Оборудование: ПО: стандартные приложения ОС, Microsoft Office 7, мультимедийное оборудование, экран, индивидуальные зеркала, магнитная доска, карточки со словами, сигнальные карточки с буквами, магнитные символы гласных звуков, карточки с ритмическим рисунком.
Цели.
- Подготовка к усвоению ритмической структуры слова.
- Развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
- Развитие динамического праксиса рук.
- Закрепление понятий: гласный звук, ударение.
- Развитие пространственно-временных представлений.
- Развитие слухового внимания, памяти, слухового гнозиса
- Расширение и активизация словаря.
- Развитие организованности и самоконтроля при выполнении разного рода заданий.
Ход занятия
I. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).
“Лягушка”
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки —
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем — перестанем
И нисколько не устанем.
“Хоботок”
Подражаю я слону!
Губы “хоботом” тяну.
“Слон и лягушка”
Раз лягушка с толстым брюшком,
Два — большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
II. Оргмомент. Сообщение темы.
Назвать картинки, выделить первый звук. Слайд № 2. Презентация
Описание: по щелчку выделяется (мигает) картинка. После того, как ребенок назовёт звук, по щелчку появляется буква, затем, по щелчку, она перемещается вниз.
Аист [а], улитка [у], иглы [и], облако [о], экскаватор [э].
- Какие звуки мы выделили? (А, о, у, и, э)
- Какие это звуки? (Гласные)
- Сколько всего гласных звуков? (Шесть)
Какого звука здесь не хватает? Почему? (Нет гласного звука [ы] потому что эти звуки были в начале слова, а звук [ы] в начале слова не встречается).
Сегодня мы будем работать с гласными звуками.
III. Гласные звуки.
1. Повторение.
Характеристика гласных звуков (произносятся свободно, воздух не встречает во рту преграды).
2. Слуховое внимание.
- Хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук: м л о а т р у д и б э ф ы.
3. Развитие голоса.
Произнести звук с усилением, ослаблением голоса по схеме. Слайд № 3
4. Узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции с опорой на обозначения, пропевание полученных звуковых цепочек с четкой артикуляцией.
УАО
ОУА
АОУ
5. Игра “Азбука Морзе”.
Произнести гласный звук в соответствии с предложенным ритмом (ритм предложен на карточках: точка – короткий звук, тире – длинный звук).
IV. Упражнения на развитие динамического праксиса рук.
Выполнить движения левой, правой рукой, обеими руками по словесной инструкции (кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь).
V. Работа над ритмом:
1. Отхлопать ритмы, сравнить их. Слайд 5
2. Читать слоги с заданным ритмом и с ударением. Слайд № 6
Та – та – та
То – то – то
Ты – ты – ты
Ти – ти – ти
3. Игра “Телеграф”. Узнать и повторить ритм, предложенный логопедом (на слух).
VI. Графические упражнения на переключение:
Работа в тетради. Продолжить цепочку:
00+00+0…..
=+++==+++=
Физминутка.
Повторять за логопедом слова, выполнять движения.
Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ!
Правой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили,
Потом вытянулись вверх и подскочили выше всех!
VII. Звуковой анализ слов.
1. Выдели из ряда гласных первый звук, подними соответствующую сигнальную карточку с буквой.
Уиа, аио, эоы, оиу, ауэ
2. Выдели первый ударный звук в словах (на слух), подними соответствующую сигнальную карточку с буквой.
Речевой материал: искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, аист, ужинать, огненный, этакий, изгородь, эхо, окунь, улица, этот.
- Какую гласную букву не поднимали ни разу? (Букву ы, она не встречается в начале слова)
3. Выдели гласный в середине слова.
Речевой материал: сад, зуб, сом, кит,
4. Игра “Один – много”.
Измени слова так, чтобы получилось множество таких предметов, допиши слова. (Работа по карточкам)
Сад – сады
Зуб – зубы
Бык - быки
Сом – сомы
Лось - лоси
Кит – киты
Путь – пути
Кот – коты
Рак – раки
- Как изменились слова? (Появилась буква Ы, И)
- Прочитай слова с буквой И в конце слова.
- Прочитай слова с буквой Ы в конце слова.
- Сколько слогов было в словах? (Один)
- Сколько слогов получилось? (Два). Раздели слова в карточках на слоги карандашом.
- Почему получилось два слога? (Потому что в словах оказалось две гласных буквы)
Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
5. Игра “Волшебник”.
Преврати одно слово в другое, изменив гласную. Слайды № 7, 8, 9, 10, 11
Описание: после того, как ребенок назовет гласную, по щелчку она меняется, автоматически меняется картинка.
Кит – кот, сыр – сор, дом – дым, сок – сук, бур – бор.
Словарная работа:
Слайд № 12
Бур – инструмент для сверления.
Бор – сосновый лес (словарь Ожегова).
Гимнастика для глаз: “нарисовать” глазами большую бабочку.
6. Проследи за изменениями слова. Слайд № 13
Описание: по щелчку мяч с буквой перемещается в ворота и появляется картинка.
Если штангой сделать М,
Если штангой сделать Л
И забить в ворота Е – будет МЕЛ.
Если О забить как гол, будет МОЛ.
У забьем (вратарь уснул) – будет МУЛ
И – будет МИЛ,
Ы – будет МЫЛ,
А – будет МАЛ,
Я – будет МЯЛ,
Ё – будет МЁЛ
Словарная работа. Слайд № 14
Мол - примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты портовой акватории от морских волн.
Мул - домашнее животное, помесь осла и лошади (словарь Ожегова).
7. Определи место звука [а] в слове.
Работа со схемой на магнитной доске: начало, середина и конец cлова.
Описание: логопед называет слова, ребенок выделяет звук на слух, определяет место звука в слове и выставляет цветовой символ звука в соответствующий кармашек схемы.
Речевой материал: мама, атака, астра, август, кошка, лак.
2. Угадай имя девочки по схеме. Слайд № 15
Аня, Катя, Маша
Пальминг
Дети сидят за партами. Локти опираются на стол. Глаза закрываются веками и прикрываются нагретыми ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу. Сидеть спокойно около минуты.
VIII. Игра “Репка”.
Формирование пространственно-временных отношений: Слайды № 16, 17
Описание: Детям предлагается слайд, на котором персонажи сказки расставлены в неправильном порядке. Нужно расставить героев сказки правильно, ответив на вопросы. Если ребенок ответил правильно, то, по щелчку, изображение мигает. После того, как дети ответят на все вопросы, фигурки выстраиваются в верном порядке.
- Кто пришел первый?
- Кто стоял за дедкой?
- Кто стоял перед внучкой?
- Кто стоял после бабки?
- Кто стоял между внучкой и кошкой?
- Кто пришел самым последним?
IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- С какими звуками мы работали?
- Какое упражнение понравилось больше всех?
- Какое задание показалось трудным?
Спасибо всем за отличную работу. Слайд № 18