Цели:
- Закрепить навык чёткого произношении звука С, автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях, закрепить умение определять место звука в слове, формировать навык работы с деформированной фразой, закрепить образование относительных и качественных прилагательных, развивать фонематический слух, тонкую моторику, память, внимание,
- Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений, активность, усидчивость.
Оборудование: предметные картинки, звуковые птички, графические изображения предложений, жёлтые прищепки, счётные палочки.
Ход занятия
1. Орг. момент. Упражнение с мячом "Скажи какой?"
(суп из грибов - грибной,
Варенье из слив - сливовое,
Сок из вишни - вишнёвый,
Салат из моркови - морковный,
Кисель из клюквы - клюквенный,
Варенье из яблок - яблочное)
2. Повторение.
- К нам на занятие пришла девочка - Свистелочка. Она хочет научиться правильно произносить звук С и поиграть с вами.
- Скажите, при помощи каких органов речевого аппарата мы научились правильно произносить этот звук? (Губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы, дует холодный ветерок, голосок спит).
- Давайте произнесём звук С ! качаем насос с - с - с
- Скажите звук С какой ? (согласный, может быть твёрдым и мягким)
3. Основная часть.
- Игра "Поймай звук в ворота" (м-н - с- р - з - ш - с - ж - с)
- Игра "Закончи слово" с мячом (добавить слог -са, ли -са, ко -са, о -са.
Добавить слог - сы, ве -сы, у -сы, воло -сы)
- Игра "Подружки". К Свистелочке пришли её подружки, только они часто ссорятся, не могут поделиться картинками. Помогите им разобраться. Сонины картинки - в названии которых есть звук С твёрдый, а у Симы - звук С мягкий.
(маска, синица, месяц, лось, собака, сова)
- А теперь давайте покажем Свистелочке , как мы умеем определять место звука в слове. Приготовьте звуковых птичек.
Физ.пауза.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
На носочках потянулись
И друг другу улыбнулись
Как пружинки мы присели
А потом тихонько сели
- Игра "Четвёртый лишний". Помогите девочке Свистелочке найти лишнюю картинку.
(Воробей, дятел, ласточка, ворона)
(Стол, стул, кровать, коляска)
- Упражнение "Исправь предложение"
Злая волшебница Бастинда заколдовала предложения. Вам надо найти ошибки и исправить их..
Суп ест Соню.
Сапоги надели Соню
На посуду поставили стол
Бусы носят Свету
- Давайте составим схему последнего предложения.
Какое первое слово? Какое второе? Третье? Сколько всего слов?
- Свистелочка предлагает вам сложить картинку из счётных палочек.
(картинка парусник)
- Упражнение "Солнышко"
- Ребята, весной на улице всегда ярко светит солнышко. К нам сегодня тоже пришло солнышко, но не светит оно лучами яркими. Почему? (нет лучиков). Давайте сделаем лучики нашему солнышку (прищепки жёлтые) и назовём какое солнышко?
4. Итог: Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы учились произносить?
Кто учился вместе с нами?
Литература.
- Л.А. Комарова "Автоматизация звука С в игровых упражнениях" ООО "Издательство ГНОМ и Д" 2007г.
- Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников "Логопедия в детском саду" М. "Мозаика -Синтез" 2009г.