Цель:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделам "Синтаксис. Пунктуация"
- Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами.
- Содействовать психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации в независимой форме.
Оборудование:
1. Сборники ГИА - 2009 (экзамен в новой форме)
2. Презентация к уроку.
3. Тест по теме "Синтаксис. Пунктуация"
Ход урока
1. Организационный момент урока
Прозвенел уже звонок -
Время начинать урок!
2. Вступительное слово учителя о независимой форме экзамена по русскому языку в 9 классе
а) Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания по изученным разделам "Синтаксис. Пунктуация"
б) Презентация сборников ГИА - 2009.
в) Характеристика заданий тестов по разделу "Синтаксис".
Через год вам предстоит пройти итоговую аттестацию, экзамен в независимой форме. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из творческой части (написания изложения и сочинения) и выполнения заданий, связанных с языковым разбором. Поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную работу, которая предполагает углубленное повторение изученного ранее материала. С помощью теста проверяется подготовка девятиклассников по разным разделам русского языка: фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, фразеологии, морфологии и синтаксису. Выполняя задания, нужно быть внимательным к тому, как сформулировано задание. Практика показывает, что ошибки часто возникают из-за невнимательности экзаменуемого.
На экзамене проверяется подготовка учеников по всему курсу русского языка. Мы с вами начали изучать разделы "Синтаксис. Пунктуация".
Изучили темы:
1) Словосочетания.
2) Простое предложение.
Сегодня мы повторим изученный материал на основе заданий экзаменационного теста. Проверим ваше умение устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов; выделять грамматическую основу предложения; устанавливать принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
Возможные формулировки заданий:
- В каком ряду все словосочетания со связью: (например, согласование)?
- В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является (например причастие)?
- В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
- В каком предложении: (например, составное глагольное сказуемое)?
- В каком предложении нет: (например, составного именного сказуемого)?
- В каком предложении инфинитив выполняет роль:( например, подлежащего)?
- В каком предложении неверно выделены грамматические основы?
- Какое предложение не является: (например безличным)?
- В состав какого сложного предложения не входит:(например, безличное)?
3. Повторение
а) (Приложение1. Слайд № 2, 3)
б) (Приложение1. Слайд № 4 )
Выписать по одному словосочетанию с разными видами связи
1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой.
2. Буран крутит, швыряет снегом .
3. Зари багряной полоса объемлет ярко небо.
в) ( Приложение1 Слайд № 5)
Рассмотреть схему " Виды сказуемого"
г) ( Приложение1 Слайд № 7)
Списать текст, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, указать вид сказуемого.
1) Снов.. настали холода и с ними долгие ночи.
2) Мелкий грибной дождь сонно сыплет..ся из ни..ких туч..
3) Любовь к отчизне (не) может угаснуть в наших сер..цах.
4) Я люблю Россию до боли сердечной и даже (не) могу помыслить себя где (либо), кроме России.
5) Лицо молодой девушки стало печально.
д) ( Приложение1. Слайд № 8 )
Рассмотреть схему.
е) ( Приложение1. Слайд № 9 )
Прочитайте. Укажите вид односоставных предложений.
1.
Смеркалось. Жаркий день бледнел неуловимо,
Над озером туман тянулся полосой.
2.
Шила в мешке не утаишь.
3.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз:
4.
Шумит на дворе непогода,
А доме давно уже спят.
4. Работа с тестом (Приложение 2)
Вам предстоит выполнить тестовое задание. Тест состоит из 10 вопросов, правильным является только 1 ответ. На работу с тестом отводится 15 минут. Внимательно читайте вопросы.
5. Взаимопроверка тестовых заданий . (2 минуты)
6. Обобщение по уроку.
7. Домашнее задание
- Повторить Параграфы 180-184, 169-173, параграф 157.
- Упр. 189