Неделя русского языка и литературы "С русским поклоном березке!"

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Традиционными стали в школах Дни, Недели и Декады русского языка и литературы. Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка Недели (Декады) ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, учащиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по предмету. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса.
В течение Недели на уроках и внеклассных мероприятиях учащиеся знакомятся с обычаями и обрядами, связанными с берёзкой, с удивительными целебными свойствами этого дерева, приобщаются к русской народной культуре, пробуют свои силу в создании собственных сочинений (сказок, стихотворений) о берёзе.
Взаимосвязь уроков и внеклассной работы оказывает эффективное воздействие на воспитание нравственной и эстетической культуры школьников, на приобщение их к самостоятельному поиску знаний, позволяет развивать наблюдательность – качество, без которого невозможна познавательная и творческая деятельность. Разнообразные формы работы помогают развивать интеллектуально-речевые умения школьников, которые определяют эффективность восприятия и усвоения информации по конкретной теме.

Цель: через систему классных и внеклассных мероприятий познакомить учащихся с поэтическим символом России берёзкой.

Задачи:

  • дать учащимся знания о символе славянского культа России – берёзке, познакомить с обычаями и обрядами, связанными с этим деревом; приобщать к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности;
  • познакомить учащихся с удивительными свойствами берёзы, показать значение этого дерева для человека;
  • пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных с образом берёзы;
  • познакомить со специальной лексикой, употребляемой при описании картины, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, обогащать их музыкальные впечатления;
  • развивать творческие способности учащихся, формировать навыки выразительности при работе с прозаическими и поэтическими текстами;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

План Недели

День первый: «Стоит дерево древлянское»

И кажется, в шуме берёзы
Есть русская наша душа!

Р.Рождественский.

План дня

  1. Открытие Недели. Выставка предложенных классами эмблем Недели. Оформление стенгазеты «Нет дерева сердцу милей!»
  2. Игровая программа для учеников 5-6 классов «В гостях у Лесовичка».
  3. Выставка изделий из бересты «Берёза – и впрямь чудо-дерево». Организация экскурсии по выставке старшеклассниками.
  4. Театрализованный вечер для учащихся 7-8 классов «Люблю берёзу русскую…»

В проведении мероприятий этого дня помощь учителю-словеснику могут оказать учителя биологии, труда.

День второй: «Тайна слова БЕРЁЗА»

Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа…
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.

Д.Кугультинов.

План дня

  1. Классный час «Удивительное слово – берёза! Что скрыто в нём?» (Проводится первым уроком во всех классах.)
  2. Олимпиады по русскому языку и литературе (9 – 11 классы).)
  3. Проведение конкурсных работ по русскому языку:

8 – 11 классы – комплексная работа с текстом;
7 класс – изложение с элементом сочинения;
5 – 6 классы – сочинение-миниатюра.

В начальных классах можно предложить провести конкурсные диктанты. Тексты подобрать соответственно тематике Недели.

День третий: «Берёза – поэтический образ от фольклора  до современности»

О, сколько о берёзе русской спето!
Но приглядись поближе к ней, родной, 
И ты поймёшь: по-прежнему поэты
Ещё в долгу перед её красой.

План дня

  1. «Жила-была сказка, жила-была берёзка…» (фольклорный час для учеников 5 класса и начальной школы).
  2. «Белая берёза» С.Есенина» (анализ стихотворения на уроке в 6 классе).
  3. «В душе ни метелей, ни холода нет – есть мир и земля в настроенье весеннем» (А.Пичков). (Занятие, проведённое на прогулке. 7 – 8 классы.)
  4. Школьный конкурс чтецов «Вот она, заветная берёзка, тёплый образ света и добра!» (1 – 11 класс, учителя.)

День четвёртый: «В творческой мастерской»

«Надо испытать  свой собственный талант, чтобы решать, обладают  ли   талантом  другие».

Сименон.

План дня

  1. Конкурс стихотворений, рассказов, сказок о берёзе, сочинённых учениками. (Участие принимают все желающие.)
  2. Разучивание песен о берёзе (на уроках музыки).
  3. «Они сияют тихим ровным светом…» (интегрированное занятие по русскому языку, изо, музыке, 7 – 8 классы).
  4. «Всё в природе имеет своё лицо» (ненецкая мудрость). (Урок-фантазия в 5 – 6 классах).

Помощь учителю-словеснику в этих мероприятиях могут оказать учителя изо и музыки.

День пятый: «Образ Родины, символ берегини»

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей.

М.Ероха

План дня

  1. Подведение итогов Недели (отметить учащихся, принявших активное участие в мероприятиях, отметить лучшие работы и самый активный класс).
  2. Школьная научно-практическая конференция.

Темы выступлений:

  • Отражение славянских традиций в создании народно – поэтического образа берёзы. (Агафонова Настя, 9 «а» кл.)
  • Образ берёзы в русской литературе. (Рочева Юля, 9 «а» кл.)
  • Сопоставительный анализ образа берёзы в лирике Н.Рубцова и С.Есенина. (Никитина Катя, 10 кл.)
  • Древесные мотивы в лирике ненецких поэтов. (Хлюпина Яна, 8 «в» кл.)

В проведении мероприятий можно использовать музыкальные произведения:

  • «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера)
  • «Во поле берёза стояла» (русская народная песня).
  • «Берёзовый сок» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).
  • «Край берёзовый» (сл. Резника, муз. Броневицкого).
  • «Берёза» (группа «Любэ» и Н.Росторгуев).
  • «Белая берёза» (сл. С.Васильева, муз. А.Ленского).
  • Вальс «Берёзка» (Е.М.Дрейзин).
  • «Растёт в Волгограде берёзка» (сл. М.Агашиной, муз. Г.Пономаренко).
  • Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» (финал 4-ой симфонии П.И.Чайковского).

Картины художников:

  • Н.М.Ромадин «Молодые берёзки».
  • А.И.Куинджи «Берёзовая роща».
  • И.И.Шишкин «Берёзовая роща».
  • И.И.Левитан «Берёзовая роща».
  • А.А.Рылов «Стволы берёз», «Берёзовая роща», «Зелёное кружево».
  • М.В.Нестеров «Две лады».
  • В.Н.Бакшеев «Берёзы».
  • И.И.Яковлев «Берёзки», «Осень», «Ветреный день».

Литература:

  1. Арефьева Т.С. Русская берёза – символ Родины. («Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №6,2005).
  2. Ивченко С.И. Загадки цинхоны. М., 1968.
  3. Ивченко С.И. Книга о деревьях. М., 1973.
  4. Ичетовкина М.И. Нет дерева сердцу милей. («Читаем, учимся, играем» 38, 2001.)
  5. Ситдикова Ф. Берёза – символ России. («Воспитание школьников №4, 2004.)
  6. Федосеева В.К. Работа с берестой. Каргополь, 2002.
  7. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М., 1991.
  8. Худякова Л.Л. Берёзкин праздник «Троицыно утро». («Педсовет» 32, 2005.)
  9. Цветкова Н.В. Белая берёза. («Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №4, 2004.)
  10. В разработке мероприятий использованы стихотворения русских поэтов XIX – XX веков, стихотворения ненецких поэтов, отрывки из произведений русских писателей.
    В разработке заданий и олимпиад использовались лингвистические словари.