Фронтальное занятие по теме "Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков"

Разделы: Логопедия


Оборудование: ПО: стандартные приложения ОС, Microsoft Office 7, мультимедийное оборудование, экран, индивидуальные зеркала, магнитная доска, карточки со словами, сигнальные карточки с буквами, магнитные символы гласных звуков, карточки с ритмическим рисунком.

Цели.

  1. Подготовка к усвоению ритмической структуры слова.
  2. Развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
  3. Развитие динамического праксиса рук.
  4. Закрепление понятий: гласный звук, ударение.
  5. Развитие пространственно-временных представлений.
  6. Развитие слухового внимания, памяти, слухового гнозиса
  7. Расширение и активизация словаря.
  8. Развитие организованности и самоконтроля при выполнении разного рода заданий.

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).

“Лягушка”

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки —
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем — перестанем
И нисколько не устанем.

“Хоботок”

Подражаю я слону!
Губы “хоботом” тяну.

“Слон и лягушка”

Раз лягушка с толстым брюшком,
Два — большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.

II. Оргмомент. Сообщение темы.

Назвать картинки, выделить первый звук. Слайд № 2. Презентация

Описание: по щелчку выделяется (мигает) картинка. После того, как ребенок назовёт звук, по щелчку появляется буква, затем, по щелчку, она перемещается вниз.

Аист [а], улитка [у], иглы [и], облако [о], экскаватор [э].

- Какие звуки мы выделили? (А, о, у, и, э)

- Какие это звуки? (Гласные)

- Сколько всего гласных звуков? (Шесть)

Какого звука здесь не хватает? Почему? (Нет гласного звука [ы] потому что эти звуки были в начале слова, а звук [ы] в начале слова не встречается).

Сегодня мы будем работать с гласными звуками.

III. Гласные звуки.

1. Повторение.

Характеристика гласных звуков (произносятся свободно, воздух не встречает во рту преграды).

2. Слуховое внимание.

- Хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук: м л о а т р у д и б э ф ы.

3. Развитие голоса.

Произнести звук с усилением, ослаблением голоса по схеме. Слайд № 3

4. Узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции с опорой на обозначения, пропевание полученных звуковых цепочек с четкой артикуляцией.

УАО

ОУА

АОУ

5. Игра “Азбука Морзе”.

Произнести гласный звук в соответствии с предложенным ритмом (ритм предложен на карточках: точка – короткий звук, тире – длинный звук).

IV. Упражнения на развитие динамического праксиса рук.

Выполнить движения левой, правой рукой, обеими руками по словесной инструкции (кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь).

V. Работа над ритмом:

1. Отхлопать ритмы, сравнить их. Слайд 5

2. Читать слоги с заданным ритмом и с ударением. Слайд № 6

Та – та – та

То – то – то

Ты – ты – ты

Ти – ти – ти

3. Игра “Телеграф”. Узнать и повторить ритм, предложенный логопедом (на слух).

VI. Графические упражнения на переключение:

Работа в тетради. Продолжить цепочку:

00+00+0…..

=+++==+++=

Физминутка.

Повторять за логопедом слова, выполнять движения.

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ!
Правой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили,
Потом вытянулись вверх и подскочили выше всех!

VII. Звуковой анализ слов.

1. Выдели из ряда гласных первый звук, подними соответствующую сигнальную карточку с буквой.

Уиа, аио, эоы, оиу, ауэ

2. Выдели первый ударный звук в словах (на слух), подними соответствующую сигнальную карточку с буквой.

Речевой материал: искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, аист, ужинать, огненный, этакий, изгородь, эхо, окунь, улица, этот.

- Какую гласную букву не поднимали ни разу? (Букву ы, она не встречается в начале слова)

3. Выдели гласный в середине слова.

Речевой материал: сад, зуб, сом, кит,

4. Игра “Один – много”.

Измени слова так, чтобы получилось множество таких предметов, допиши слова. (Работа по карточкам)

Сад – сады

Зуб – зубы

Бык - быки

Сом – сомы

Лось - лоси

Кит – киты

Путь – пути

Кот – коты

Рак – раки

  • Как изменились слова? (Появилась буква Ы, И)
  • Прочитай слова с буквой И в конце слова.
  • Прочитай слова с буквой Ы в конце слова.
  • Сколько слогов было в словах? (Один)
  • Сколько слогов получилось? (Два). Раздели слова в карточках на слоги карандашом.
  • Почему получилось два слога? (Потому что в словах оказалось две гласных буквы)

Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

5. Игра “Волшебник”.

Преврати одно слово в другое, изменив гласную. Слайды № 7, 8, 9, 10, 11

Описание: после того, как ребенок назовет гласную, по щелчку она меняется, автоматически меняется картинка.

Кит – кот, сыр – сор, дом – дым, сок – сук, бур – бор.

Словарная работа:

Слайд № 12

Бур – инструмент для сверления.

Бор – сосновый лес (словарь Ожегова).

Гимнастика для глаз: “нарисовать” глазами большую бабочку.

6. Проследи за изменениями слова. Слайд № 13

Описание: по щелчку мяч с буквой перемещается в ворота и появляется картинка.

Если штангой сделать М,
Если штангой сделать Л
И забить в ворота Е – будет МЕЛ.
Если О забить как гол, будет МОЛ.
У забьем (вратарь уснул) – будет МУЛ
И – будет МИЛ,
Ы – будет МЫЛ,
А – будет МАЛ,
Я – будет МЯЛ,
Ё – будет МЁЛ

Словарная работа. Слайд № 14

Мол - примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты портовой акватории от морских волн.

Мул - домашнее животное, помесь осла и лошади (словарь Ожегова).

7. Определи место звука [а] в слове.

Работа со схемой на магнитной доске: начало, середина и конец cлова.

Описание: логопед называет слова, ребенок выделяет звук на слух, определяет место звука в слове и выставляет цветовой символ звука в соответствующий кармашек схемы.

Речевой материал: мама, атака, астра, август, кошка, лак.

2. Угадай имя девочки по схеме. Слайд № 15

Аня, Катя, Маша

Пальминг

Дети сидят за партами. Локти опираются на стол. Глаза закрываются веками и прикрываются нагретыми ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу. Сидеть спокойно около минуты.

VIII. Игра “Репка”.

Формирование пространственно-временных отношений: Слайды № 16, 17

Описание: Детям предлагается слайд, на котором персонажи сказки расставлены в неправильном порядке. Нужно расставить героев сказки правильно, ответив на вопросы. Если ребенок ответил правильно, то, по щелчку, изображение мигает. После того, как дети ответят на все вопросы, фигурки выстраиваются в верном порядке.

  1. Кто пришел первый?
  2. Кто стоял за дедкой?
  3. Кто стоял перед внучкой?
  4. Кто стоял после бабки?
  5. Кто стоял между внучкой и кошкой?
  6. Кто пришел самым последним?

IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- С какими звуками мы работали?

- Какое упражнение понравилось больше всех?

- Какое задание показалось трудным?

Спасибо всем за отличную работу. Слайд № 18