Логопедический утренник в подготовительной к школе группе "Как у Кощея буковки вызволяли"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Например, пальчиковые игры эффективно помогают в развитии речи дошкольников. Они развивают мелкую моторику, а ее развитие стимулирует развитие речевых центров головного мозга. Кроме того, готовят руки ребенка к письму.

Игры с пособием “Кряквы” направлены не только на развитие пальцев и кистей рук, но и на более эффективное усвоение лексико–грамматических конструкций родного языка, на автоматизацию звуков; дети упражняются строить диалоги, учатся общаться друг с другом, преодолевают замкнутость, застенчивость.

Это пособие помогает в работе по обогащению словаря, упражняет детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей.

У детей развивается воображение, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

Дети используют готовый сюжет, либо придумывают сами.

Использование в коррекционной работе перчаточного пособия “Кряквы” позволяет сделать работу логопеда более интересной, эмоциональной, продуктивной и результативной.

Коррекционно-образовательные цели:

  • развивать фонематический, музыкальный слух, внимание, память;
  • закреплять умение дифференцировать гласные и согласные фонемы;
  • совершенствовать умение выполнять звуко – буквенный анализ слов;
  • упражнять в умении давать сравнительную характеристику звукам и буквам;
  • упражнять в умении отвечать полными, развернутыми предложениями.

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • упражнять в умении изображать эмоции с помощью мимики;
  • совершенствовать интонационную выразительность.

Корреционно-воспитательные цели:

  • развивать у детей эмоциональный отклик на происходящее;
  • воспитывать у детей взаимопомощь.

Оборудование:

  • большая книга;
  • ширма;
  • магнитная доска;
  • символы звуков;
  • печатные буквы;
  • символы звуков, слогов;
  • карточки с изображением ритмических рисунков;
  • музыкальный треугольник;
  • перчатки – рыбки;
  • перчаточный театр “Кряквы”;
  • игрушка “Кощей Бессмертный”;
  • костюмы гномов, скоморохов.

Зал оформлен в виде сцены с ширмой посередине. Стулья по количеству детей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети подготовительной к школе группы под музыку входят в зал, рассаживаются. Логопед достает из-за ширмы большую книгу.

Логопед.

Эта книга не простая.
Интересная, большая.
Букву с буковкой сдружи,
Что сумеешь, то прочти.

Дети рассматривают первую страницу и рассказывают прибаутку:

1-ый ребенок.

На заваленке сидим
И друг с другом говорим:
Тары – бары, тра – та– та –та
На горе стоит …вода

2-ой ребенок.

Что такое говоришь?
На горе стоит вода!?
На горе стоит дубок,
А на дубе воронок…

3-ий ребенок.

Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Черный ворон на дубу
Он играет во трубу.

Хором:

Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
Все!

Логопед: Стихи из моей книги можно не только рассказать, но и показать. Открывает книгу, читает.

Логопед.

Как-то раз Олег с Егором
Реку проходили бродом.
В тихой речке у причала
Рыбок пестрых повстречали.

Выходят два мальчика. На руки одеты перчатки в виде рыбок. <Рисунок1>

1-ый ребенок.

В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
– Здравствуй!

2-ой ребенок.

– Здравствуй, как дела?

1-ый ребенок.

– На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю-чудака.

2-ой ребенок.

– Где же твой рыбак?
Попался?

1-ой ребенок.

– Нет, ушел, хитрец, сорвался.

Логопед открывает следующую страницу, а она пустая.

Логопед.

– Вот так новость,
Вот те раз,
Буквы улетели в раз.

Звучит музыка. Из-за ширмы появляется Кощей Бессмертный.

Кощей.

Буквы все я заберу,
В сундуках своих запру!
Звуки, буквы – все одно-
Будет это лишь мое!

Логопед.

Ты, Кощеюшка, постой,
Буквы вызволить позволь!

Кощей.

Так и быть, вот свиток вам,
Там загадки – не зевай!
Отгадаете, тогда будут буквы …
Всем пока!
Отдает свиток и улетает под музыку.

II. Развитие фонематического слуха.

Задание 1. Чем мы слышим звуки? Чем отличаются гласные и согласные звуки. Дети распределяют звуки [У, И, Ы, З, К, В, Б] по домикам.

Выполнив задание, дети и в награду получают золотой колокольчик.

Логопед.

Колокольчик небольшой,
Он волшебный, золотой.
Дважды можно позвонить,
Помощь друга получить.

Логопед читает следующее задание.

Логопед.

Кто-то, где-то постучит,
Надо сразу повторить.
Ошибиться здесь нельзя.
Как нам справиться, друзья?

Дети предлагают позвонить в колокольчик.

1-ый ребенок.

В колокольчик позвоню,
Помощь друга получу.

Звучит марш, появляются гномы.

1-ый гном.

Мы маленькие гномы
И в сказках мы живем.
Волшебный колокольчик
К вам в гости нас привел.

1-ый ребенок

Помогите гномы нам
Разобраться тут и там.
Кто стучит, кто повторяет?
Что все это означает?

2-ой гном

Да, задание хитро,
Но не сложное оно.
Будет логопед стучать,
А мы будем повторять.

III. Развитие чувства ритма

Задание 2. Ритмическая игра “Простучи так же”

  • простучи по образцу;
  • простучи по схеме;
  • простучи заданную мелодию.

Дети выполняют задание. Логопед хвалит гномов за помощь, предлагает остаться с ребятами. Гномы рассаживаются на стульчики. Логопед читает следующее задание.

IV. Развитие музыкального слуха, мимики.

Задание 3. “ Как ничего не говоря показать, что ты чувствуешь?”

Дети удивлены. Логопед предлагает воспользоваться волшебным колокольчиком.

1-ый ребенок.

В колокольчик позвоню,
Помощь друга получу.

Звонит в колокольчик, появляются “Затейники”.

Входят в зал дети, одетые в костюмы скоморохов.

Под музыку выполняют разные движения: маршируют, скачут галопом, выбивают дроби, выполняют подскоки.

Усложнение – на тихий аккорд дети поворачиваются на 90 и продолжают выполнять движения.

Скоморох 1.

В колокольчик вы звонили,
Нас на помощь пригласили.
Мы – актеры высший класс!
Вам поможем сей же час.

“Затейники” рассаживаются на сцене.

Логопед повторяет задание: “Как ничего не говоря показать, что ты чувствуешь?”

Скоморох 2.

Да, задание хитро,
Но не сложное оно.
Будет музыка звучать,
Мы – лицом изображать.

Скоморохи мимикой изображают радость, злость, удивление, страх.

Логопед спрашивает у детей, какие эмоции они узнали. Дети называют. Логопед хвалит затейников.<Рисунок 2>

V. Развитие мелкой моторики рук.

Логопед знакомит с новым заданием.

Задание 4. “Как руками изобразить птиц, животных человека?”.

Перчаточный театр.

Скоморохи одевают перчатки. Читают двустишья и выполняют движения по тексту.

Скоморох 2.

Да, задание хитро,
Но не сложное оно.

Скоморох 3.

Раз – перчатки мы одели,
И как голубь полетели.

Скоморох 4.

Два – увидели орла,
Разлетайтесь, кто куда.

Скоморох 1.

Жаворонки прилетали
И без устали порхали.

Скоморох 2.

Серый волк бежит сюда,
Он голодный, вот беда!

Скоморох 3.

Принц с принцессой в чудных масках
На балу в прекрасных сказках.

Скоморох 4.

Еж колючий пробежал,
И его я не догнал.

Под музыку появляется Кощей.

Кощей.

Обхитрили, вот дела!
Рано радовался я.
Наколдую вам заданье
Всем, ребятам, в назиданье.
Исчезает.

VI. Звуко-буквенный анализ слов.

Задание 5. “Составить слова из букв У, И, Ы, З, К, В, Б”.

Дети составляют слова БУКВЫ, ЗВУКИ. Выполняют звуко – буквенный анализ этих слов. Дают сравнительную характеристику звукам и буквам.

Появляется Кощей:

Кощей.

Снова правы, вот беда!
Я расстроен! Но тогда
Буквы вам я отдаю!
И до встречи говорю!
Кощей отдает буквы, улетает.

VII. Итог занятия:

Логопед.

Много книг на свете есть
Можно многое прочесть.
Букву с буковкой сдружи,
Интересно что, прочти.

Ребенок.

Будем мы читать, писать.
И пятерки получать.

Затейник.

Снова буквы все у нас,
И пускаемся мы в пляс.

“Затейники” заходят за ширму. Под музыку за ширмой выступает перчаточный театр “Кряквы”. Дети выходят из зала под музыку.