Цели.
1. Выработать умение правильно произносить и различать звуки, обозначая их на письме соответствующими буквами.
2. Выработать чёткую дифференциацию букв “С” и “Щ” с опорой на зрительно-моторную память.
3. Развивать фонематическое восприятие и навыки словообразования.
4. Работать над грамматическим строем речи.
5. Закрепить понятия левой и правой части тела.
Оборудование: Артикуляционные профили звуков [С’ – Щ], плакат с буквами “С” и “Щ”, карточки для самостоятельной работы, предметные картинки имеющие в своих названиях “С” и “Щ”, артикуляционные профили звуков.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
- Посмотрите на доску и назовите предметы, имеющие в своём названии в звук [С’]: начале слова, конце слова, средине слова (приложение 1);
- Звук [Щ]: в начале слова, конце слова, средине слова (приложение 2).
- Артикуляционная гимнастика.
2. Основная часть занятия.
Дайте характеристику звуку [С’] - звук мягкий глухой согласный.
- Особенности артикуляции: Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута.
- Буква окрашена в зелёный цвет (приложение 3).
Дайте характеристику звуку [Щ] - звук мягкий глухой согласный.
- Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
- Буква окрашена в зелёный цвет (приложение 4).
Скажите, чем эти звуки похожи и чем они отличаются?
-
Они оба мягкие, глухие и согласные звуки.
- Отличаются - положением губ, зубов и языка.
Работа в тетрадях.
-
Возьмите ручки и запишите диктуемые слова в
2 столбик (первый столбик с буквой Щ, второй - С’).
- Слова: вещи, карась, помощь, смесь, север, площадки, щегол, гуси, щипать, восемь, сети, щука, носильщик, товарищ.
- Составьте предложение со вторым словом из первого столбика и третьим словом из второго столбика (помощь, север).
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
- Поставьте оценку товарищу (взаимопроверка).
Динамическая пауза.
Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а правой - за левый глаз; правой рукой возьмитесь за левый бок, а левой - за правую коленку; правой рукой закройте левый глаз, а левой – возьмитесь за правый бок; правой рукой закройте рот, а правой погладьте себя по голове.
- Назовите слова, которые начинаются со звука - [С’] (сено, силос, сильный и т.д.).
- Назовите слова, которые начинаются со звука - [Щ] (щука, щит, щёнок, щека и т.д.).
- Назовите слова, которые оканчиваются на звук - [С’] (карась, авось и т.д.).
- Назовите слова, которые оканчиваются на звук - [Щ] (овощ, плащ и т.д.).
- Подберите слова, начинающиеся с изучаемых звуков и оканчивающиеся на них, и впиши их в соответствующие квадраты. (Задание выполняют два ученика, один из которых выступает в роли “контролёра”) (приложение 5, 6, 7, 8).
Разделимся на два варианта. Первый выполняет задание под буквой а, второй под буквой б.
а) Чётко прочитай слова: плеск, блеск, треск, писк.
Измени слова так, чтобы они обозначали действие предмета и отвечали на вопрос что делает? Проанализируйте вновь образованные слова (приложение 9).
б) Чётко прочитай слова: барабан, стекло, баня,
уголь, фонарь.
3. Итог занятия.
Дайте характеристики звукам Щ – С’.
Повторите правильно скороговорку (приложение 11):
а) Заглянуло солнце в чащу – в чаще медвежонок спящий.
б) Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха – щеголиха и щеглята – щеголят по щеглиному пищат.
Литература
- “Логопедия в школе” В.С.Кукушин, Издательский центр “МарТ”, Москва-Ростов-на-Дону. 2005 год.
- “Обучаем читать и писать без ошибок”. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова, издательство “АРКТИ”, Москва. 2007 год.
- “Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых” Н.А.Гегелия, издательство “ВЛАДОС”, Москва. 2001 год.