Традиционными стали в школах Дни, Недели и
Декады русского языка и литературы. Такие
мероприятия являются итогом внеклассной работы,
проведенной за год. Подготовка Недели (Декады)
ведется в течение длительного времени, ее тема и
содержание обсуждаются и утверждаются на
заседании методического объединения учителей.
Важным этапом подготовки Недели русского языка
является избрание оргкомитета, в который входят,
кроме ведущих учителей-словесников, учащиеся,
проявляющие большой интерес и активность во
внеклассной работе по предмету. В оргкомитет
могут входить по 1-2 ученика от каждого класса.
В течение Недели на уроках и внеклассных
мероприятиях учащиеся знакомятся с обычаями и
обрядами, связанными с берёзкой, с удивительными
целебными свойствами этого дерева, приобщаются к
русской народной культуре, пробуют свои силу в
создании собственных сочинений (сказок,
стихотворений) о берёзе.
Взаимосвязь уроков и внеклассной работы
оказывает эффективное воздействие на воспитание
нравственной и эстетической культуры
школьников, на приобщение их к самостоятельному
поиску знаний, позволяет развивать
наблюдательность – качество, без которого
невозможна познавательная и творческая
деятельность. Разнообразные формы работы
помогают развивать интеллектуально-речевые
умения школьников, которые определяют
эффективность восприятия и усвоения информации
по конкретной теме.
Цель: через систему классных и внеклассных мероприятий познакомить учащихся с поэтическим символом России берёзкой.
Задачи:
- дать учащимся знания о символе славянского культа России – берёзке, познакомить с обычаями и обрядами, связанными с этим деревом; приобщать к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности;
- познакомить учащихся с удивительными свойствами берёзы, показать значение этого дерева для человека;
- пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных с образом берёзы;
- познакомить со специальной лексикой, употребляемой при описании картины, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, обогащать их музыкальные впечатления;
- развивать творческие способности учащихся, формировать навыки выразительности при работе с прозаическими и поэтическими текстами;
- воспитывать бережное отношение к природе.
План Недели
День первый: «Стоит дерево древлянское»
И кажется, в шуме берёзы
Есть русская наша душа!
Р.Рождественский.
План дня
- Открытие Недели. Выставка предложенных классами эмблем Недели. Оформление стенгазеты «Нет дерева сердцу милей!»
- Игровая программа для учеников 5-6 классов «В гостях у Лесовичка».
- Выставка изделий из бересты «Берёза – и впрямь чудо-дерево». Организация экскурсии по выставке старшеклассниками.
- Театрализованный вечер для учащихся 7-8 классов «Люблю берёзу русскую…»
В проведении мероприятий этого дня помощь учителю-словеснику могут оказать учителя биологии, труда.
День второй: «Тайна слова БЕРЁЗА»
Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа…
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.
Д.Кугультинов.
План дня
- Классный час «Удивительное слово – берёза! Что скрыто в нём?» (Проводится первым уроком во всех классах.)
- Олимпиады по русскому языку и литературе (9 – 11 классы).)
- Проведение конкурсных работ по русскому языку:
8 – 11 классы – комплексная работа с текстом;
7 класс – изложение с элементом сочинения;
5 – 6 классы – сочинение-миниатюра.
В начальных классах можно предложить провести конкурсные диктанты. Тексты подобрать соответственно тематике Недели.
День третий: «Берёза – поэтический образ от фольклора до современности»
О, сколько о берёзе русской спето!
Но приглядись поближе к ней, родной,
И ты поймёшь: по-прежнему поэты
Ещё в долгу перед её красой.
План дня
- «Жила-была сказка, жила-была берёзка…» (фольклорный час для учеников 5 класса и начальной школы).
- «Белая берёза» С.Есенина» (анализ стихотворения на уроке в 6 классе).
- «В душе ни метелей, ни холода нет – есть мир и земля в настроенье весеннем» (А.Пичков). (Занятие, проведённое на прогулке. 7 – 8 классы.)
- Школьный конкурс чтецов «Вот она, заветная берёзка, тёплый образ света и добра!» (1 – 11 класс, учителя.)
День четвёртый: «В творческой мастерской»
«Надо испытать свой собственный талант, чтобы решать, обладают ли талантом другие».
Сименон.
План дня
- Конкурс стихотворений, рассказов, сказок о берёзе, сочинённых учениками. (Участие принимают все желающие.)
- Разучивание песен о берёзе (на уроках музыки).
- «Они сияют тихим ровным светом…» (интегрированное занятие по русскому языку, изо, музыке, 7 – 8 классы).
- «Всё в природе имеет своё лицо» (ненецкая мудрость). (Урок-фантазия в 5 – 6 классах).
Помощь учителю-словеснику в этих мероприятиях могут оказать учителя изо и музыки.
День пятый: «Образ Родины, символ берегини»
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей.М.Ероха
План дня
- Подведение итогов Недели (отметить учащихся, принявших активное участие в мероприятиях, отметить лучшие работы и самый активный класс).
- Школьная научно-практическая конференция.
Темы выступлений:
- Отражение славянских традиций в создании народно – поэтического образа берёзы. (Агафонова Настя, 9 «а» кл.)
- Образ берёзы в русской литературе. (Рочева Юля, 9 «а» кл.)
- Сопоставительный анализ образа берёзы в лирике Н.Рубцова и С.Есенина. (Никитина Катя, 10 кл.)
- Древесные мотивы в лирике ненецких поэтов. (Хлюпина Яна, 8 «в» кл.)
В проведении мероприятий можно использовать музыкальные произведения:
- «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера)
- «Во поле берёза стояла» (русская народная песня).
- «Берёзовый сок» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).
- «Край берёзовый» (сл. Резника, муз. Броневицкого).
- «Берёза» (группа «Любэ» и Н.Росторгуев).
- «Белая берёза» (сл. С.Васильева, муз. А.Ленского).
- Вальс «Берёзка» (Е.М.Дрейзин).
- «Растёт в Волгограде берёзка» (сл. М.Агашиной, муз. Г.Пономаренко).
- Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» (финал 4-ой симфонии П.И.Чайковского).
Картины художников:
- Н.М.Ромадин «Молодые берёзки».
- А.И.Куинджи «Берёзовая роща».
- И.И.Шишкин «Берёзовая роща».
- И.И.Левитан «Берёзовая роща».
- А.А.Рылов «Стволы берёз», «Берёзовая роща», «Зелёное кружево».
- М.В.Нестеров «Две лады».
- В.Н.Бакшеев «Берёзы».
- И.И.Яковлев «Берёзки», «Осень», «Ветреный день».
Литература:
- Арефьева Т.С. Русская берёза – символ Родины. («Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №6,2005).
- Ивченко С.И. Загадки цинхоны. М., 1968.
- Ивченко С.И. Книга о деревьях. М., 1973.
- Ичетовкина М.И. Нет дерева сердцу милей. («Читаем, учимся, играем» 38, 2001.)
- Ситдикова Ф. Берёза – символ России. («Воспитание школьников №4, 2004.)
- Федосеева В.К. Работа с берестой. Каргополь, 2002.
- Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М., 1991.
- Худякова Л.Л. Берёзкин праздник «Троицыно утро». («Педсовет» 32, 2005.)
- Цветкова Н.В. Белая берёза. («Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №4, 2004.)
- В разработке мероприятий использованы
стихотворения русских поэтов XIX – XX веков,
стихотворения ненецких поэтов, отрывки из
произведений русских писателей.
В разработке заданий и олимпиад использовались лингвистические словари.