Цели:
- пробудить интерес к поэзии и музыке – помочь выразить зрительные образы при чтении стихотворений и прослушивании музыкальных произведений, понять настроения, чувства поэта и композитора;
- воспитание чувства прекрасного через взаимосвязь музыки и поэзии;
- воспитание патриотизма.
Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование: портреты Чайковского и Есенина, несколько картин природы Центральной России, где жили композитор и поэт, грамзаписи. Дети приносят листы чистой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Слово учителя
- Ребята, на прошлых уроках литературы звучали стихи Баратынского, Полонского, Плещеева, Никитина, Майкова.
Сегодняшний урок, я думаю, тоже не пройдет для вас бесследно. Вы познакомитесь с новыми именами и творениями. У нас в гостях Пётр Ильич Чайковский и Сергей Александрович Есенин.
- Что вы о них знаете?
- Почему же сегодня у нас именно эти два человека?
Вы почувствуете, как сливаются два вида искусства: живое слово поэта и музыка.
Однажды, это было давно, в детских журналах «Мирок» и «Проталинка» появились стихи молодого начинающего поэта Сергея Есенина. В них звучала нежная любовь к Родине, незатейливой природе среднерусской полосы. Вы видите её на этих картинах.
В русской поэзии есть много стихов о родной природе, но Сергей Есенин по-новому показал её просторы: поля, луга, деревушки. Стихи Есенина по простоте образов, прозрачности слова, красочности близки народным произведениям. Вот послушайте, как звучит одна и та же тема в устном народном творчестве и в стихотворении Есенина.
Давным – давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили её, только о ней и говорили.
Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья её в дерево.
А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает.
Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его берёзкой.
Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по-иному красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.
А вот как рассказывает о зимней березке Есенин (Ребята обратите внимание на язык стихов, мою речь. Возможно, вам понравятся, запомнятся какие-то слова, выражения: эпитеты, метафоры, сравнения. Запишите их на листочке. Они вам еще пригодятся.)
(Чтение стихотворения С.Есенина «Береза»)
Правда, красивы народная сказка и стихотворение поэта? А что вы заметили в них общего?
А теперь послушайте другое его стихотворение о зиме.
(Чтение стихотворения «Поёт зима, аукает».)
Мы не только увидим с вами зиму, но и услышим. Что же вы услышали?
Столько же красок, движения, звуков и в стихотворении «Пороша».
(Чтение стихотворения «Пороша»)
Какие новые звуки вы услышали? Верно, звон бубенчиков под дугой, скрип снега.
Эти же звуки вы сейчас услышите и в музыке. И поможет нам в этом великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Он создал альбом произведений, который называется «Времена года».
Послушайте его музыкальную пьесу «Тройка»
(Звучит «На тройке» /Ноябрь/ , Чайковского)
Отшумели зимние метели, зазвенела весенняя капель. И радуют сердце самые первые цветы. Снег еще не сошел, лишь кое-где чернеют проталинки, а эти цветочки покачивают белыми фарфоровыми бубенчиками. Вы узнали их?
(Звучит пьеса «Подснежники» /Апрель/)
Вы можете сделать наброски рисунков.
А вот уже появились первые листочки, зашумело зеленое море. Запылала белым пожаром черемуха.
(Чтение стихотворения «Черемуха».)
Отшумели весенние ручьи, отгорели буйным пожаром черемуховые и сиреневые заросли, отпели голосистые соловьи. Наступило красное лето.
(Чтение стихотворения «С добрым утром»).
Что вам понравилось в этом стихотворении? Если вам дать краски, какие картины природы вы бы нарисовали, прослушав его?
(Устное рисование. Кто-то по желанию может делать наброски рисунков на листе).
А это музыкальное произведение вам знакомо?
(Звучит «Баркарола» /Июнь/)
Июнь. Длинные летние дни, прозрачные вечера, нежная голубизна неба, чистота кучевых облаков. Природа в расцвете сил. И в музыке вы слышите такое же спокойствие, величавость, неторопливость.
Летят дни. То ветром их обвевает, то дождиком поливает. После дождя в колее поселка осталась лужа. В лесном сумраке она напоминает осколок большого зеркала. Посреди ее плавал желтый березовый листок. Не осень ли прихорашивалась возле этого зеркала и обронила золотое монисто?
И вот в золото оделись все деревья. Да, уже осень. Она плачет редким холодным дождем. Березы и осины бесшумно роняют листья на поникшие травы. Речные струи подхватывают осиротевшие листочки и бережно несут их.
Вслушайтесь, какое настроение навевают стихотворение и музыка?
(Стихотворение Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» читается на фоне «Осенней песенки /Октябрь/ Чайковского).
Грустное, печальное настроение, что ушло лето, прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей.
Какая же тема прозвучала сегодня на уроке?
Верно, тема природы, Родины.
Вы почувствовали, как поэзия и музыка выражают одни и те же мысли, переживания.
Какие мысли и чувства возникли у вас?
Как вы думаете, почему Чайковский и Есенин так образно, нежно писали о Родине, один музыкой, другой стихами?
(Потому что Родина для них – самое дорогое, сокровенное. Они помогают почувствовать глубокую любовь к ней. И за это мы им бесконечно благодарны.)
А теперь, ребята, пока ассистенты собирают и развешивают ваши рисунки на магнитной доске, прочтите, какие слова, выражения вам запомнились, понравились. Вы их сможете включить в свое сочинение.
Пришла очередь и рисункам. Как вы считаете, отразили они тему урока? Какие рисунки вам больше всего понравились? Почему?
Д/з: Дома, ребята, вы напишите сочинение или закончите рисунок на тему «Мое любимое время года».