Задачи:
- Развитие и активизация словаря по теме "Осень".
- Формирование целенаправленной воздушной струи воздуха.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Практическое употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
- Практическое употребление предлога "С" в родительном падеже.
- Развитие зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.
Оборудование: костюм лесовичка, грибы (муляжи), осенние листья, сюжетная картина на тему "Осень", корзинка, предметные картинки диких животных.
Ход занятия
Дети вместе с логопедом под музыку входят в зал.
(Дети становятся полукругом)
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, как вы выросли за лето! Какими большими стали.
II. Основная часть.
1. Отгадать загадку про осень. Введение в новую тему "Осень".
- Ребята, отгадайте мою загадку, про какое время года я скажу сейчас. Если вы угадаете и правильно назовёте, то услышите, как с вами "разговаривает" это время года.
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят,
Солнце уж не припекает.
Когда это бывает? (осенью)
- Что это? Какое время года?
- Осень.
- А как вы догадались, что это осень?
- Листья падают с деревьев, летают.
- А какого цвета листочки?
- Жёлтого, зелёного, красного.
- А какая погода осенью?
- Холодная.
- Какое солнышко осенью?
- Тёплое.
2. Прогулка в лес (на ковёр).
- Ребята, давайте теперь с вами прогуляемся по осеннему лесу. Смотрите, вот и дорожка из листьев нам поможет дойти до леса.
Дети идут паровозиком на ковёр по осенним листочкам. Логопед идёт вместе с детьми.
- Ребята, посмотрите какой красивый лес осенью, он разноцветный, яркий. Посмотрите сколько листочков в лесу!
3. Игра "Волшебные листочки".
- А давайте сейчас с вами устроим листопад? А вы знаете, что такое "листопад"? Это когда с деревьев падают листочки. И у нас с вами сейчас будет листопад. Сейчас я каждому положу волшебный листочек на ладошку, а вы на него подуете, чтобы он полетел.
Логопед кладёт на ладонь каждому ребёнку листок из цветной бумаги. Дети на него дуют.
- Молодцы, смотрите, как стало красиво на нашей полянке.
4. Игра "Большой-маленький".
- А какие животные живут в лесу?
- Зайцы, волки, медведи и так далее.
- Подойдите теперь поближе ко мне, посмотрим с вами, что же ещё есть в лесу.
- Посмотрите, вот вырос большой гриб, а рядом маленький грибок.
Вот вырос лист, а это маленький листик.
Куст- кустик
Пень- пенёк.
Дуб-дубок.
- Какие вы молодцы! Давайте теперь с вами присядем на пенёчки и отдохнём.
Дети садятся на пенёчки.
5. Игра "Назови деревья". Приход лесовичка.
- Ой, ребята, кажется кто-то идёт к нам среди деревьев по лесу. Вы слышите чьи-то шаги?
В зал под музыку входит лесовичок.
Лесовичок: "Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я старичок-лесовичок. Я живу в лесу. Это моё царство. Можно мне с вами немного погулять, а то мне одному скучно и грустно ходить по лесу?".
- Да.
Лесовичок: "Ребята, посмотрите, что я собрал в свою корзину пока гулял по лесу. Вы знаете, что это?"
- Листья.
- Сейчас каждый из вас ребята подойдёт и возьмёт по одному листочку и скажет, с какого дерева упал этот листочек? А лесовичок будет слушать и проверять вас. Будьте внимательны!
Дети подходят по-одному и берут листочек.
- Какой цветом лист? (красный) С какого дерева он упал? (с дуба)
- С берёзы - жёлтый.
- С рябины - красный.
- С клёна - жёлтый.
6. Физминутка "Осенние листочки".
- Посмотрите сколько листочков нападало в лесу! Ребята, посмотрите, как они падают, кружатся, как будто танцуют. Давайте и мы сейчас превратимся в осенние листочки и покажем, как мы умеем тоже кружиться, летать. Вставайте ребята около пенёчков. И ты лесовичок делай вместе с нами движения.
Дети и лесовичок выполняют движения вслед за логопедом.
"Осенние листочки"
Красненький листочек, словно огонёчек, Машем правой ладонью над головой Покружись немного, Совершаем круговые движенья правой рукой. Падай на ладошку. Опускаем правую ладонь на левую. Жёлтенький листочек, Солнышка кусочек, Машем левой ладонью над головой. Покружись немножко, Совершаем круговые движенья левой ладонью. Падай на ладошку, Опускаем левую ладонь на правую. Листья соберём мы в кучу Совершаем одновременные движенья руками, имитируя, И подбросим выше тучи. Будто мы собираем листья в кучу и подбрасываем вверх. А листики кружатся Кистями обеих рук совершаем круговые движения И под ноги ложатся. Над головой и медленно опускаем ладони вниз.
- Молодцы, ребята!
7. Игра "Грибная поляна". Части и целое гриба.
- Ребята, идите скорей ко мне сюда, посмотрите, какую красивую полянку я нашла. Что это?
- Грибы.
- Правильно. Посмотрите, грибы все разного цвета и роста. Давайте посчитаем, сколько тут грибов.
- Один гриб, два гриба::::::.пять грибов.
- Молодцы. Посмотрите, у гриба есть шляпка и ножка.
- А у нас с вами есть ножки? Сколько их?
- Да, две.
- Потопайте ими топ-топ.
- А у лесовичка есть ножки?
- Да две.
- Посмотрите, у гриба есть ещё шляпка. А у нас есть шляпка с вами?
- Нет.
- А у кого есть шляпка ещё?
- У бабушки, у мамы, у лесовичка.
- Молодцы. А этот гриб какой огромный вырос, у тебя лесовичок в лесу! Какой он тяжёлый. Помоги мне его сорвать лесовичок.
Лесовичок: "А это непростой гриб, волшебный, с подарками внутри для вас ребята. Как хорошо с вами гулять, весело, даже не хочется отпускать вас обратно в садик. Вы придёте ко мне ещё в гости?"
- Да, придём.
- Пойдёмте ребята, нам уже пора возвращаться в садик. До свидания, лесовичок!
- До свидания.
III. Заключительная часть.
- Где же мы с вами сегодня были?
- В осеннем лесу.
- Кого же мы там встретили?
- Старичка-лесовичка.
- А кто это такой?
- Хозяин леса.
- Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились. Пойдёмте с вами отдыхать теперь в группу.
Дети уходят из зала под музыку вместе с логопедом.