Важное место в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимает развитие связной речи. А это в свою очередь является одной из основных составляющих успешного обучения в школе. Понятие "связная речь" относится к диалогической и к монологической формам речи.
Общение с окружающими - одна из важнейших речевых функций. У детей-логопатов затруднения в общении обусловлены недостаточной сформированностью вопросительной формы речи на фоне общего недоразвития речи. Вопрос направляет и программирует ответ, он выделяет то новое, неизвестное, что должно быть сообщено в ответе. Для его оформления необходимы особые лексико-грамматические средства. Чтобы быть понятым, вопрос часто должен быть достаточно развернутым. Таким образом, и с психологической, и с лингвистической стороны построение вопроса - более сложная речевая задача, чем ответ. Задавать вопрос - инициативная форма речи.
Анализ литературы по данной теме, многолетняя практика работы позволили определить некоторые подходы к решению данной задачи - обучение детей дошкольного возраста с ОНР умению задавать вопрос.
Условия, которые должны соблюдаться при обучении детей умению задавать вопросы:
- наличие собеседника, адресата, кому непосредственно была направлена речь;
- обеспечение результативности речи, т.е. того, чтобы в результате обращения, просьбы осуществлялось желаемое.
Формированию и закреплению навыков составления вопросов способствуют использование ситуаций, возникающих в ходе режимных моментов; занятия по предметно-практической деятельности, обсуждение прослушанного текста; использование инструкций-заданий типа: "Саша, спроси у Маши, где лежит книга?", включающие в свой состав предполагаемый вопрос ребенка. Закрепление данного навыка осуществляется путем систематического повторения детьми различных вопросительных предложений по данной инструкции, по речевому образцу. Таким образом, овладение детьми вопросной формой речи осуществляется в играх на логопедических и индивидуальных занятиях, в свободном речевом общении.
В системе работы с детьми в обучении построению вопросов предусмотрены дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, индивидуализации, связи речи с психическими процессами.
Предлагаемая поэтапность в обучении детей построению вопросов направлена на развитие диалогической речи и активизацию мыслительных процессов, внимания, памяти.
Работа в данном направлении многовариативна и должна носить творческий характер, индивидуализироваться в соответствии с особенностями каждого ребенка.
Этапы обучения детей с ОНР построению вопросов
Этапы | Цели | Содержание | Игры |
I | Постановка вопросов: - к словам-предметам, - ЧЕЙ? ЧЬЯ?, - к словам-действиям, - к словам признакам. |
При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. У детей воспитывается грамматическое мышление - они учатся правильно ставить вопросы к словам различных категорий (имя существительное, глагол, имя прилагательное), обозначать их графически. | "Два цветка" "Чудесный сундучок" "Спроси правильно" |
II | Вопросов без вопросительных слов, где большую нагрузку несет интонационная выразительн6ость. |
Дети должны научиться различать интонацию повествовательного и вопросительного предложений и правильно произносить вопросы без вопросительных слов. Данные вопросы формулируются как утверждение, и только интонация придает ему значение вопроса. | "Угадай предмет" "Угадай, кто я?" "Загадка" |
III | Вопросов с вопросительными словами |
Усвоение детьми ключевых вопросительных слов как опорно-смысловых семантических едениц: ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? И других. Эти вопросы труднее, так как четко выделяют неизвестное, имеют направленность на уточнение факта. Дети должны усвоить общую структурно-смысловую схему фразы-вопроса: вопросительное слово - слово, обозначающее действие, связанное с предметом, - слово, обозначающее тот или иной предмет (объект действия). Далее эта схема дополняется словами-определениями, словами с обстоятельственным значением и другими. | "Маша заблудилась" "Шейте сами" "Кто где стоит?" "Подумай и спроси" "Хочешь узнать - задай вопрос" |
IV | Вопросов к одной с/картине, к сюжетным картинкам из серии (по образцу, по аналогии). | Дети учатся ставить вопросы к сюжетной картине, к серии сюжетных картин по образцу и по аналогии. | "Задайте вопросы" "Любопытные" "Маленький учитель" |
V | Обучение диалогу. | Умение задавать вопросы поможет детям овладеть навыками диалогической речи, вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге. Это осуществляется через работу с образцами диалогов, которые должны включать разговорные конструкции и содержать лексику, часто встречающуюся именно в диалогической речи. | Художественные произведения, потешки,
считалки, игры, содержащие диалог "Коршун" "Смешинка" |
VI | Вопросов к условию задачи. | Дети учатся составлять задачи. Особое внимание уделяется грамматическому оформлению. |
"А сколько у тебя игрушек?" "Поставь вопрос" "Составь задачу" |
VII | Вопросов со словами: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? | Дети должны научиться ставить поисковые вопросы (по содержанию), требующие умозаключения. Это сложная категория вопросов. | "Почемучка" "Спроси друзей" |
Игры
"Два цветка" ("Две рейки", "Две корзины", "Два домика")
Цели: формирование умения ставить к предметам вопросы - КТО? ЧТО?; различение понятий - живые и неживые предметы.
Ход: Ребенок называет картинку и ставит вопрос к слову, помещает картинку-лепесток в соответствующий цветок. В центре цветка может быть графическое или условное обозначение слов-предметов).
"Чудесный сундучок". Цели: формирование умения ставить вопросы - ЧЕЙ? ЧЬЯ?, соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.
Ход: ребенок достает предмет и спрашивает: "ЧЕЙ это шарф?". Хозяин предмета отвечает: "Это мой шарф". (Данную игру можно использовать при обучении детей лексическим темам: "Одежда", "Игрушки", "Овощи-фрукты", "Транспорт" и других, кроме того, на занятиях по звукопроизношению.)
"Спроси правильно". Цели: обучение правильно задавать вопросы настоящего и прошедшего времени; согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде.
Ход: ребенок выбирает любой предмет и выполняет с ним действия. Задает вопрос детям: "Катя, что я делаю?". Другой ребенок отвечает: "Саша, ты копаешь яму". Логопед: "Ты уже выполнил действие. Спроси, что ты делал". (Вариант игры: дети задают вопросы действующим лицам.) Данную игру можно использовать при обучении детей лексическим темам: "Игрушки", "Профессии", "Посуда" и другие.
"Угадай предмет". Цели: закрепление признаков, присущих предметам, и последовательности, в которой надо строить связное описание предмета; овладение умением строить вопросительные предложения с интонацией вопроса, поддерживать беседу.
Ход: Ребенок задумывает предмет (например, фрукт) из числа выставленных, а остальные дети должны его отгадать, для чего задают вопросы, на которые он отвечает односложно: ДА или НЕТ. (В помощь детям можно предложить план-схему для составления описательных рассказов). Вопросы ребенка: "Это овощ?" - "Это фрукт?" - "Он красный?"
- "Он круглый?" - "Он сладкий?" - Он растет на дереве?" - "Это яблоко?" (Диапазон лексических тем огромный.)
"Кто я?" Цель: закрепление признаков, присущих предметам, и последовательности, в которой надо строить связное описание предмета; овладение умением строить вопросительные предложения с интонацией вопроса, поддерживать беседу.
Ход: одному из детей надевают маску животного (например, ежа) так, чтобы он не видел в кого "превратился". (Предварительно можно рассмотреть все маски, обозначить с детьми особенности каждого животного.) Ребенок задает вопросы детям, на которые можно ответить только ДА или НЕТ. Вопросы: "Я серый?" - Я маленький?" - "У меня длинные уши?" - "Я колючий?" - "Я - еж?"
"Маша заблудилась". Цели: овладение умение ставить вопросы с вопросительными словами, совершенствование навыков ведения диалога с подключением элементов собственного творчества в вопросной форме речи.
Ход: Детям сообщается, что Маша пошла в лес и заблудилась (кукла). Детям предлагается пойти на ее поиски. По дороге дети встречаются с Петрушкой и спрашивают, не встретил ли он ее в лесу. Вопросы детей к Петрушке при необходимости направляются логопедом: "Спроси Петрушку, где он встретил Машу?, "Что она делала?", "около какого дерева она сидела?" и так далее.
"Угадайте, кем я хочу быть". Цели: умение задавать вопрос, определять назначение профессии. Ход: ребенок отбирает предметы, относящиеся к определенной профессии, и говорит: "Я взял нож, доску, половник, кастрюлю. Кем я хочу быть? (Какая у меня профессия?)" Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, перечислить все действия, которые может выполнять человек данной профессии.
"Шейте сами" Цели: обучение диалогу, практическое усвоение приставочных глаголов; распространение простого предложения однородными определениями по схеме.
Ход: каждый ребенок составляет из деталей одежды платье, сарафан, куртку и так далее. Работа детей в паре: один ребенок задает вопрос рядом сидящему: "Галя, что ты пришила к платью?" - "Я пришила рукава и воротник к платью. А ты, Сережа, что пришил к рубашке?" - "Я пришил воротник и карманы к рубашке".
Вариант игры: "Таня, что ты сшила?" - "Я сшила длинное красное шерстяное теплое платье. Костя, а ты что сшил?" (Используется план-схема описания одежды.)
"Кто где стоит?" Цели: умение задавать вопросы, употреблять предлоги с пространственным значением.
Ход: по команде логопеда часть детей выстраивается: "Галя, стань у доски. Костя, стань за Галей. Сережа, стань рядом с Костей. Денис, стань между Галей и Костей. Лера, стань перед Галей и так далее". Выбирается ведущий, который будет задавать вопросы: "Лена, спроси Галю, за кем она стоит." - "Галя, за кем ты стоишь?". "Сережа, спроси Костю, между кем он стоит". - "Костя, между кем ты стоишь?" и так далее.
"Подумай и спроси" Цели: умение задавать вопросы по запрограммированному ответу.
Ход: выставляется картинка, где два мальчика играют с игрушками. Логопед: "У Олега и Миши игрушки. Дети играют и беседуют. Миша ответил Олегу: "Папа купил мне машинку". Какой вопрос задал Олег?" (Кто купил тебе машинку? Что купил тебе папа?) Логопед: "Олег ответил: "Мой папа работает водителем". Какой вопрос задал Миша? (Кем работает твой папа?) и так далее.
"Хочешь узнать - задай вопрос" Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми он и сравнительно редко сталкиваются (терка, нож для чистки рыбы, картофеля, комбайн, соковыжималка, кофемолка и другие). Вопросы детей (по предварительному образцу): "Что это? Для чего нужен предмет? Зачем нужна эта кнопка? Из чего сделан предмет? Зачем нужна эта ручка (крышка) и так далее. На вопросы отвечают дети, на сложные вопросы отвечает логопед.
"Задайте вопросы" (по образцу, по аналогии). Ход: в конце занятия по развитию речи, на котором дети пересказывали рассказ с использованием сюжетных картинок из серии (или одной сюжетной картины), детям предлагается вспомнить, какие вопросы задавались в начале занятия к этим картинкам, и задать самим вопросы последовательно.
Вариант игры: детям предлагается серия сюжетных картинок (или одна сюжетная картина), аналогичных тем, по которым работали на предыдущем занятии. Дети формулируют вопросы по аналогии.
"Любопытные" Дети делятся на 2 команды: одни задают вопросы, другие отвечают на них. Предлагается сюжетная картина, по которой дети задают вопросы: "Кто это? Как зовут мальчика? Что делает мальчик? Куда собирается мальчик?" и другие. (Игра может быть использована на занятиях по звукопроизношению.)
"А сколько у тебя игрушек?" У детей в руках картинки с разным количеством игрушек (два, пять). Логопед: Ответьте и спросите другого, как я: У меня 5 мячей. Саша, а у тебя сколько игрушек?" (Можно использовать при изучении разных лексических тем.)
"Поставь вопрос?" Логопед дает условие задачи, а дети ставят только вопрос. "Лена купила один красный шар. Потом она купила еще два красных шара". Ребенок: "Сколько красных шаров купила Лена?"
"Составь задачу". У каждого ребенка сюжетная картинка, по которой они составляют задачи. Решение задач не спрашивается. Дается только ответ.
"Почемучка". Ход: Логопед говорит, что сегодня они будут "почемучками", А потом они будут задавать вопросы, а он будет отвечать.
Вариант игры: дети делятся на две команды. Одни задают вопросы, а другие отвечают.
Русские народные игры.
"Коршун". Ход: дети выбирают водящего - коршуна. Играющие окружают его стайкой, и начинается диалог:
- Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу. - Коршун, что ты делаешь?
- Ямочку рою. - Зачем ямочка?
- Денежку ищу. - Зачем тебе денежка?
- Иголку купить. - Зачем тебе иголка?
- Мешочек сшить. - Зачем мешочек?
- Камешки класть. - Зачем камешки?
- В твоих детей щуркать-буркать. - За что?
- Они ко мне в огород лазят. - Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он поймает всех детей.
"Смешинка". Ход: участники садятся кружком. Водящий дает каждому какое-нибудь смешное прозвище (или дети сами выбирают): Метла, Расческа, Пузырек и другие. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только "свое" имя - отвечать быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, но тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Нельзя даже улыбаться.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой и предупреждает: Кто ошибется, кто попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!" Диалог: Кто ты? - Метла. - А это у тебя что? (показывает на волосы) - Метла. - _ а это что? (на руки) - Метла - Что ты сегодня ел? - Метла. А на чем ты ездишь по городу? - Метла. - Какой фрукт ты любишь? - Метла.
Так продолжается до тех пор, пока водящий может придумывать вопросы. Если тот, кого спрашивает водящий, ошибается, или, не выдержав, начинает сеяться, он должен уплатить фант и выйти из игры. Водящий переходит к другому игроку. Желательно, чтобы вопросы не повторялись. После того, как водящий поговорит со всеми, он начинает разыгрывать фанты, предлагая их владельцам шуточные задания.
Предлагаемые игры являются базовыми и могут быть использованы на примере любого лексического материала. Их можно разнообразить, изменить, дополнить, учитывая поставленную цель, и, самое главное, индивидуальные способности и возможности каждого ребенка.
Литература.
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: М.: Просвещение, 1991 г.
3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998 г.
4. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов /Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева. Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. - 2-е изд. - В 2-х книгах. М.: Просвещение: Владос, 1995г.
5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей д/с и родителей /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996 г.
6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994 г.