянской письменности и культуры, истории его празднования в России,
  4. Углубить лингвистическую и языковую компетенцию школьников за счет обогащения содержания и форм преподавания сведений по истории языка.

Данные занятия составлены как рекомендация для педагогов-словесников и могут быть адаптированы к альтернативным программам по русскому языку В. В. Бабайцевой и Т. А. Ладыженской.

Методические разработки предлагаются к использованию как в системе уроков, так и на занятиях научного общества, факультативах, кружках по русскому языку, истории мировой художественной культуры, “Основам православной культуры”. В зависимости от задач и содержания знания по истории славянской письменности вводятся и как отдельный этап урока, и автономно. Однако для целостности восприятия предпочтительно использовать вторую форму подачи материала, посвятив теме весь урок. Это оправдано концепцией коммуникативно-деятельностного подхода, на котором основана программа М. М. Разумовской и П. А. Леканта. Если темп деятельности класса низкий, занятие следует проводить как двухчасовое, ибо изъятие определенных этапов нарушит логику подачи знаний.

В Приложении 1 приводится методическая разработка занятия № 2 “Славянские азбуки кириллица и глаголица (сравнительная характеристика). Кириллица как основа русского алфавита”. Конспект занятия №1 напечатан в сборнике тезисов фестиваля педагогических идей “Открытый урок” за 2007/2008 учебный год.

Тематическое планирование занятий

класс Изучаемый раздел программы, тема Тема занятия Источник содержания
5 Введение. О языке.

Зачем человеку нужен язык? Что мы знаем о русском языке? (уроки 1-2)

О славянах и других народах. Кирилл и Мефодий – создатели

славянской азбуки.

Статья “Кирилл и Мефодий” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, 2003, стр. 184-185.
5 Повторение изученного в начальных классах.

Фонетика. Графика.

Звуки и буквы. Алфавит (урок 3).

Славянские азбуки кириллица и глаголица (сравнительная характеристика). Кириллица как основа русского алфавита. Статьи “Глаголица” и “Кириллица” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, 2003, стр. 86-87, 185-187.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.

5 Зачем людям письмо? (урок 7) “Дорога к письменности”. Пасхалов А. П. Русский язык. Занятия школьного кружка.5 класс. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2004, стр. 21-23.

Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии. – М.:Просвещение, 1991, стр. 18-29.

5 Лексика. Словообразование. Правописание.

Как пополняется словарный состав языка (уроки 106-107).

Старославянский язык и заимствования из него. Статья “Старославянский язык” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр. 536-537.
5 Какие чередования гласных и согласных происходят в словах (уроки 113-114). Полногласие и неполногласие. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985, стр. 145-216.

Статьи “Неполногласие” и “Полногласие” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, 2003, стр. 264-265, 352-353.

6 Изложение учебно-научного текста (урок 21). “Кирилл и Мефодий – покровители народного образования”. Статья В. Огрызко “Кирилл и Мефодий – покровители народного образования” // “Литература в школе”, 1992, № 2.
7 О языке.

Изменяется ли язык с течением времени (урок 1)

Предмет изучения палеославистики и исторической грамматики. Статья “Палеославистика” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, 2003, стр. 320-322
7 Язык. Правописание. Культура речи.

Словарное богатство русского языка (урок 6).

 

Устаревшая лексика и ее стилистическая окраска.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985, стр. 340-341.Статья “Старославянизмы”.
7 Речь.

Стили речи.

Рассуждение-размышление (урок 40).

Составление рассуждения-размышления “Связь времен в моем родном языке”. Сочинения учеников.
8 О языке.

Русский язык в семье славянских народов (урок 1)

От праславянского к русскому, украинскому, белорусскому. Маршева Л. Праславянский, церковнославянский, русский…

Чудинов В. А. Мнение Трендафила Крыстанова о языке и азбуке св. Кирилла и Мефодия.

Статьи “Славистика” и “Славянские языки” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр. 485-487, 489-492.

8 Речь.

Статья в газету. Строение текста (урок 66).

Анализ композиционных, типологических и стилистических особенностей статьи. Статья “О святых Кирилле и Мефодии”.
8 Прямая речь.

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

Цитаты и их обозначение (уроки 98-101).

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

Цитаты и их обозначение.

Высказывания о святых Кирилле и Мефодии, о русском языке (см. библиографию в приложении-конспекте урока).
8 Речь.

“Мы делаем газету” (уроки 101-102).

Работа над проектом “Великая миссия”. Репортажи, очерки, статьи учеников.
9 О языке.

Русский язык – национальный язык русского народа (уроки 1-2).

Наша гордость, наше достояние… Статья “История русского литературного языка” ” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр. 162-168.
9 Речь.

Обучение изложению: сжатый пересказ (урок 7).

Изложение на основе стилистического и типологического анализа. Статья В. Огрызко “Кирилл и Мефодий – покровители народного образования” // “Литература в школе”, 1992, № 2.
9 Язык. Правописание. Культура речи.

Синтаксис и пунктуация.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (урок 59).

Контрольный диктант. Фрагмент статьи “Кем они были”.
10 Повторение пройденного за курс девятилетней школы.

Лексика.

Лексика исконно русская и заимствованная (урок 6).

Как отличить старославянизмы от исконно русских слов? Статья “Славянизмы” ” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр. 487-489.
10 Текст и его строение. Основные виды переработки текста (уроки 28-29, 31). Сокращение текста. План.

Тезисы.

Конспект, тематический конспект, реферат.

Статья Иванова А. А. “История Кирилла и Мефодия. Создание кириллицы и глаголицы”.
11 Повторение пройденного за курс девятилетней школы.

Общие сведения о языке (урок 8).

Три периода в истории русского языка. Статьи “История русского языка” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр., 168-171.
11 Стили речи.

Научный стиль речи (урок 21).

Основные признаки научного стиля речи. Статья “Происхождение кириллицы и ее вариантов”.