Урок русского языка в 6-м классе по теме "Речевая ситуация. Стили, типы речи"

Разделы: Русский язык


Цель: создание условий для овладения в практическом аспекте основами речевой культуры для более успешной адаптации школьников в социальной среде.

Задачи:

Формировать умения:

  • анализировать речевую ситуацию;
  • доказывать отнесенность речи к определенному стилю, типу;
  • проецировать теоретические знания и речеведческие понятия на собственную речетворческую практику.

Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других, речевую культуру.

Развивать

  • коммуникативные навыки;
  • умение работать в группе;
  • способность переносить знания и умения в новые ситуации

Оборудование: иллюстративный материал, дидактический материал, аудио-, видеомагнитофон, аудио-, видеозаписи, информационные карточки (возможно в форме слайдовой презентации)

Содержание урока Методы и приемы Предполагаемый ответ
Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Деловое общение поможет достижению цели. Будьте доброжелательны, терпимы друг к другу. Лидеры организуют деятельность групп. Доброе начало - помощник делу. Улыбнитесь, произнесите: "У меня все получится".

Установка на работу в группах.

Психологический настрой на деятельность.

 
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Чтобы быть счастливым, успешным в жизни, надо, чтобы тебя понимали, а для этого надо уметь выражать свои мысли точно, правильно.

На уроке мы будем совершенствовать умение анализировать чужую речь, создавать свои тексты.

Тема сегодняшнего урока: "Речевая ситуация. Стили, типы речи".

Ваши ответы будут оцениваться с помощью сигнальных карточек: красная - все правильно ("5"), зеленая - не совсем правильно - ("4"), синяя - много неточностей ("3"). Эти результаты вы будете заносить в "Лист контроля", оценивая себя, деятельность своей группы.

Сообщение задач урока

Сообщение темы урока

 
II. Речевая ситуация.

1. Учитель.

-Что такое речь?

-С кем можно общаться? Где? Зачем?

-От чего зависят высказывания?

Учитель открывает на доске карточку-перевертыш №1 (карточки-перевертыши в Приложении №1)

2. Лингвистический эксперимент. Инсценировка речевой ситуации.

Входит опоздавший ученик:

- Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, выстелился, вот и опоздал.

Учитель:

- Ребята, вам понравилась речь Миши? Почему? Поработайте в группах и изобразите в схеме речевую ситуацию.

3. Группы обсуждают и показывают ответ на мини - досках

4. Оценка ответов.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Демонстрация схемы

Стимулирование учебной деятельности с помощью лингвистического эксперимента в форме дидактической игры (исследовательский метод)

Аналитическая работа в группах

Это использование языка для общения людей между собой.

:с одним человеком или несколькими;:в неофициальной или официальной обстановке;

:чтобы пообщаться, сообщить что-то, воздействовать на слушателя.

:от речевой ситуации

 
Миша не проанализировал речевую ситуацию

Р.с.

1 - мн.
о/о
сообщение
Должен быть избран деловой стиль
 
 
III. Стили речи.

1. Учитель.

В разных речевых ситуациях используются разные стили речи. Назовите их.

2. Ответы учащихся.

Учитель открывает карточку-перевертыш №2

3. Учитель.

На дворе лютые мороз, и мы посвятим урок зиме. О ней можно рассказывать по-разному. Вы в этом убедитесь, выполняя задание на карточке № 1 (Задания и предполагаемые ответы в Приложении №2)

4. Работа в группах

5. Ответы групп.

6. Оценка ответов.

Актуализация знаний  
Разговорный  
  художественный
Книжный  
  научно-деловой
 
Аналитическая работа в группах

Монологический ответ представителя группы. Защита работы группы

 
IV. Логическое определение.

1. Учитель.

В прочитанных текстах авторы повествуют, описывают, рассуждают о зиме. А что такое описание, повествование, рассуждение? Ответьте на вопрос по схеме логического определения. Ответ запишите в тетрадь.

Открывается карточка-перевертыш № 3.

2. Ответы учащихся.

3. Оценка ответа.

V. Домашнее задание.

Учитель. Дома вы продолжите работу над логическим определением и выполните № 598.

Имитационный метод Описание, повествование, рассуждени - это типы речи, которые используются во всех стилях и зависят от речевой ситуации.
VI. Игровой момент. Игровой момент. Психологическая разгрузка.  
1.Учитель.

Согласитесь, чтобы написать так о зиме, нужно

воображение, фантазия. Мы с вами отправимся в страну Вообразилию. А поможет нам в этом фея (Демонстрируется фрагмент мультфильма "Золушка").

2.Учитель

Теперь мы гости Вообразили и должны соблюдать ее законы. Они просты:- чувствовать;

- рассуждать;

- придумывать;

- представлять;

- создавать образ.

Настрой на деятельность  
VII. Устное словесное рисование.

1.Учитель.

Сейчас прозвучит фрагмент из музыкального цикла Вивальди "Времена года. Зима". Прослушайте его и скажите, какие образы возникли в вашем воображении?

2.Звучит музыкальный фрагмент.

3.Ответы учащихся.

Аудиомузыкальный метод

Устное словесное рисование

 
VIII. Стиль и тип речи.

1.Учитель.

В Вообразили живут разные люди: писатели, ученые. Присоединимся к ним и создадим текст на тему "увиденной" картины в том стиле и типе речи, какой указан в карточке №2 (Задания в Приложении №3).

Открывается карточка-перевертыш №4

2. Работа в группах.

3. Ответы групп.

4. Оценка ответов.

Коллективное творчество

Монологический ответ. Защита работы группы.

 
IX. Подведение итогов.

1. Учитель. Подведем итог нашей работы. Что нужно для того, чтобы речь была правильной?

2. Ответы учащихся

Учитель открывает карточку-перевертыш №5

Где пригодятся эти знания и умения?

X. Рефлексия.

1. Учитель.

Возьмите "Лист контроля" (см. Приложение №4). Прежде чем сдать его, подумайте:

- если все понятно в уроке, поставьте знак

- если в чем-то не уверены

- если требуется консультация учителя

2. Лидеры групп собирают и сдают "Листы контроля"

3. Учитель благодарит за урок.

Составление алгоритма речетворческой деятельности

Рефлексия собственной деятельности

1. Проанализировать речевую ситуацию.

2. Избрать нужный стиль речи.

3. Избрать нужный тип речи.

Приложение.