Цели урока:
- Познакомить с правилом употребления разделительного мягкого знака; формировать умение соотносить произношение слова и его написание, формировать умение наблюдать над словами, формулировать учебную задачу урока, делать выводы на основе наблюдений, сотрудничать.
- Развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание, познавательную активность, навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
- Воспитывать культуру отношений, интерес к предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, орфографические словари, карточки с вопросами по теме урока для работы в группах, разрезные карточки для работы в группах, фломастеры и чистые листы для изображения модели слов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я дарю вам свою улыбку,
А вы поделитесь улыбками друг с другом.
2. Минутка чистописания.
Нам доске записаны слова:
П...льто, учит...ль, в…р…бьи, т…традь
Учитель: Посмотрите на слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в каждом из этих слов и не обозначает звука. (Ь)
- Ь мы напишем с другими буквами. Первая из них является безударной гласной в словах учитель и тетрадь. (Е)
- Вторая буква имеется в слове воробьи и образует третий слог (Я). Назовите безударную гласную.
- Третья буква находится в слове пальто. Она обозначает непарный звонкий согласный. (Л). Назовите безударный гласный.
На доске по очереди открывается запись ЬЕ ЬИ ЛЬ
- Запишите сочетания букв в тетради, соблюдая наклон и расстояние между буквами. Подчерните сочетание, которое вы считаете, написано лучше всех остальных.
3. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Не подсказала ли вам минутка чистописания, о чём будет тема урока?
(Будет связана с правописанием мягкого знака).
- Верно. Но с каким ь мы скажем позже. Это будет новая тема урока, новая для нас задача.
4. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Что общего вы заметили в словах П...льто, учит...ль, в…р…бьи, т…традь? (имена существительные, пишутся с мягким знаком, слова с непроверяемой безударной гласной).
- Познакомимся с новым словом из словаря.
- Прочитаете новое слово, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв. Прямоугольник – пропущенная безударная гласная. (КОРАБЛЬ).
- Каким образом вы это осуществили? (Начали с прямоугольника, который начерчен ярче. Он самый маленький. Далее искали более высокие прямоугольники).
- Найдите слово корабль в орфографическом словаре. Какая безударная гласная пишется в этом слове? На что ещё нужно обратить внимание при написании этого слова? (На конце слова пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласного).
- Что такое корабль? (Транспорт для перевозки грузов и людей).
- А где можно узнать, что слово корабль означает? (Спросить у родителей, прочитать в толковом словаре, посмотреть в Интернете).
- Ученик … нашёл в Интернете происхождение этого слова. (Задание выполнялось дома).
Ученик рассказывает о происхождении слова корабль.
- Запишем слово корабль в тетрадь.
Физкультминутка на внимание.
5. Изучение нового материала. «Открытие» нового знания.
Учитель: Вы сказали, что слова П...льто, учит...ль, в…р…бьи, т…традь пишутся с мягким знаком.
- Найдите «лишнее» слово. (Слово воробьи, в нём пишется разделительный ь).
- Почему? Об употреблении разделительного мягкого знака мы и будем сегодня говорить. Наша задача узнать, когда он пишется в словах. Можно прочитать об этом в учебнике, спросить у педагогов или самим провести исследование. Как мы поступим? (Сами проведём исследование).
Работа в группах.
Учитель: Прочитайте слова на карточках, понаблюдайте над словами и ответьте на вопросы.
Карточка. Воробьи, Вопросы:
|
Проверка задания.
Модели вывешиваются на доску.
- Дайте точную формулировку правила. Когда пишется разделительный мягкий знак?
- Правы ли мы были?
Давайте сверим с правилом, данным в учебнике. (Чтение правила в учебнике).
Составление алгоритма.
Учитель: Но мы должны уметь пользоваться этим правилом на письме.
- Распределим шаги (составим алгоритм) как пользоваться этим правилом.
Поставьте карточки в соответствующей последовательности.
Работа в группах.
Разрезные карточки
Произнеси слово. |
Послушай: сливается ли согласный с гласным? |
Слышится ли перед гласным Е,Ё,И,Ю,Я звук Й ? |
Напиши на месте раздела согласного и гласного звуков разделительный ь |
Проверка задания.
Физкультминутка.
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень смелых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты.
И страшны им только кошки
Только кошки да коты.
6. Закрепление знаний по теме.
Орфографический диктант – игра «Да» или «Нет».
Учитель: Мы побывали в роли исследователей. Сами открыли знания о написании разделительного ь. Можно отправляться в большое плавание. Побываем в роли штурманов. Посмотрим, кто из нас проведёт корабль, не наскочив на мель.
Если вы согласны с моим утверждением, то в тетради пишете «Да», если не согласны, пишете «Нет»
- Я утверждаю, что гласная, стоящая после разделительного ь имеет два звука. (Да)
- Я утверждаю, что разделительный ь пишется перед гласными е,ё, ю, я, и, о (Нет)
- Я утверждаю, что в слове ручьи пишется разделительный ь. (Да)
- Я утверждаю, что в слове лисья не надо писать разделительный ь. (Нет)
- Я утверждаю, что к слову заяц можно подобрать однокоренное имя прилагательное с разделительным ь. (Да)
Проверка задания в парах
Работа с пословицей.
Учитель: Прочитайте слова.
Большой, корабль, плаванье
- Назовите орфограммы.
- Предложите для учащихся задания, опираясь на тему урока.
(Распределить на группы, в каждый столбик написать ещё по одному слову, составить предложение и т.д).
-Выполнение предложенных детьми заданий.(распределение на группы, …)
- Вспомните пословицу, где встречаются эти слова. (Большому кораблю – большое плаванье)
- Объясните смысл (Человеку с хорошими способностями надо дать больше возможности , чтобы он смог достигнуть больших успехов).
Запишите по памяти пословицу.
7. Домашнее задание
Учитель: Творческое задание. Каждому ученику дана карточка с опорными словами (с разделительным ь) на определённую тему. Написать мини-сочинение по опорным словам.
8. Итог урока.
- Какую учебную задачу ставили?
- Как это узнавали?
- Оцените свою работу, прочно ли вы усвоили тему. Поставьте в тетради знак
+ - уверен в своих силах.
- - не разобрался в теме
= - понял, но не всё.
- Продолжите фразу: «Мне сегодня на уроке было….»