Конспект логоритмического занятия с использованием элементов фонетической ритмики "Веселая встреча старых друзей"

Разделы: Логопедия


Одной из задач логоритмики является развитие чувства ритма у детей с целью использования его для формирования и коррекции произношения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями формируют у детей не только чувство ритма, но и способствуют развитию двигательной памяти, произвольного внимания и коррекции речи.

Воспроизведение различных ритмов помогает детям с нарушениями речи в правильной расстановке словесного ударения. А соблюдение правильного словесного ударения одно из необходимых условий разборчивости устной речи.

Работа над ритмом тесно связана с работой над темпом речи, который играет важную роль в процессе реализации общения.

На занятии для нормализации темпа речи использую упражнения, которые включают такие движения, как ходьба в быстром и медленном темпе, притопы, хлопки в ладоши, дирижирование указательным пальцем в такт проговариванию, прыжки, подскоки, бег в различном темпе.

Координация темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения в свою очередь благотворно сказывается на координации общих движений.

Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи. Она усиливает лексическое значение слов.

Работа по формированию интонационной стороны речи осуществляется в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение, как известно, состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться движениями, например, хлопками в ладоши, притопывание, энергичным движением рук и голосом.

Большое внимание уделяю формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и естественной интонацией, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, грусть, удивление, испуг, побуждение и др. Эта работа проводится на материале слов, предложений, небольших текстов и стихотворений

Логоритмическое занятие состоит из упражнений, включающих задания на развитие темпа, ритма речи, интонации произношения. Эти упражнения можно проводить в музыкальном сопровождении и без него. Занятие является обобщающим, со всеми упражнениями дети уже знакомы при отработке блока «Животные» и проводится в форме развлечения. 

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • обогащать словарь детей по теме «Зима».
  • формировать практические умения и навыки пользования исправленной фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие;
  • развивать слуховое внимание и двигательную память;
  • развивать творческие способности, фантазию и воображение детей, зрительные, слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений, регулирующих мышечный тонус, развивающих общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • научить выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь;
  • формировать такие нравственные качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.

Оборудование: макет больших саней из картона на роликах, мягкие игрушки для сюрпризных моментов: бурундучки Чип и Дейл, поросёнок Хрюша, медвежонок Миша, бегемот Пузик, лягушки, динозавры, Котёнок, заяц с зайчихой.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Ребята, какое у нас сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Правильно! Зима. А зимой на улице как?

Дети: Холодно, морозно.

Логопед: Давайте, ребята, представим, что мы вышли на улицу и замёрзли. Как можно изобразить это состояние.

Дети: Съёживаются, потирают ладошки, дышат на ладошки, согревая их; притопывают ногами.

Логопед: Давайте соберёмся в кружок и немножко погреемся, исполним «Зимнюю пляску».

Выполняется упражнение «Зимняя пляска» 

Лексический материал Движения детей
Мы погреемся немножко
Мы похлопаем в ладошки
Дети идут по кругу
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп Хлопают в ладошки.
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее
Выставляют то правую, то левую ногуна носок вперёд.
Топ, топ, топ, топ. Топают ногами.
Рукавицы мы наденем
Не боимся мы метели.
Выставляют руки вперёд, ладони – вверх, вниз
Прыг, прыг, прыг, прыг Прыгают на месте
Мы с морозом подружились
Как снежинки закружились
Кружатся вокруг себя
Да, да, да, да Хлопают в ладоши.

Логопед: Отлично! Вот мы и погрелись. Теперь можно и гостей принимать. А гостей у нас сегодня очень много. Вся земля покрыта снегом, поэтому приехали они к нам как вы думаете на чём?

Дети: На санках.

Логопед: Правильно! Но так как их много, то приехали они к нам на больших санях. А вот и наши гости (выкатывает макет саней с мягкими игрушками). Со многими из них вы уже хорошо знакомы, и успели подружиться. Но с некоторыми мы познакомимся сейчас. Это бурундучки Чип и Дейл. Помните мы с вами играли в игру «Расскажи стихи руками». Давайте вспомним историю про бурундучков.

Выполняется упражнение «Чип и Дейл спешат на помощь» 

Лексический материал Движения детей
Лапки, щёчки и бочки   Движения вверх, вниз кистями рук, пальцы растопырить вокруг щёк, погладить ладонями по бокам.
Это мы – бурундучки!  Указательное движение на себя, руки развести в стороны, слегка наклониться.
Мы пришли к ребятам в сад Маршировка на месте.
Чип – доволен, Дейл – рад Рукопожатие.
Всех спасаем, кто в беде: Развести руки в стороны.
И в горах, Волнообразные движения,
И на воде. Плавательные движения руками.
В Антарктиде Потереть ладонями руки в области плеч,
И на суше Обвести ладонями круг перед собой.
Труд спасателей всем нужен Взяться за руки – движения руками вперёд-назад.

Логопед: А это поросёнок Хрюша (достает из саней мягкую игрушку – поросенка). Помните о нём стихотворение.

Выполняется упражнение «Поросёнок»

Лексический материал Движения детей
Хвостик – живчик, червячок. Движения тазобедренными суставами
Нос – с монетку в пятачок  Указать пальцем на нос, круговое движение указательным пальцем вокруг носа.
Розовые ушки Приставить ладошки к голове около ушей.
Спинка, Подвигать плечами вперёд, назад;
ножки, Наклониться – показать на ноги,
брюшко Круговое движение рукой по животу.
Пятится спросонок Кулачками потереть глаза.
В угол поросёнок Соединить ладони, образовав угол, наклониться вперёд, руки развести в стороны

Логопед: А это, кто такие, похожие друг на друга: один большой, а другой маленький? (достает из саней динозавров).

Дети: Динозавры!

Логопед: Правильно. Это динозавры. И прибыли они к нам из далёкого прошлого, так как на земле они жили много, много лет назад. Большой динозавр – это отец, а маленький его сынок – динозаврик. Ребята, посмотрите какие у большого динозавра ноги: большие, сильные, тяжелые. А у маленького динозаврика ножки маленькие и топает он ими легко и быстро. Давайте изобразим, как ходят эти динозавры.

Выполняется упражнение «Ножки» 

Лексический материал Темп выполнения движений
Большие ноги идут по дороге.
Топ, топ, топ, топ
Топать ногами в медленном темпе.
Маленькие ножки бегут по дорожке
Топ, топ, топ, топ
Топать ногами в быстром темпе.

Логопед: А вот и медвежонок Миша – любитель почитать. Помните о нём считалочку? Давайте её проговорим в разном темпе.

Выполняется упражнение «Медвежонок Миша» 

Лексический материал Темп проговаривания, отхлопывания
Медвежонку Мишке
Купила мама книжки
Научился он читать
И по пальчикам считать.
Умеренный
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо так много знать!
Быстрый

Логопед: А ещё какие считалки вы знаете?

Дети: «На золотом крыльце сидели»

Выполняется упражнение «На золотом крыльце сидели»

1 вариант: Проговаривание считалки с указыванием пальцем на стоящих по кругу (Жест – слово) в нормальном темпе.

2 вариант: Дети располагаются парами и отхлопывают ритм считалки (ладонь в ладонь), одновременно проговаривая её в быстром темпе.

На золотом крыльце сидели
Мишки Гамми, Том и Джери,
Скрудж Магдак и три утёнка,
Вы ходи милашка Понка.
Понка учится считать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Логопед: В санях к нам приехали и эти симпатичные заяц с зайчихой. Как вы думаете кто из них заяц, а кто зайчиха и почему?

Ответы детей

Логопед: Послушайте о них стихотворение и обратите внимание на слова, которые я буду выделять голосом. На эти слова падает логическое ударение. Их можно выделять и жестом указательного пальца.

Декламируется стихотворение «Заячья любовь» 

Заяц гордо шёл по лесу.
Вел зайчиху, как принцессу.
До верхушек длинных ушек
Заяц был в неё влюблён,
Но собраться и признаться
Всё не мог решиться он.
Правда, заяц понимал,
Что в пути молчать не ловко,
Просто он слова искал,
А когда нашёл, сказал:
«Ты такая, ты такая, ты такая,
Как морковка!»

Логопед: Ребята, посмотрите! Чей это живот выглядывает из саней?

Дети: Бегемота!

Логопед: Ну, конечно же это наш знакомый бегемотик Пузик к нам пожаловал, а вместе с ним его любимые подружки – лягушки. Одна из меха, значит она какая?

Дети: меховая лягушка!

Логопед: А другая из резины, значит она какая?

Дети: Резиновая лягушка!

Логопед: Послушайте о Пузике стихотворение.

Декламируется стихотворение «Бегемот» 

Жил в реке бегемот, ненасытный живот.
Он лягушек ловил, он лягушек хвалил.
Говорил: «Лягушечки – вкусные пампушечки!»

Логопед: Ребята, с какой интонацией бегемот хвалит, восхищается лягушками? Восклицает: «Лягушечки! Милые пампушечки!»

Дети: С восклицательной интонацией.

Логопед: Что, что? Ребят а, эта лупоглазая красавица, что-то хочет мне сказать. Послушаем? Обратите внимание, с какой интонацией она мне это скажет.

Декламируется стихотворение «Лягушка»

Лупоглазая лягушка
Прошептала мне на ушко:
Приходи ко мне в болото,
Мне играть с тобой охота,
Будем прыгать, будем квакать,
В прятки весело играть,
Я за кочкой спрячусь в слякоть,
Ты пойдёшь меня искать.

Логопед: Ребята, с какой интонацией лягушка приглашала поиграть, рассказывала, повествовала мне?

Дети: Повествовательная интонация.

Логопед: В санях остался самый последний гость:

Маленький, усатенький,

Молочко пьёт, песенки поёт! Кто это такой?

Дети: Котёнок!

Логопед: Конечно же, котёнок. Давайте опишем его. Какой он?

Дети описывают котёнка.

Декламируется стихотворение «Котёнок» 

Где ты был вчера котёнок?
У большой-большой реки.
Что ты видел там котёнок?
Как ловят рыбу рыбаки.
А теперь куда спешишь?
Посмотреть, как ловит мама
Лапкой серенькую мышь.

Логопед: Ребята, с какой интонацией я спрашивала котёнка, задавала ему вопросы?

Дети: С вопросительной интонацией.

Логопед: Вот мы и вспомнили, что интонация в речи бывает повествовательная, восклицательная и вопросительная.

Итог занятия

Логопед: Гостям нашим пора по домам. Все они кто? Как их можно назвать одним словом?

Дети: Животные.

Логопед: Бурундучки, заяц с зайчихой отправятся в лес потому, что они дикие животные. Поросёнок и котёнок – это какие животные, если за ними ухаживает человек, и живут они у него дома?

Дети: Домашние животные.

Логопед: Правильно, поэтому Хрюша поедет в свинарник, а котёнок в тёплую корзинку. Белый медвежонок Миша отправится на крайний Север, где вечная мерзлота. Бегемотик Пузик вернётся в жаркую Африку. Лягушки-квакушки – в речку или болото, туда, где им больше нравится жить. Динозавры же на машине времени отправятся в далекое прошлое, на много, много лет назад.

Помогите мне ребята всех наших гостей посадить в сани.

Дети помогают разместить мягкие игрушки в санях и выкатывают их к двери.