Цель:
- Познакомить семиклассников с правилом написания о-е (ё) после шипящих на конце наречий.
- Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.
- Продолжить работу над устной и письменной диалогической и монологической речью семиклассников, формируя лингвистическую компетентность учащихся.
- Нравственно-эстетическое воспитание.
Оборудование.
- Магнитофон с записью словарного диктанта.
- Индивидуальные карточки на повторение ранее изученной темы (“ Образование наречий”, “Дефис в наречиях”).
- Раздаточный материал с мини-тестами на тему “Буквы о-е (ё) после шипящих на конце наречий” или проецирование раздаточного материала через проектор.
- Тест на закрепление новой темы.
Ход урока.
I. Организационный момент- сообщение темы урока.
Постановка цели урока совместно с учащимися.
II .Повторение ранее изученного материала по теме “Наречия”.
Индивидуальная работа (выбор карточек с заданиями на доске до начала урока)
1. Образовать наречия от указанных слов-прилагательных. Каким способом образованы полученные наречия?
Обоснованный, ужасный, аргументированный, нечаянный, естественный, сонный, путаный. Одно наречие разобрать морфологически (на выбор).
2. Упражнение 239 (будущее домашнее задание устно)- 1 ученик.
3. Вставить буквы, раскрыть скобки.
Тихо (тихо) в лесу. (По) кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи (то) лапы. Откуда(то) справ. донос.тся голодный вой волков. (Не) вольно вспомина.шь самые страшные сказки. (У доски работает 1 ученик)
4. Составить 5 словосочетаний с наречиями на уже изученные правила по предложенной картине русского художника (работает 1 ученик)
В это время работа с классом.
Работа с классом.
Словарный диктант (магнитофонная запись. Читает слабоуспевающий ученик).
Повернул влево, появился слева, броситься врассыпную, пилить вручную, по весеннему лесу, бросились врассыпную, пилить вручную, зазвенел по-весеннему, во-вторых, как-нибудь встретимся, сделал кое-как, прилетел нежданно-негаданно, шли бок о бок, обрадованно воскликнул, опрокинул нечаянно, ушёл вдаль, ушёл в даль туманную.
III. Изучение нового материала.
1. Чтение материала по учебнику на странице105 (вверху).
2. Чтение рифмовки на новую орфограмму (читается стихотворение, сочиненное учителем, а в это время обращается внимание на запись на доске).
Свеж(о,ё?), хорош(о,ё?) и могуч(е,о?), зловещ(е,о?)
Что в суффиксе нужно писать у наречий?
Хочешь пятёрку в журнал получить?
Правила нужно твёрже учить!
После шипящих под ударением о
(Например, хорошо, горячо и свежо).
Когда ударенья в суффиксе не слышим,
То букву е непременно напишем.
-Но: ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на странице 105 не содержат полной информации о написании гласной О-Е(Ё) после шипящих в суффиксе наречий. (Читаем правило).
3. Частично-поисковая работа
Индивидуальные задания (работа со справочной литературой).
-Найти в справочниках ответ на вопрос: “Какую информацию учебник под редакцией М. Разумовской не сообщает?”
Пособия
- Русская орфография. Непроизвольное запоминание (стр.27, схема21) (работает 1 ученик)
- Цветовая таблица орфограмм наречий (см. журнал “Уроки русского языка”, № 11, 1990 год) (работает 1 ученик)
- Справочник новейший. Русский язык. Автор Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб – учёные-лингвисты (стр.30-32) (работает 1 ученик)
- Русский язык в таблицах (работает 1 ученик)
Вопрос ученикам, работающим со справочной литературой:
-Какие дополнения к правописанию изучаемой орфограммы вы обнаружили в справочной литературе?
(Ответ: слово-исключение ещё).
Продолжить рифмовку:
Пусть слово ещё никого не смущает,
Оно лишь одно исключеньем…(бывает).
4. Работа по карточкам или задание написано на доске и демонстрируется через проектор (свободный выбор детей):
А) 2 человека пишут мини-сочинение на свободную тему с использованием наречий: хорошо, певуче, зловеще…
Б) 2 человека составляют 1-2 предложения по картине Петрова - Водкина “Утренний натюрморт”.
В) 1 человек у доски выполняет упражнение 240 (это будущее домашнее задание, его разбирают все)
Дать алгоритм применения правила:
1. На конце наречия шипящий.
2. Ударный – безударный гласный.
IV. Мини-тест “О или Е(Ё) в наречиях”? (На рабочих столах компьютеров для учеников заранее приготовлены тесты)
Третье лишнее. (Вспомните алгоритм применения правила “О-Е(Ё) на конце шипящих”)
1. Убаюкивающ. , блестящ. , горяч.
2. Общ. , заикающ. , вызывающ.
3. Трескуч. , голыш.м , могуч.
4. Жгуч. , свеж. , певуч.
5. Ещ. , потрясающ. , зловещ.
V. Закрепление. Списать текст, вставив буквы и недостающие знаки препинания.
На горизонте сумрачно, зловещ.. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют, поют. Им тоже хорош.. Ещ. царственнее и грознее стал необ.ятный храм полнозвёздного неба. Волнующ. тихий покой царил ещ. .в городе. (По И.Бунину)
VI. Домашнее задание.
Теоретический материал на странице 105, упражнение 240 (письменно), упражнение 239 (устно) или по желанию:
Сочинение-миниатюра с продолжением по тексту И.Бунина, используя наречия. (Выполняется на консультационном часе после уроков).
Сочинение-миниатюра “Надменное извинение – ещё одно оскорбление”. (Гильберт Честертон)
VII. Итог урока.
Что узнали нового? Сложно ли было изучать тему? Что понравилось – не понравилось? Как уяснили алгоритм применения правила (прост или сложен?). Комментирование оценок учащихся.
Литература.
- Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2002.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Справочник по русскому языку.- М., 2006.
- Иоффе А. Русский язык в таблицах-М., 2005.
- Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядн. пособие для учащихся общеобразоват. учебн. заведений.-3-е изд.-М.: Дрофа.