Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделам "Синтаксис. Пунктуация"
  • Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами.
  • Содействовать психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации в независимой форме.

Оборудование:

1. Сборники ГИА - 2009 (экзамен в новой форме)

2. Презентация к уроку.

3. Тест по теме "Синтаксис. Пунктуация"

Ход урока

1. Организационный момент урока

Прозвенел уже звонок -

Время начинать урок!

2. Вступительное слово учителя о независимой форме экзамена по русскому языку в 9 классе

а) Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания по изученным разделам "Синтаксис. Пунктуация"

б) Презентация сборников ГИА - 2009.

в) Характеристика заданий тестов по разделу "Синтаксис".

Через год вам предстоит пройти итоговую аттестацию, экзамен в независимой форме. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из творческой части (написания изложения и сочинения) и выполнения заданий, связанных с языковым разбором. Поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную работу, которая предполагает углубленное повторение изученного ранее материала. С помощью теста проверяется подготовка девятиклассников по разным разделам русского языка: фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, фразеологии, морфологии и синтаксису. Выполняя задания, нужно быть внимательным к тому, как сформулировано задание. Практика показывает, что ошибки часто возникают из-за невнимательности экзаменуемого.

На экзамене проверяется подготовка учеников по всему курсу русского языка. Мы с вами начали изучать разделы "Синтаксис. Пунктуация".

Изучили темы:

1) Словосочетания.

2) Простое предложение.

Сегодня мы повторим изученный материал на основе заданий экзаменационного теста. Проверим ваше умение устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов; выделять грамматическую основу предложения; устанавливать принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Возможные формулировки заданий:

- В каком ряду все словосочетания со связью: (например, согласование)?

- В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является (например причастие)?

- В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?

- В каком предложении: (например, составное глагольное сказуемое)?

- В каком предложении нет: (например, составного именного сказуемого)?

- В каком предложении инфинитив выполняет роль:( например, подлежащего)?

- В каком предложении неверно выделены грамматические основы?

- Какое предложение не является: (например безличным)?

- В состав какого сложного предложения не входит:(например, безличное)?

3. Повторение

а) (Приложение1. Слайд № 2, 3)

б) (Приложение1. Слайд № 4 )

Выписать по одному словосочетанию с разными видами связи

1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой.

2. Буран крутит, швыряет снегом .

3. Зари багряной полоса объемлет ярко небо.

в) ( Приложение1 Слайд № 5)

Рассмотреть схему " Виды сказуемого"

г) ( Приложение1 Слайд № 7)

Списать текст, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, указать вид сказуемого.

1) Снов.. настали холода и с ними долгие ночи.

2) Мелкий грибной дождь сонно сыплет..ся из ни..ких туч..

3) Любовь к отчизне (не) может угаснуть в наших сер..цах.

4) Я люблю Россию до боли сердечной и даже (не) могу помыслить себя где (либо), кроме России.

5) Лицо молодой девушки стало печально.

д) ( Приложение1. Слайд № 8 )

Рассмотреть схему.

е) ( Приложение1. Слайд № 9 )

Прочитайте. Укажите вид односоставных предложений.

1.

Смеркалось. Жаркий день бледнел неуловимо,
Над озером туман тянулся полосой.

2.

Шила в мешке не утаишь.

3.

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз:

4.

Шумит на дворе непогода,
А доме давно уже спят.

4. Работа с тестом (Приложение 2)

Вам предстоит выполнить тестовое задание. Тест состоит из 10 вопросов, правильным является только 1 ответ. На работу с тестом отводится 15 минут. Внимательно читайте вопросы.

5. Взаимопроверка тестовых заданий . (2 минуты)

6. Обобщение по уроку.

7. Домашнее задание

  • Повторить Параграфы 180-184, 169-173, параграф 157.
  • Упр. 189