Активизация мыслительной деятельности и речи у детей с ОНР через обучение построению вопроса

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Важное место в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимает развитие связной речи. А это в свою очередь является одной из основных составляющих успешного обучения в школе. Понятие "связная речь" относится к диалогической и к монологической формам речи.

Общение с окружающими - одна из важнейших речевых функций. У детей-логопатов затруднения в общении обусловлены недостаточной сформированностью вопросительной формы речи на фоне общего недоразвития речи. Вопрос направляет и программирует ответ, он выделяет то новое, неизвестное, что должно быть сообщено в ответе. Для его оформления необходимы особые лексико-грамматические средства. Чтобы быть понятым, вопрос часто должен быть достаточно развернутым. Таким образом, и с психологической, и с лингвистической стороны построение вопроса - более сложная речевая задача, чем ответ. Задавать вопрос - инициативная форма речи.

Анализ литературы по данной теме, многолетняя практика работы позволили определить некоторые подходы к решению данной задачи - обучение детей дошкольного возраста с ОНР умению задавать вопрос.

Условия, которые должны соблюдаться при обучении детей умению задавать вопросы:

- наличие собеседника, адресата, кому непосредственно была направлена речь;

- обеспечение результативности речи, т.е. того, чтобы в результате обращения, просьбы осуществлялось желаемое.

Формированию и закреплению навыков составления вопросов способствуют использование ситуаций, возникающих в ходе режимных моментов; занятия по предметно-практической деятельности, обсуждение прослушанного текста; использование инструкций-заданий типа: "Саша, спроси у Маши, где лежит книга?", включающие в свой состав предполагаемый вопрос ребенка. Закрепление данного навыка осуществляется путем систематического повторения детьми различных вопросительных предложений по данной инструкции, по речевому образцу. Таким образом, овладение детьми вопросной формой речи осуществляется в играх на логопедических и индивидуальных занятиях, в свободном речевом общении.

В системе работы с детьми в обучении построению вопросов предусмотрены дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, индивидуализации, связи речи с психическими процессами.

Предлагаемая поэтапность в обучении детей построению вопросов направлена на развитие диалогической речи и активизацию мыслительных процессов, внимания, памяти.

Работа в данном направлении многовариативна и должна носить творческий характер, индивидуализироваться в соответствии с особенностями каждого ребенка.

Этапы обучения детей с ОНР построению вопросов

Этапы Цели Содержание Игры
I Постановка вопросов:

- к словам-предметам,

- ЧЕЙ? ЧЬЯ?,

- к словам-действиям,

- к словам признакам.

При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. У детей воспитывается грамматическое мышление - они учатся правильно ставить вопросы к словам различных категорий (имя существительное, глагол, имя прилагательное), обозначать их графически. "Два цветка"

"Чудесный сундучок"

"Спроси правильно"

II Вопросов

без вопросительных слов, где большую нагрузку несет интонационная выразительн6ость.

Дети должны научиться различать интонацию повествовательного и вопросительного предложений и правильно произносить вопросы без вопросительных слов. Данные вопросы формулируются как утверждение, и только интонация придает ему значение вопроса. "Угадай предмет"

"Угадай, кто я?"

"Загадка"

III Вопросов

с вопросительными словами

Усвоение детьми ключевых вопросительных слов как опорно-смысловых семантических едениц: ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? И других. Эти вопросы труднее, так как четко выделяют неизвестное, имеют направленность на уточнение факта. Дети должны усвоить общую структурно-смысловую схему фразы-вопроса: вопросительное слово - слово, обозначающее действие, связанное с предметом, - слово, обозначающее тот или иной предмет (объект действия). Далее эта схема дополняется словами-определениями, словами с обстоятельственным значением и другими. "Маша заблудилась"

"Шейте сами"

"Кто где стоит?"

"Подумай и спроси"

"Хочешь узнать - задай вопрос"

IV Вопросов к одной с/картине, к сюжетным картинкам из серии (по образцу, по аналогии). Дети учатся ставить вопросы к сюжетной картине, к серии сюжетных картин по образцу и по аналогии. "Задайте вопросы"

"Любопытные"

"Маленький учитель"

V Обучение диалогу. Умение задавать вопросы поможет детям овладеть навыками диалогической речи, вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге. Это осуществляется через работу с образцами диалогов, которые должны включать разговорные конструкции и содержать лексику, часто встречающуюся именно в диалогической речи. Художественные произведения, потешки, считалки, игры, содержащие диалог

"Коршун"

"Смешинка"

VI Вопросов к условию задачи. Дети учатся составлять задачи.

Особое внимание уделяется грамматическому оформлению.

"А сколько у тебя игрушек?"

"Поставь вопрос"

"Составь задачу"

VII Вопросов со словами: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Дети должны научиться ставить поисковые вопросы (по содержанию), требующие умозаключения. Это сложная категория вопросов. "Почемучка"

"Спроси друзей"

Игры

"Два цветка" ("Две рейки", "Две корзины", "Два домика")

Цели: формирование умения ставить к предметам вопросы - КТО? ЧТО?; различение понятий - живые и неживые предметы.

Ход: Ребенок называет картинку и ставит вопрос к слову, помещает картинку-лепесток в соответствующий цветок. В центре цветка может быть графическое или условное обозначение слов-предметов).

"Чудесный сундучок". Цели: формирование умения ставить вопросы - ЧЕЙ? ЧЬЯ?, соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.

Ход: ребенок достает предмет и спрашивает: "ЧЕЙ это шарф?". Хозяин предмета отвечает: "Это мой шарф". (Данную игру можно использовать при обучении детей лексическим темам: "Одежда", "Игрушки", "Овощи-фрукты", "Транспорт" и других, кроме того, на занятиях по звукопроизношению.)

"Спроси правильно". Цели: обучение правильно задавать вопросы настоящего и прошедшего времени; согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде.

Ход: ребенок выбирает любой предмет и выполняет с ним действия. Задает вопрос детям: "Катя, что я делаю?". Другой ребенок отвечает: "Саша, ты копаешь яму". Логопед: "Ты уже выполнил действие. Спроси, что ты делал". (Вариант игры: дети задают вопросы действующим лицам.) Данную игру можно использовать при обучении детей лексическим темам: "Игрушки", "Профессии", "Посуда" и другие.

"Угадай предмет". Цели: закрепление признаков, присущих предметам, и последовательности, в которой надо строить связное описание предмета; овладение умением строить вопросительные предложения с интонацией вопроса, поддерживать беседу.

Ход: Ребенок задумывает предмет (например, фрукт) из числа выставленных, а остальные дети должны его отгадать, для чего задают вопросы, на которые он отвечает односложно: ДА или НЕТ. (В помощь детям можно предложить план-схему для составления описательных рассказов). Вопросы ребенка: "Это овощ?" - "Это фрукт?" - "Он красный?"

- "Он круглый?" - "Он сладкий?" - Он растет на дереве?" - "Это яблоко?" (Диапазон лексических тем огромный.)

"Кто я?" Цель: закрепление признаков, присущих предметам, и последовательности, в которой надо строить связное описание предмета; овладение умением строить вопросительные предложения с интонацией вопроса, поддерживать беседу.

Ход: одному из детей надевают маску животного (например, ежа) так, чтобы он не видел в кого "превратился". (Предварительно можно рассмотреть все маски, обозначить с детьми особенности каждого животного.) Ребенок задает вопросы детям, на которые можно ответить только ДА или НЕТ. Вопросы: "Я серый?" - Я маленький?" - "У меня длинные уши?" - "Я колючий?" - "Я - еж?"

"Маша заблудилась". Цели: овладение умение ставить вопросы с вопросительными словами, совершенствование навыков ведения диалога с подключением элементов собственного творчества в вопросной форме речи.

Ход: Детям сообщается, что Маша пошла в лес и заблудилась (кукла). Детям предлагается пойти на ее поиски. По дороге дети встречаются с Петрушкой и спрашивают, не встретил ли он ее в лесу. Вопросы детей к Петрушке при необходимости направляются логопедом: "Спроси Петрушку, где он встретил Машу?, "Что она делала?", "около какого дерева она сидела?" и так далее.

"Угадайте, кем я хочу быть". Цели: умение задавать вопрос, определять назначение профессии. Ход: ребенок отбирает предметы, относящиеся к определенной профессии, и говорит: "Я взял нож, доску, половник, кастрюлю. Кем я хочу быть? (Какая у меня профессия?)" Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, перечислить все действия, которые может выполнять человек данной профессии.

"Шейте сами" Цели: обучение диалогу, практическое усвоение приставочных глаголов; распространение простого предложения однородными определениями по схеме.

Ход: каждый ребенок составляет из деталей одежды платье, сарафан, куртку и так далее. Работа детей в паре: один ребенок задает вопрос рядом сидящему: "Галя, что ты пришила к платью?" - "Я пришила рукава и воротник к платью. А ты, Сережа, что пришил к рубашке?" - "Я пришил воротник и карманы к рубашке".

Вариант игры: "Таня, что ты сшила?" - "Я сшила длинное красное шерстяное теплое платье. Костя, а ты что сшил?" (Используется план-схема описания одежды.)

"Кто где стоит?" Цели: умение задавать вопросы, употреблять предлоги с пространственным значением.

Ход: по команде логопеда часть детей выстраивается: "Галя, стань у доски. Костя, стань за Галей. Сережа, стань рядом с Костей. Денис, стань между Галей и Костей. Лера, стань перед Галей и так далее". Выбирается ведущий, который будет задавать вопросы: "Лена, спроси Галю, за кем она стоит." - "Галя, за кем ты стоишь?". "Сережа, спроси Костю, между кем он стоит". - "Костя, между кем ты стоишь?" и так далее.

"Подумай и спроси" Цели: умение задавать вопросы по запрограммированному ответу.

Ход: выставляется картинка, где два мальчика играют с игрушками. Логопед: "У Олега и Миши игрушки. Дети играют и беседуют. Миша ответил Олегу: "Папа купил мне машинку". Какой вопрос задал Олег?" (Кто купил тебе машинку? Что купил тебе папа?) Логопед: "Олег ответил: "Мой папа работает водителем". Какой вопрос задал Миша? (Кем работает твой папа?) и так далее.

"Хочешь узнать - задай вопрос" Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми он и сравнительно редко сталкиваются (терка, нож для чистки рыбы, картофеля, комбайн, соковыжималка, кофемолка и другие). Вопросы детей (по предварительному образцу): "Что это? Для чего нужен предмет? Зачем нужна эта кнопка? Из чего сделан предмет? Зачем нужна эта ручка (крышка) и так далее. На вопросы отвечают дети, на сложные вопросы отвечает логопед.

"Задайте вопросы" (по образцу, по аналогии). Ход: в конце занятия по развитию речи, на котором дети пересказывали рассказ с использованием сюжетных картинок из серии (или одной сюжетной картины), детям предлагается вспомнить, какие вопросы задавались в начале занятия к этим картинкам, и задать самим вопросы последовательно.

Вариант игры: детям предлагается серия сюжетных картинок (или одна сюжетная картина), аналогичных тем, по которым работали на предыдущем занятии. Дети формулируют вопросы по аналогии.

"Любопытные" Дети делятся на 2 команды: одни задают вопросы, другие отвечают на них. Предлагается сюжетная картина, по которой дети задают вопросы: "Кто это? Как зовут мальчика? Что делает мальчик? Куда собирается мальчик?" и другие. (Игра может быть использована на занятиях по звукопроизношению.)

"А сколько у тебя игрушек?" У детей в руках картинки с разным количеством игрушек (два, пять). Логопед: Ответьте и спросите другого, как я: У меня 5 мячей. Саша, а у тебя сколько игрушек?" (Можно использовать при изучении разных лексических тем.)

"Поставь вопрос?" Логопед дает условие задачи, а дети ставят только вопрос. "Лена купила один красный шар. Потом она купила еще два красных шара". Ребенок: "Сколько красных шаров купила Лена?"

"Составь задачу". У каждого ребенка сюжетная картинка, по которой они составляют задачи. Решение задач не спрашивается. Дается только ответ.

"Почемучка". Ход: Логопед говорит, что сегодня они будут "почемучками", А потом они будут задавать вопросы, а он будет отвечать.

Вариант игры: дети делятся на две команды. Одни задают вопросы, а другие отвечают.

Русские народные игры.

"Коршун". Ход: дети выбирают водящего - коршуна. Играющие окружают его стайкой, и начинается диалог:

- Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу. - Коршун, что ты делаешь?

- Ямочку рою. - Зачем ямочка?

- Денежку ищу. - Зачем тебе денежка?

- Иголку купить. - Зачем тебе иголка?

- Мешочек сшить. - Зачем мешочек?

- Камешки класть. - Зачем камешки?

- В твоих детей щуркать-буркать. - За что?

- Они ко мне в огород лазят. - Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он поймает всех детей.

"Смешинка". Ход: участники садятся кружком. Водящий дает каждому какое-нибудь смешное прозвище (или дети сами выбирают): Метла, Расческа, Пузырек и другие. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только "свое" имя - отвечать быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, но тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Нельзя даже улыбаться.

Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой и предупреждает: Кто ошибется, кто попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!" Диалог: Кто ты? - Метла. - А это у тебя что? (показывает на волосы) - Метла. - _ а это что? (на руки) - Метла - Что ты сегодня ел? - Метла. А на чем ты ездишь по городу? - Метла. - Какой фрукт ты любишь? - Метла.

Так продолжается до тех пор, пока водящий может придумывать вопросы. Если тот, кого спрашивает водящий, ошибается, или, не выдержав, начинает сеяться, он должен уплатить фант и выйти из игры. Водящий переходит к другому игроку. Желательно, чтобы вопросы не повторялись. После того, как водящий поговорит со всеми, он начинает разыгрывать фанты, предлагая их владельцам шуточные задания.

Предлагаемые игры являются базовыми и могут быть использованы на примере любого лексического материала. Их можно разнообразить, изменить, дополнить, учитывая поставленную цель, и, самое главное, индивидуальные способности и возможности каждого ребенка.

Литература.

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004 г.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: М.: Просвещение, 1991 г.

3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998 г.

4. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов /Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева. Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. - 2-е изд. - В 2-х книгах. М.: Просвещение: Владос, 1995г.

5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей д/с и родителей /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996 г.

6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994 г.