Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Например, пальчиковые игры эффективно помогают в развитии речи дошкольников. Они развивают мелкую моторику, а ее развитие стимулирует развитие речевых центров головного мозга. Кроме того, готовят руки ребенка к письму.
Игры с пособием “Кряквы” направлены не только на развитие пальцев и кистей рук, но и на более эффективное усвоение лексико–грамматических конструкций родного языка, на автоматизацию звуков; дети упражняются строить диалоги, учатся общаться друг с другом, преодолевают замкнутость, застенчивость.
Это пособие помогает в работе по обогащению словаря, упражняет детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей.
У детей развивается воображение, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.
Дети используют готовый сюжет, либо придумывают сами.
Использование в коррекционной работе перчаточного пособия “Кряквы” позволяет сделать работу логопеда более интересной, эмоциональной, продуктивной и результативной.
Коррекционно-образовательные цели:
- развивать фонематический, музыкальный слух, внимание, память;
- закреплять умение дифференцировать гласные и согласные фонемы;
- совершенствовать умение выполнять звуко – буквенный анализ слов;
- упражнять в умении давать сравнительную характеристику звукам и буквам;
- упражнять в умении отвечать полными, развернутыми предложениями.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать мелкую моторику рук;
- упражнять в умении изображать эмоции с помощью мимики;
- совершенствовать интонационную выразительность.
Корреционно-воспитательные цели:
- развивать у детей эмоциональный отклик на происходящее;
- воспитывать у детей взаимопомощь.
Оборудование:
- большая книга;
- ширма;
- магнитная доска;
- символы звуков;
- печатные буквы;
- символы звуков, слогов;
- карточки с изображением ритмических рисунков;
- музыкальный треугольник;
- перчатки – рыбки;
- перчаточный театр “Кряквы”;
- игрушка “Кощей Бессмертный”;
- костюмы гномов, скоморохов.
Зал оформлен в виде сцены с ширмой посередине. Стулья по количеству детей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети подготовительной к школе группы под музыку входят в зал, рассаживаются. Логопед достает из-за ширмы большую книгу.
Логопед.
Эта книга не простая.
Интересная, большая.
Букву с буковкой сдружи,
Что сумеешь, то прочти.
Дети рассматривают первую страницу и рассказывают прибаутку:
1-ый ребенок.
На заваленке сидим
И друг с другом говорим:
Тары – бары, тра – та– та –та
На горе стоит …вода
2-ой ребенок.
Что такое говоришь?
На горе стоит вода!?
На горе стоит дубок,
А на дубе воронок…
3-ий ребенок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Черный ворон на дубу
Он играет во трубу.
Хором:
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
Все!
Логопед: Стихи из моей книги можно не только рассказать, но и показать. Открывает книгу, читает.
Логопед.
Как-то раз Олег с Егором
Реку проходили бродом.
В тихой речке у причала
Рыбок пестрых повстречали.
Выходят два мальчика. На руки одеты перчатки в виде рыбок. <Рисунок1>
1-ый ребенок.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
– Здравствуй!
2-ой ребенок.
– Здравствуй, как дела?
1-ый ребенок.
– На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю-чудака.
2-ой ребенок.
– Где же твой рыбак?
Попался?
1-ой ребенок.
– Нет, ушел, хитрец, сорвался.
Логопед открывает следующую страницу, а она пустая.
Логопед.
– Вот так новость,
Вот те раз,
Буквы улетели в раз.
Звучит музыка. Из-за ширмы появляется Кощей Бессмертный.
Кощей.
Буквы все я заберу,
В сундуках своих запру!
Звуки, буквы – все одно-
Будет это лишь мое!
Логопед.
Ты, Кощеюшка, постой,
Буквы вызволить позволь!
Кощей.
Так и быть, вот свиток вам,
Там загадки – не зевай!
Отгадаете, тогда будут буквы …
Всем пока!
Отдает свиток и улетает под музыку.
II.
Развитие фонематического слуха.Задание 1. Чем мы слышим звуки? Чем отличаются гласные и согласные звуки. Дети распределяют звуки [У, И, Ы, З, К, В, Б] по домикам.
Выполнив задание, дети и в награду получают золотой колокольчик.
Логопед.
Колокольчик небольшой,
Он волшебный, золотой.
Дважды можно позвонить,
Помощь друга получить.
Логопед читает следующее задание.
Логопед.
Кто-то, где-то постучит,
Надо сразу повторить.
Ошибиться здесь нельзя.
Как нам справиться, друзья?
Дети предлагают позвонить в колокольчик.
1-ый ребенок.
В колокольчик позвоню,
Помощь друга получу.
Звучит марш, появляются гномы.
1-ый гном.
Мы маленькие гномы
И в сказках мы живем.
Волшебный колокольчик
К вам в гости нас привел.
1-ый ребенок
Помогите гномы нам
Разобраться тут и там.
Кто стучит, кто повторяет?
Что все это означает?
2-ой гном
Да, задание хитро,
Но не сложное оно.
Будет логопед стучать,
А мы будем повторять.
III. Развитие чувства ритма
Задание 2. Ритмическая игра “Простучи так же”
- простучи по образцу;
- простучи по схеме;
- простучи заданную мелодию.
Дети выполняют задание. Логопед хвалит гномов за помощь, предлагает остаться с ребятами. Гномы рассаживаются на стульчики. Логопед читает следующее задание.
IV. Развитие музыкального слуха, мимики.
Задание 3. “ Как ничего не говоря показать, что ты чувствуешь?”
Дети удивлены. Логопед предлагает воспользоваться волшебным колокольчиком.
1-ый ребенок.
В колокольчик позвоню,
Помощь друга получу.
Звонит в колокольчик, появляются “Затейники”.
Входят в зал дети, одетые в костюмы скоморохов.
Под музыку выполняют разные движения: маршируют, скачут галопом, выбивают дроби, выполняют подскоки.
Усложнение – на тихий аккорд дети поворачиваются на 90 и продолжают выполнять движения.
Скоморох 1.
В колокольчик вы звонили,
Нас на помощь пригласили.
Мы – актеры высший класс!
Вам поможем сей же час.
“Затейники” рассаживаются на сцене.
Логопед повторяет задание: “Как ничего не говоря показать, что ты чувствуешь?”
Скоморох 2.
Да, задание хитро,
Но не сложное оно.
Будет музыка звучать,
Мы – лицом изображать.
Скоморохи мимикой изображают радость, злость, удивление, страх.
Логопед спрашивает у детей, какие эмоции они узнали. Дети называют. Логопед хвалит затейников.<Рисунок 2>
V. Развитие мелкой моторики рук.
Логопед знакомит с новым заданием.
Задание 4. “Как руками изобразить птиц, животных человека?”.
Перчаточный театр.
Скоморохи одевают перчатки. Читают двустишья и выполняют движения по тексту.
Скоморох 2.
Да, задание хитро,
Но не сложное оно.
Скоморох 3.
Раз – перчатки мы одели,
И как голубь полетели.
Скоморох 4.
Два – увидели орла,
Разлетайтесь, кто куда.
Скоморох 1.
Жаворонки прилетали
И без устали порхали.
Скоморох 2.
Серый волк бежит сюда,
Он голодный, вот беда!
Скоморох 3.
Принц с принцессой в чудных масках
На балу в прекрасных сказках.
Скоморох 4.
Еж колючий пробежал,
И его я не догнал.
Под музыку появляется Кощей.
Кощей.
Обхитрили, вот дела!
Рано радовался я.
Наколдую вам заданье
Всем, ребятам, в назиданье.
Исчезает.
VI. Звуко-буквенный анализ слов.
Задание 5. “Составить слова из букв У, И, Ы, З, К, В, Б”.
Дети составляют слова БУКВЫ, ЗВУКИ. Выполняют звуко – буквенный анализ этих слов. Дают сравнительную характеристику звукам и буквам.
Появляется Кощей:
Кощей.
Снова правы, вот беда!
Я расстроен! Но тогда
Буквы вам я отдаю!
И до встречи говорю!
Кощей отдает буквы, улетает.
VII. Итог занятия:
Логопед.
Много книг на свете есть
Можно многое прочесть.
Букву с буковкой сдружи,
Интересно что, прочти.
Ребенок.
Будем мы читать, писать.
И пятерки получать.
Затейник.
Снова буквы все у нас,
И пускаемся мы в пляс.
“Затейники” заходят за ширму. Под музыку за ширмой выступает перчаточный театр “Кряквы”. Дети выходят из зала под музыку.