Цель занятия: научить сохранению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.
Задачи:
- Сформировать навык соотнесения мягкого согласного звука с написанием соответствующей буквы с буквой – ь, в конце слова;
- Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез слов. внимание, память, мышление;
- Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям (твёрдым и мягким согласным), любовь к родному языку, чуткость к окружающей природе, взаимоотношения сотрудничества.
Элементы педагогических технологий:
– Гуманно-личностного подхода;
– Здоровье-сберегающего подхода;
– Творческой деятельности;
– Объяснительно-иллюстративного обучения;
– Педагогического сотрудничества;
– Пальчиковой гимнастики;
– Сказкотерапии.
Методы работы: Словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский, частично-поисковый.
План занятия
1. Организационный момент.
Игра с мячом. Бросаем друг другу добрые, приветливые слова
2. Активизация фонематического восприятия.
Игра “Внимательные ушки”. Услышите мягкий согласный в слоге, покажите правую ладонь горочкой, на твёрдый согласный прямая ладонь (соотносим с действием языка). – омо, ань, аму, ыпь, улу, аль, опа, омь….. .
3. Связь с предыдущим занятием: “Чему научились? Что знаем, умеем?”.
Дети – Умеем слышать и различать твёрдые и мягкие согласные, составлять схемы, сохранять мягкость согласных на письме буквой – и.
Слайд№3
Предлагается игра: “Исключи лишний слог” – мол, мал, мил, мул; ток, тик, так, тук. Дети объясняют свои варианты.
Логопед – молодцы! Вы были успешны в этой игре, особенно Юра и Денис, мы рады за вас ребята.
А, чему сегодня на занятии будем учиться, вы мне скоро скажите сами. Договорились? Кто раньше других догадается, не выкрикивайте, а поднимите руку и шёпотом скажите мне на ушко.
4. Переход к основной части занятия.
Слайд№ 4
Логопед – наша сказка необычная, логопедическая. Давайте посмотрим, кто в теремочке живет?
Логопед – Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Кто же в теремочке живет?
Слайд№5
А вот и гномик, он нам поможет узнать. Читаю письмо гномика: “В теремке конь, ему хочется выбежать на волю, но для этого нужно составить схему этого слова, и открыть замок. Многие пытались, но никому не удалось пока освободить его”. Дети, сможете выполнить эти условия? Тогда продолжаем логопедическую игру.
Слайд№ 6
Кто готов быть первым звуковиком? Денис. Хорошо, выбирай звуковик и стучись в теремок.
Денис – терем-теремок, кто в тереме живет?
Терем – конь.
Слайд№7
Денис – В слове конь первый звук – к – согл., тверд., глух., парн., пусти в теремок.
Терем – заходи!
Слайд№8
Саша (выбрала звуковик и стучится) – терем-теремок, кто в тереме живет?
Денис – в слове конь первый звук – к – согл., тверд., глух., парн., А ты кто?
Саша – второй в слове конь звук – о – глас., удар., пусти в теремок.
Денис – заходи.
Слайд№9
Миша – (выбрал звуковик и стучится) – терем-теремок, кто в тереме живет?
Денис – в слове конь первый звук – к – согл., тверд., глух., парн., пусти в теремок.
Саша – второй в слове конь звук – о – глас., ударн..
Хором, а ты, кто?
Миша – третий в слове конь звук – нь – согл., мягк., звон., непарн., пусти те в теремок.
Хором – Заходи.
Все звуковики слова конь в теремке собрались?
Дети – да!
Слайд№10
Арсений, прочитай пожалуйста, звуковую форму слова, составленную ребятами. Молодец!
Садимся все на свои места. Начертите звуковую схему слова конь у себя в тетради. Проговаривая звуки, зарисовывайте звуковики и закрашивайте правильным цветом. Помните, конь пока в тереме, ждёт освобождения. Замечательно, первое условие выполнено. Какое второе условие? Молодцы, помните. Подходим все к теремку.
Массаж запястья и кисти рук. “Замок”
Сомкнули пальцы обеих ладоней в замок, выполняем круговые движения, пытаемся растянуть, разъединить, но замок не раскрывается. Остановили движение (можно ещё раз повторить), сосредоточили взгляд на замке, глубоко вдохнули и медленно выдохнули на “замок”, пальцы расцепились, замок открылся.
Вы, выполнили оба условия, а вот и освобождённый конь.
Слайд№11
Посмотрите на иллюстрацию, тихо, спокойно, почувствуйте настроение. Кто? или что? сразу привлекли ваше внимание?
Дети – лошадка, конь, конь бежит.
Логопед – а, как он бежит?
Дети – быстро, легко.
Слайд№12
Логопед – да, замечательно. А ещё можно сказать, мчится, стремительно бежит, согласны? Как вы поняли смысл слова – стремительно? По смыслу связано со словами стремиться, стремление, устремлён (усиленное движение энергии, покажите рукой).
Дети – конь стремится, быстро мчится.
Логопед – как красиво и точно сказали Юра и Саша! Как вы думаете, куда он стремится, быстро мчится?
Дети – он бежит домой, куда – то далеко, он захотел побегать.
Логопед – Миша, Денис и Юра тонко заметили, куда устремлен конь. Мне то– же хочется сказать, как чувствую я: он стремительно, свободно мчится к своей мечте. Очень попрошу вас подумать, какая может быть у него мечта? А на следующем занятии сказать свое мнение и конечно защитить его.
Ещё раз читаем схему слова конь. Подбор других слов к схеме. Детям дается это с трудом. Предлагаю помощь.
Слайд№13.
Дети затрудняются отгадать загадку. Предлагаю упражнение “звуковая чашечка” собрать слово из звуков (л, о, сь). Дети шепчут на ушко логопеду слово – лось.
Слайд№14
Слайд№15
Рассматриваем иллюстрацию, проговариваем загадку, отмечаем ключевые признаки.
Слайд№16
Работа дублируется.
Слайд №17
Слайд №18
Слайд№19
Выслушать, как дети понимают пословицу. Подвести к пониманию важности с кем общаешься, кто твой друг? Задание: найти в пословице слово для нашей схемы. Дети называют слово соль. Вы дети, молодцы, были активны, грамотно отвечали.
5. Физминутка.
Развернули стульчики, поставили перед собой, сели верхом. У наездника осанка необычайно красивая. На спинку стула надели ленточку (это вожжи для управления лошадкой). Приотпустили (объяснить смысловое значение слова) вожжи, лошадка побежала (пружиним на ножках и медленно цокаем язычком). Лошадка устремляется, мчится (пружиним на ножках активнее и цокаем язычком быстрее). Лошадка у цели, замедление. Всё вернуть на свои места.
6. Целепологание.
Узнать, какой ещё буквой можно обозначать мягкость согласного на письме.
Логопед – что нужно сделать, чтобы по звуковой схеме прочиталось только слово конь?
Саша – написать под звуковиками буквы.
Логопед – умница, Саша!
Слайд№20
Логопед – а теперь дети, вы добрые волшебники. Возьмите ручку и превратите каждый звук схемы – слова, в букву. Запишите под звуковиком соответствующую букву.
7. Физминутка для глаз.
Широко раскрытые глаза – счет до 5, крепко зажмурить – счёт до 5, смотреть вдаль на картинку. Затем на кончик карандаша в вашей руке – 5-6 раз.
8. Исследовательская работа.
Чтение слова по звуковой схеме и по буквенной форме. Учу читать, как написано у каждого в тетради. Замечаем большую разницу, в звуковой схеме слышим слово – конь, а в записанном слове – кон. Дети, кто чувствует, что здесь есть какая – то проблема.
Денис, прочитай, пожалуйста, звуковую схему слова. Назови последний звук в слове, как он слышится? Молодец! А теперь прочитай буквенную форму слова. Читай внимательно, как написано у тебя в тетради.
Арсений, помоги пожалуйста, вы написали – кон. Как слышится последний звук? Скажите, пожалуйста, мы записали то, что услышали? Конь и кон разные по смыслу, и по написанию слова.
Дети – Слово должно быть одно.
Слайд№21
Логопед – подзывает детей к себе и показывает домик сшитый из меха. Потрогайте “домик” какой он, передайте свои ощущения. Всем нравится домик? Расскажи те, какой домик?
Дети – домик красивый, тёплый, мягкий, волшебный.
Логопед – всё связано с темой занятия. Кто догадался, какая буква может жить в этом домике и как слово кон превратится в слово конь? Пока это секрет, скажи те мне на ушко. Да! Юра, ты догадался. Саша, умница, то же догадалась!
Теперь расскажите всем, дети работают в двух минигруппа у доски. Откройте окно в домике и убедитесь, что здесь живет буква – ь. Затем садятся на свои места. Дописывают мягкий знак в слове – конь.
Слайд№22
Сколько теперь букв в слове конь, а звуков? Как же так, звуков меньше, а букв больше, почему? Да, молодцы, буква – ь, не имеет звука? А, может, это возможно? Попытайтесь.
Слайд №23
9. Массаж для пальцев рук с помощью ребристого карандаша.
Написать в воздухе, на ладони друг друга, букву мягкий знак.
Слайд№24 – №29
Выполнение задании “добавь слово”
10. Закрепление.
Слайд №30
“Рассыпанное предложение”. Составить предложение устно, объяснить порядок слов. Назвать слово в котором последний звук слышится мягко. Составить звуковую форму слова и буквенную. Какой буквой обозначили мягкость “дь” на письме? Индивидуальная помощь нужна Денису. Обобщаем: сколько звуков, букв в слове лошадь, чего больше, меньше и почему?
Подведение итогов: Чему научились? Что понравилось? Продолжи предложение: На занятии мы …….. . Я понял, что……. . Я научился….. .
Вывод: мягкость согласных слышим в речи, а на письме нужно сохранять мягкость согласных, чтобы слово не потеряло смысл.
Слайд №31
Напоминаю домашнее задание.