Цель:
- обогатить речеведческие знания учащихся, показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности.
- развивать речь, умение выражать свои мысли в письменной форме.
- воспитывать культуру выражения чувств, речевой этикет, показать важность переписки.
Ход урока
1. Организация.
2. Сообщение темы и целей урока.
На доске кроссворд:
- Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились и помчались в путь далёк, лишь заслышали гудок (поезд).
- Ребенок воспитанный и развитый при встрече говорит: (здравствуйте)
Он в безбрежном океане туч касается крылом.
Развернется - под лучами. Отливает серебром (самолет)
С толстой сумкой на ремне
Он заходит в каждый дом
Кто же это? (почтальон)
- И в России и в Дании при прощании говорят: (до свидания).
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо).
- Отгадали кроссворд, запишем слова в тетрадь. Какие это слова? (Из словаря)
- Какое ключевое слово в кроссворде? (письмо)
- Как это слово связано со словами из кроссворда? (В письмах пишут слова "здравствуйте", "до свидания", "спасибо", "почтальон" разносит письма, почту, на самолете, поезде тоже развозят письма по всей земле)
Правильно. Тема нашего урока "Письма". Мы с вами выясним:
Какие бывают письма и какую роль в жизни людей они играют.
Узнаем, что письмо-это текст.
Познакомимся с особенностями поздравительного письма, будем учиться писать.
3. Чистописание.
Физминутка:
Пальчик вышел погулять,
Ключ забыл с собою взять.
(Хлопки в ладошки)
Что он делает теперь?
Просто он стучится в дверь.
Массаж пальцев.
Письма нужно писать красивым почерком.
Загадка.
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле.
Назовите слова, которые начинаются на "П" и связаны с темой урока "Письма"? (почта, почтальон, письмо, поезд)
Сегодня на чистописании будем писать букву П. Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (Он согласный, глухой, парный, в слове "письма" звучит "п" мягко, в остальных словах звучит твердо.)
Найдите закономерность и напишите: Пп, пл, Ппп, лп, Пппп, пл.
4. Работа по теме урока.
1) На экране или на доске таблица.
Отправитель- получатель (адресат) Общение на расстоянии.
- Постараемся понять, какие бывают письма, какую роль в жизни людей они играют.
- Сохраняются у вас в семье чьи- либо письма? Если сохраняются, то почему? (ответы учащихся)
- С какой целью и почему люди пишут письма? (ответы учащихся)
Да, ребята, письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.
- Какие же бывают письма?
На экране или доске демонстрируются письма.
"Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны". ( М. Горький)
(Это письмо пожелание)
"С Днем рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.
Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде."
Любящий вас дедушка Коля.
"Здравствуйте, дорогие мама и папа. Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.
Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.
Целую. Ваша дочь Оля".
(Это письмо родителям. Особенность этого письма в том, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение девочки)
Мы можем сделать вывод; что письма бывают разные: письма пожелания, письма поздравления, письма информация. Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.
Физминутка.
Руки подняли вразлет -
Появился самолет
Мах крылом туда, сюда,
Делай раз и делай два.
Получателя письма называют "адресатом" от немецкого слова "адрес". Человек, который пишет письма, отправитель.
- Кто пишет письмо и получатель должны соблюдать выработанный веками порядок.
Письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки. Это хорошо, потому что письмо от этого становится более интересным. Корней Иванович Чуковский любил писать "разноцветными строчками".
- Как размещать текст письма?
С левого края бумаги оставляют свободное поле шириной до двух с половиной сантиметров, такие же поля оставляют сверху и снизу листа. В письме выделяется "красной строкой" обращение, подпись.
В тексте письмо может быть много абзацных выделений (красных строк).
3) Узнаем, что письмо-это текст. Готовимся писать письма.
На экране или доске таблица.
Схема текста письма | Письмо |
Обращение | Дорогие мама и папа! Любимая бабушка! Уважаемый учитель! |
Начальная фраза о состоянии переписки. | Получила ваше письмо. Давно не получала писем. Захотела написать вам письмо. |
Вопросы адресату (родителям) | Как вы живете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости? |
Благодарность | Спасибо за теплые вещи. |
Просьба | Я прошу писать мне чаще. |
Приветы | Передайте привет Тане, бабушке. |
Прощание | До свидания. |
Подпись | Ваша дочь Тоня. |
Дата и место написания. (Можно указать в начале письма, в правом верхнем углу) | 12 февраля, 2008 г. Ст. Кавказская |
Прочитали письмо. Что заметили? (Письмо-это текст. В нем можно выделить начало, основную часть и концовку)
Прочитайте письмо. Найдите его начало, основную часть, концовку.
Здравствуй, бабушка!
Мы живем хорошо. Не волнуйся, все в порядке. Мы купили с мамой три золотые рыбки. В воскресенье ездили на озеро купаться и кататься на лодке. Я научилась плавать.
До свидания.
Лена.
- Какое обращение было бы бабушке более приятным? (дорогая бабушка) Обращение должно быть ласковым, тогда письмо принесет радость бабушке.
- О чем можно было бы написать в начале письма? (о состоянии переписки.)
- Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись)
- Можно ли было теплее закончить письмо? (Можно, не просто-"до свидания", а "до свидания, дорогая бабушка", "Целую и обнимаю тебя")
Физминутка:
Ребята. В давние времена письма приносили почтовые голуби.
Встали, превратились в почтовых голубей.
В сторону руки,
Плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем - крылья сложили назад.
Самостоятельная работа.
Напишите письмо родным, пользуясь таблицей.
(зачитать некоторые письма)
Поздравительное письмо.
Поздравить - это выразить адресату чувство радости по поводу успеха, награды, праздника, приезда.
Поздравление-пожелание, поздравительное письмо, поздравительная открытка. |
Когда люди поздравляют друг друга?
(по праздникам, по окончанию большой работы, семейный праздник, общенародные праздники - Новый год, 8 марта и т.д.)
Что в таких случаях желают друг другу? (здоровья, счастья, успехов в труде, очень разное, кому что)
Как можно поздравить любимого и уважаемого человека? (если рядом, то подарить цветы, рисунок свой, или то, что сделал своими руками, сказать что-то приятное. А если человек далеко, то послать поздравительное письмо.)
На экране или доске таблица.
Поздравительное письмо.
Схема письма | Содержание письма |
1. Обращение | Уважаемый: Родная мамуля! Мой дорогой братишка! |
2. Причина поздравления | День рождения. Новый год. |
3. Пожелания | Здоровья, удачи, бодрости, радости. |
4. Подпись | Твой друг. Твой сын. С уважением, ваш ученик. |
5. Дата. |
Сравните два письма, адресованных учителю. Какое из них вам больше понравилось? Почему?
1.
"Уважаемая виктория Павловна! Поздравляю Вас с Новым годом, желаю здоровья и успехов в работе.
Ваша ученица Катя С.
30.12.2008"
2.
"Дорогая Виктория Павловна! Сердечно поздравляю Вас с Новым годом. Желаю счастья, здоровья.
Виктория Павловна, мне так не хочется расставаться с вами - моей первой учительницей, с нашим классом. Мне бы очень хотелось, чтобы Вы учили меня до одиннадцатого класса!
Спасибо вам за все!
Таня М."
Вы поздравляете с праздником родного близкого человека. Дополните речевую формулу для начальной фразы этого поздравительного письма.(Горячо, сердечно, с радостью, от всей души, от всего сердца)
5. Итог.
- Подводим итог нашей работы
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
6. Домашнее задание.
Написать письмо поздравление.
Приготовить сообщение на тему "Из истории писем".