Пояснительная записка
Элементы изучения истории языка включены в программу по предмету, но носят фрагментарный характер. Это осложняет освоение учениками “системы систем”, затрудняет целостное постижение законов языка и анализ его единиц как следствия развития. Настоящие методические рекомендации посвящены введению в систему уроков в 5-11 классах сведений об основателях славянской письменности Кирилле и Мефодии, их просветительской деятельности. Занятия составлены с учетом удовлетворения принципу природосообразности и рассчитаны на тематическое планирование по программе М. М. Разумовской и П. А. Леканта, А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Для целостности восприятия учащимися, личностной значимости содержания запланированы уроки разных форм, углубляющие и расширяющие знания о значении деятельности солунских братьев и их гениального труда.
Цели уроков:
- Развить представление о языке как вечно изменяющемся явлении, “живом как жизнь”,
- Воспитать гордость за родной язык как культурный феномен,
- Расширить представление учащихся о важности проведения Дня славянской письменности и культуры, истории его празднования в России,
- Углубить лингвистическую и языковую компетенцию школьников за счет обогащения содержания и форм преподавания сведений по истории языка.
Данные занятия составлены как рекомендация для педагогов-словесников и могут быть адаптированы к альтернативным программам по русскому языку В. В. Бабайцевой и Т. А. Ладыженской.
Методические разработки предлагаются к использованию как в системе уроков, так и на занятиях научного общества, факультативах, кружках по русскому языку, истории мировой художественной культуры, “Основам православной культуры”. В зависимости от задач и содержания знания по истории славянской письменности вводятся и как отдельный этап урока, и автономно. Однако для целостности восприятия предпочтительно использовать вторую форму подачи материала, посвятив теме весь урок. Это оправдано концепцией коммуникативно-деятельностного подхода, на котором основана программа М. М. Разумовской и П. А. Леканта. Если темп деятельности класса низкий, занятие следует проводить как двухчасовое, ибо изъятие определенных этапов нарушит логику подачи знаний.
В Приложении 1 приводится методическая разработка занятия № 2 “Славянские азбуки кириллица и глаголица (сравнительная характеристика). Кириллица как основа русского алфавита”. Конспект занятия №1 напечатан в сборнике тезисов фестиваля педагогических идей “Открытый урок” за 2007/2008 учебный год.
Тематическое планирование занятий
класс | Изучаемый раздел программы, тема | Тема занятия | Источник содержания |
5 | Введение. О языке. Зачем человеку нужен язык? Что мы знаем о русском языке? (уроки 1-2) |
О славянах и других народах. Кирилл и
Мефодий – создатели славянской азбуки. |
Статья “Кирилл и Мефодий” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, 2003, стр. 184-185. |
5 | Повторение изученного в начальных
классах. Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Алфавит (урок 3). |
Славянские азбуки кириллица и глаголица (сравнительная характеристика). Кириллица как основа русского алфавита. | Статьи “Глаголица” и “Кириллица” в
энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А.
Ганиева – М.: “Большая российская
энциклопедия”, 2003, стр. 86-87, 185-187. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007. |
5 | Зачем людям письмо? (урок 7) | “Дорога к письменности”. | Пасхалов А. П. Русский язык. Занятия
школьного кружка.5 класс. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2004,
стр. 21-23. Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии. – М.:Просвещение, 1991, стр. 18-29. |
5 | Лексика. Словообразование.
Правописание. Как пополняется словарный состав языка (уроки 106-107). |
Старославянский язык и заимствования из него. | Статья “Старославянский язык” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр. 536-537. |
5 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах (уроки 113-114). | Полногласие и неполногласие. | Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.
Словарь-справочник лингвистических терминов:
Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985, стр. 145-216. Статьи “Неполногласие” и “Полногласие” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, 2003, стр. 264-265, 352-353. |
6 | Изложение учебно-научного текста (урок 21). | “Кирилл и Мефодий – покровители народного образования”. | Статья В. Огрызко “Кирилл и Мефодий – покровители народного образования” // “Литература в школе”, 1992, № 2. |
7 | О языке. Изменяется ли язык с течением времени (урок 1) |
Предмет изучения палеославистики и исторической грамматики. | Статья “Палеославистика” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, 2003, стр. 320-322 |
7 | Язык. Правописание. Культура речи. Словарное богатство русского языка (урок 6). |
Устаревшая лексика и ее стилистическая окраска. |
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985, стр. 340-341.Статья “Старославянизмы”. |
7 | Речь. Стили речи. Рассуждение-размышление (урок 40). |
Составление рассуждения-размышления “Связь времен в моем родном языке”. | Сочинения учеников. |
8 | О языке. Русский язык в семье славянских народов (урок 1) |
От праславянского к русскому, украинскому, белорусскому. | Маршева Л. Праславянский,
церковнославянский, русский… Чудинов В. А. Мнение Трендафила Крыстанова о языке и азбуке св. Кирилла и Мефодия. Статьи “Славистика” и “Славянские языки” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр. 485-487, 489-492. |
8 | Речь. Статья в газету. Строение текста (урок 66). |
Анализ композиционных, типологических и стилистических особенностей статьи. | Статья “О святых Кирилле и Мефодии”. |
8 | Прямая речь. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение (уроки 98-101). |
Косвенная речь. Замена прямой речи
косвенной. Цитаты и их обозначение. |
Высказывания о святых Кирилле и Мефодии, о русском языке (см. библиографию в приложении-конспекте урока). |
8 | Речь. “Мы делаем газету” (уроки 101-102). |
Работа над проектом “Великая миссия”. | Репортажи, очерки, статьи учеников. |
9 | О языке. Русский язык – национальный язык русского народа (уроки 1-2). |
Наша гордость, наше достояние… | Статья “История русского литературного языка” ” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр. 162-168. |
9 | Речь. Обучение изложению: сжатый пересказ (урок 7). |
Изложение на основе стилистического и типологического анализа. | Статья В. Огрызко “Кирилл и Мефодий – покровители народного образования” // “Литература в школе”, 1992, № 2. |
9 | Язык. Правописание. Культура речи. Синтаксис и пунктуация. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (урок 59). |
Контрольный диктант. | Фрагмент статьи “Кем они были”. |
10 | Повторение пройденного за курс
девятилетней школы. Лексика. Лексика исконно русская и заимствованная (урок 6). |
Как отличить старославянизмы от исконно русских слов? | Статья “Славянизмы” ” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр. 487-489. |
10 | Текст и его строение. Основные виды переработки текста (уроки 28-29, 31). | Сокращение текста. План. Тезисы. Конспект, тематический конспект, реферат. |
Статья Иванова А. А. “История Кирилла и Мефодия. Создание кириллицы и глаголицы”. |
11 | Повторение пройденного за курс
девятилетней школы. Общие сведения о языке (урок 8). |
Три периода в истории русского языка. | Статьи “История русского языка” в энциклопедии “Русский язык” под ред. Т. А. Ганиева – М.: “Большая российская энциклопедия”, стр., 168-171. |
11 | Стили речи. Научный стиль речи (урок 21). |
Основные признаки научного стиля речи. | Статья “Происхождение кириллицы и ее вариантов”. |