«Чувство доброты, есть корень всех благородных качеств...»
Ш.Амокашвили
Программное содержание: Упражнять в творческом воображении и его воплощении; учить оживлять и превращать в сказку все, что нас окружает (творить свой особый, добрый, сказочный мир) и постигать нравственные ценности.
Оборудование: шапочки для драматизации, сказочный камень с подписями, фланелеграфы, нитки, ножницы, игрушки, сундучок (с картинками), дорога-канат.
Ход занятия.
I часть. Организационный момент и подведение к теме:
- Давайте встанем в круг, взявшись за руки с теми, с кем дружите. Как приятно держать друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.
- Вы обратили внимание, когда шли в детский сад, через, сколько дорог пришлось перейти?
- А может быть, кто-нибудь вспомнил нашу сказку о дороге?
- Как мы её назвали? («Добрая дорога»)
- Хотите поиграть в театр, будем играть сказку... (Название проговаривают хором)
- Договоримся, кто кем хочет быть и можно пройти в гримерную.
- Закройте глаза и представьте, что мы на сказочной веселой полянке.
- Сказка начинается... (Звуковое оформление, звуки живой природы)
II часть. Игра-драматизация сказки «Добрая дорога».
Сказочница: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Дорога. Стало ей скучно, грустно и тоскливо, захотела она на мир посмотреть и себя показать. И отправилась она в путь.
Вначале Дорога была прямой, но вот она оказалась на веселой полянке, где жили курочка с цыплятами, коровка, яблонька с яблочками и два маленьких грибочка. Дорога подошла к курочке и цыплятам.
Дорога: «Добрый день, Курочка, добрый день, цыплята!»
Курочка: «День добрый, Дорога!»
Дорога: «Разреши, пожалуйста, мне здесь пройти».
Курочка: «Подожди Дорога, вот вылупится мой последний цыпленок, и я уступлю тебе путь».
Дорога: «Я не могу ждать, мне нужно идти дальше и дальше. Придется тебя обойти, жалко тебя и твоих деток».
Сказочница: «Так дорога сделала первый поворот и подошла к коровке...»
Разыгрываются сцены с диалогами Дороги и жителей полянки.
Сказочница: «Так Дорога делала поворот за поворотом, пока не распрощалась с жителями веселой полянки».
III часть. Беседа по сказке.
- Посмотрите на дорогу. Как бы вы сказали: «Как вьется наша дорога» или «Смотри, какая кривая получилась у нас дорога».
- Слово «вьётся» очень красивое, это дорога добрая. Она не заботилась о себе, а сберегала чужие жизни.
- Как можно сказать о доброй дороге? Какая она? (ласковая, заботливая, умная, вежливая, учтивая и т.д.)
IV часть. Развитие слухового внимания и слуховой памяти детей.
- Хотите, мы отправимся в сказочный путь, вслед за нашей дорогой.
Дети берутся за руки цепочкой и отправляются в путь. В пути им встречаются: ворона, воробей, лиса, кукушка. (На кассете записаны голоса этих птиц и животных. Дети должны распознать их).
V часть. Объявление темы.
- Мы стоим на перекрестке трех дорог, возле большого камня. На камне надписи: «Направо пойдешь - с другом расстанешься навсегда. Налево пойдешь - красивую игрушку найдешь. Прямо пойдешь - доброе дело сделаешь.
Беседа с детьми.
- Какую каждый из вас выберет дорогу?
- Почему? Какое доброе дело сделаешь?
- Все выбрали себе дорогу? Тогда в путь.
- А это волшебный сундучок. Несите его сюда.
- Если вы выбрали эту дорогу, значит у вас очень доброе сердце.
- Как можно ещё сказать про доброе сердце? (Мягкое сердце, большое сердце, золотое, горячее, прекрасное сердце).
- Сердечки из сундучка волшебные, и они помогут вам придумать сказку о том: «Как я путешествовал по доброй дороге».
- Тем детям, кто выбрал игрушки, сами игрушки и подскажут сказку.
VI часть. План составления рассказа
- Послушайте, о чем вы должны сказать.
- Почему вы оказались на доброй дороге?
- Что (Кого) интересного вы повстречали?
- Чем закончилось путешествие?
VII часть. Сочинение сказки и рисование её «волшебными» нитями на фланелеграфе
(Звучит тихая, спокойная музыка)