В настоящее время обучение в школе предъявляет к ребенку, имеющему речевую патологию, достаточно высокие требования. Важнейшим условием успешного усвоения школьной программы и овладения орфографически правильным письмом является высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфологических обобщений.
Формирование у детей с общим недоразвитием речи словообразовательных навыков на практическом уровне (умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем) представляют собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка.
Если у дошкольников с нормально развивающейся речью указанные словообразовательные навыки и умения формируются в рамках дошкольного возраста, подготавливая их к усвоению лингвистических знаний в школе, то у детей с речевой патологией эти операции оказываются фактически несформированными, что и является одной из ведущих причин невозможности усвоения родного языка в последующем.
Для преодоления имеющихся нарушений словообразовательных процессов и устранения аграмматизмов у дошкольников с ОНР разработана система коррекционно - логопедического воздействия. Коррекционное обучение направлено на приобретение детьми практического опыта, овладение приемами и правилами морфологической системы словообразования, на развитие познавательных процессов.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется с использованием методик, предложенных Тумановой Т.В.(1997 год), Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. (2004 год), Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б.(2003 год), и заключается в создании условий для усвоения словообразовательных операций дошкольниками с ОНР.
Логопедические занятия проводятся в фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах.
Используемая методика осуществляется в ТРИ ЭТАПА:
Таблица.
Этапы коррекционно-логопедической работы
по формированию словообразовательных инноваций
у дошкольников с ОНР
Этапы |
Цель определенного этапа |
Задачи данного этапа |
1 этап |
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. |
Учить выявлять структурно-семантические связи между производящим и производным при сравнении двух родственных слов. Объяснить родственные связи через словообразовательную пару. Сравнить слова с одинаковыми продуктивными словообразующими аффиксами. Выделить общее значение, вносимое аффиксом. Учить проводить анализ звукового состава выделенной морфемы. |
2 этап |
Работа над словообразованием менее продуктивных моделей. |
Знакомить со словообразовательной конструкцией: учить подбирать родственные слова. Устанавливать семантические и формальные связи производных и производящих слов. Продолжать сравнивать слова с одинаковыми (менее продуктивными) аффиксами. Продолжать учить проводить анализ звукового состава выделенной морфемы. |
3 этап |
Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. |
Знакомить с одноструктурными словами, группировать и подбирать производные слова по типам и категориям словообразовательного значения. Закреплять анализ звукового состава выделенной морфемы. Упражнять в самостоятельном образовании слов с данным аффиксом. |
На каждом этапе работы одновременно и последовательно отрабатываются словообразовательные модели как существительных, так и прилагательных, и глаголов.
Коррекционно-логопедическая работа над формированием словообразовательных моделей строится с учетом появления данного словообразовательного типа в онтогенезе речевого развития, постепенного усложнения речевого материала и видов заданий.
В процессе логопедического воздействия выделяются общие закономерности работы над каждой словообразовательной моделью. Первоначально уточняется общее лексическое значение мотивирующего и производного слов, происходит их сравнение по семантике и звуковому составу, выделение словообразующей морфемы слова, а также соотнесение значения аффикса с его звуковой оболочкой.
Особое внимание уделяется разработке графико-символических моделей, способствующих развитию осознанных операций по ориентировке в звуковой структуре слова, по осознанию места морфемного элемента в данной модели в зависимости от способа образования определенной части речи.
В педагогический процесс включается учебное моделирование с целью организовать у детей с ОНР исследовательскую деятельность, так как наглядно-графические схемы демонстрируют в максимально доступном виде не только сходство и различие мотивирующих и производных слов, но и те интегративные способы, благодаря, которым наша речь пополняется «семейством новых слов».
Моделирование состоит из нескольких «шагов»:
1 шаг - сопоставление двух предметов или их изображений;
2 шаг – называние предложенных изображений;
3 шаг – подбор соответствующих словам материализованных маркеров (обозначение слов полосками разной длины);
4 шаг – повторное называние слов с целью установления константно звучащего элемента и его «места» в структуре целого слова (начало или конец);
5 шаг – сопоставление материализованных маркеров по длине (методом наложения короткой полоски на более длинную);
6 шаг – выделение «лишнего», т. е. добавочного элемента
7 шаг – соотнесение наличия этого добавочного элемента с изменением значения слова;
8 шаг – называние добавочного элемента и абстрагирование его автономного значения;
9 шаг – перенос усвоенного порядка на новую пару.
При формировании каждого словообразовательного типа учитываются «внутренние» особенности образования слов (наличие чередования, беглых гласных, грамматическая категория слов и т. д.).
О практическом использовании наглядно-графических схем данного моделирования изложено в представленном конспекте занятия.
Введение в программу логопедического воздействия учебного моделирования не исключает традиционно применяемого способа образования производных слов методом аналогии. А также, учитывая психологический аспект, выражающийся в том, что ведущий вид деятельности дошкольника – это игра, мы максимально используем в процессе работы игровые методы и приемы.
Предлагаемая методика формирования морфемных речевых операций является педагогически оправданной. Дети с ОНР после обучения с использованием данной методики значительно лучше ориентируются в звуковой структуре слова, осознают место морфемного элемента в словообразовательной модели, дифференцируют морфемы. У них значительно уменьшается количество аграмматизмов в речи. У детей повышается познавательный интерес и общий эмоциональный настрой.
ПЛАН - КОНСПЕКТ
фронтального логопедического занятия с детьми средней группы детского сада.
Тема: «Посуда»
Коррекционно-развивающие задачи:
- Уточнение обобщающего понятия «посуда»;
- Расширение и активизация словаря по теме;
- Совершенствование грамматического строя речи – обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк-, -ечк-; упражнение в согласовании числительных с существительными, в употреблении существительных в форме родительного падежа единственного числа;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие зрительного и слухового внимания;
- Развитие мелкой моторики, речедвигательной координации.
Оборудование:
- Карточки с изображением разного количества предметов;
- Карточки с изображением посуды с «отколотыми» частями;
- Два медвежонка (большой и маленький); стол и два стульчика для них;
- Набор посуды разного размера;
- «Угощение» для медвежат;
- Длинные красные и короткие синие полоски по количеству детей;
- Карточки – модели для формирования словообразовательных операций;
- Конверт с «заданием»;
- Массажные коврики для рук.
Предварительная работа:
Рассматривание и называние посуды и ее частей, беседа о назначении посуды. Чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе». Разучивание пальчиковой гимнастики Н.В.Нищевой «Помощники». Изготовление пособий «Посчитай посуду», «Что без чего?»
Ход занятия
1.Организационный момент.
(дети стоят около стульчиков, карточки с изображением разного количества предметов посуды перед ними на столе)
Логопед: - Сначала сядет тот, у кого на карточке нарисован один чайник. Теперь тот, у кого две чашки. Можно сесть тому, у кого пять кастрюль… А теперь садятся остальные дети.
2.Основная часть.
1. Дидактическое упражнение «Посчитай и назови»: каждый из детей считает и называет, сколько предметов посуды у него изображено на карточке. (У меня пять чайников…)
2. Сюрпризный момент: появление двух медвежат.
Дидактическое упражнение «Угостим мишек чаем».
Логопед: - К нам на занятие пришли два медвежонка: большой и маленький. Давайте угостим их чаем. Что нам для этого понадобится? Чайная посуда: чашка, блюдце, ложка. Большому мишке мы поставим большую чашку, а маленькому – маленькую чашечку(показываем).
- Посмотрите, мы поставили предметы посуды – чашки. Но они отличаются размером. Большая чашка и маленькая чашечка.
3. Измерение длины слов (произносим слова, разводя руки в стороны). Уточняем, что слово чашка – короткое, а чашечка – длинное. Длинное слово чашечка обозначаем длинной красной полоской, а короткое чашка – короткой синей полоской. Накладываем полоски друг на друга. Уточняем, какую часть слова мы произносим одинаково (чаш-). Кусочек красной полоски – это часть слова –ечк-. Она говорит о том, что это маленький предмет и помогает назвать его ласково чашечка. (Хором называем эту часть слова). Значит, если к одинаковой части слова чаш- добавить вторую часть слова –ечк-, ее мы обозначаем красным квадратом, то получится новое слово чашечка (показ модели 1).
Модель 1: рисунок + красный = ?
«чашка» квадрат
Вторая часть слова –ечк-, обозначенная красным квадратом, помогает нам образовать новое слово и первый предмет чашка превращается в новый маленький, который мы называем ласково чашечка.
Образование других новых слов при помощи части слова -ечк-: блюдце – блюдечко, ложка – ложечка. Ставим эти предметы к мишкам и проговариваем еще раз слова.
Логопед: - А теперь мы попробуем добавлять к новым словам другую часть слова –очк-
Модель 1: рисунок + красный = ?
«сковорода» квадрат
Сковорода – сковородочка, вилка – вилочка, ваза – вазочка.
Попробуем назвать ласково угощение для медвежат, добавляя часть слова –очк-: коробка- коробочка(с печеньем), конфета – конфеточка.
4. Пальчиковая гимнастика «Помощники» (автор Нищева Н.В.):
1, 2, 3, 4! |
Попеременно ударяют кулачком о кулачок |
|
Мы посуду перемыли: |
Одна ладонь скользит по другой |
|
Мы посуду перемыли, |
Одна ладонь скользит по другой |
|
Так мы маме помогали! |
Разводят руки в стороны |
5. Задание от медвежат – (конверт): отгадать из какой сказки слова:
А посуда вперед и вперед-
По полям, по болотам идет…
И чашки ушли, и стаканы.
Остались одни тараканы!
Ой, горе, Федоре, горе!
6. Упражнение на развитие речевого дыхания с самомассажем ладоней.
Показ, как посуда шла по дороге и пела грустные песни: шлепая и скользя ладонями по массажным коврикам, произносим : «О-О-О!», «У-У-У!»
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам…
7. Дидактическое упражнение «Чего нет?»: рассказ медвежатам(с показом карточек), какие предметы посуды ушли от бабушки Федоры, и какая часть у них откололась, чего не стало (у синего чайника нет носика, у красной чашки нет ручки…)
3.Итог занятия.