Тема урока "Мягкие согласные"

Разделы: Логопедия


Цель занятия: научить сохранению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.

Задачи:

  • Сформировать навык соотнесения мягкого согласного звука с написанием соответствующей буквы с буквой – ь, в конце слова;
  • Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез слов. внимание, память, мышление;
  • Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям (твёрдым и мягким согласным), любовь к родному языку, чуткость к окружающей природе, взаимоотношения сотрудничества.

Элементы педагогических технологий:

– Гуманно-личностного подхода;

– Здоровье-сберегающего подхода;

– Творческой деятельности;

– Объяснительно-иллюстративного обучения;

– Педагогического сотрудничества;

– Пальчиковой гимнастики;

– Сказкотерапии.

Методы работы: Словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский, частично-поисковый.

План занятия

1. Организационный момент.

Игра с мячом. Бросаем друг другу добрые, приветливые слова

2. Активизация фонематического восприятия.

Игра “Внимательные ушки”. Услышите мягкий согласный в слоге, покажите правую ладонь горочкой, на твёрдый согласный прямая ладонь (соотносим с действием языка). – омо, ань, аму, ыпь, улу, аль, опа, омь….. .

3. Связь с предыдущим занятием: “Чему научились? Что знаем, умеем?”.

Дети – Умеем слышать и различать твёрдые и мягкие согласные, составлять схемы, сохранять мягкость согласных на письме буквой – и.

Слайд№3

Предлагается игра: “Исключи лишний слог” – мол, мал, мил, мул; ток, тик, так, тук. Дети объясняют свои варианты.

Логопед – молодцы! Вы были успешны в этой игре, особенно Юра и Денис, мы рады за вас ребята.

А, чему сегодня на занятии будем учиться, вы мне скоро скажите сами. Договорились? Кто раньше других догадается, не выкрикивайте, а поднимите руку и шёпотом скажите мне на ушко.

4. Переход к основной части занятия.

Слайд№ 4

Логопед – наша сказка необычная, логопедическая. Давайте посмотрим, кто в теремочке живет?

Логопед – Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Кто же в теремочке живет?

Слайд№5

А вот и гномик, он нам поможет узнать. Читаю письмо гномика: “В теремке конь, ему хочется выбежать на волю, но для этого нужно составить схему этого слова, и открыть замок. Многие пытались, но никому не удалось пока освободить его”. Дети, сможете выполнить эти условия? Тогда продолжаем логопедическую игру.

Слайд№ 6

Кто готов быть первым звуковиком? Денис. Хорошо, выбирай звуковик и стучись в теремок.

Денис – терем-теремок, кто в тереме живет?

Терем – конь.

Слайд№7

Денис – В слове конь первый звук – к – согл., тверд., глух., парн., пусти в теремок.

Терем – заходи!

Слайд№8

Саша (выбрала звуковик и стучится) – терем-теремок, кто в тереме живет?

Денис – в слове конь первый звук – к – согл., тверд., глух., парн., А ты кто?

Саша – второй в слове конь звук – о – глас., удар., пусти в теремок.

Денис – заходи.

Слайд№9

Миша – (выбрал звуковик и стучится) – терем-теремок, кто в тереме живет?

Денис – в слове конь первый звук – к – согл., тверд., глух., парн., пусти в теремок.

Саша – второй в слове конь звук – о – глас., ударн..

Хором, а ты, кто?

Миша – третий в слове конь звук – нь – согл., мягк., звон., непарн., пусти те в теремок.

Хором – Заходи.

Все звуковики слова конь в теремке собрались?

Дети – да!

Слайд№10

Арсений, прочитай пожалуйста, звуковую форму слова, составленную ребятами. Молодец!

Садимся все на свои места. Начертите звуковую схему слова конь у себя в тетради. Проговаривая звуки, зарисовывайте звуковики и закрашивайте правильным цветом. Помните, конь пока в тереме, ждёт освобождения. Замечательно, первое условие выполнено. Какое второе условие? Молодцы, помните. Подходим все к теремку.

Массаж запястья и кисти рук. “Замок”

Сомкнули пальцы обеих ладоней в замок, выполняем круговые движения, пытаемся растянуть, разъединить, но замок не раскрывается. Остановили движение (можно ещё раз повторить), сосредоточили взгляд на замке, глубоко вдохнули и медленно выдохнули на “замок”, пальцы расцепились, замок открылся.

Вы, выполнили оба условия, а вот и освобождённый конь.

Слайд№11

Посмотрите на иллюстрацию, тихо, спокойно, почувствуйте настроение. Кто? или что? сразу привлекли ваше внимание?

Дети – лошадка, конь, конь бежит.

Логопед – а, как он бежит?

Дети – быстро, легко.

Слайд№12

Логопед – да, замечательно. А ещё можно сказать, мчится, стремительно бежит, согласны? Как вы поняли смысл слова – стремительно? По смыслу связано со словами стремиться, стремление, устремлён (усиленное движение энергии, покажите рукой).

Дети – конь стремится, быстро мчится.

Логопед – как красиво и точно сказали Юра и Саша! Как вы думаете, куда он стремится, быстро мчится?

Дети – он бежит домой, куда – то далеко, он захотел побегать.

Логопед – Миша, Денис и Юра тонко заметили, куда устремлен конь. Мне то– же хочется сказать, как чувствую я: он стремительно, свободно мчится к своей мечте. Очень попрошу вас подумать, какая может быть у него мечта? А на следующем занятии сказать свое мнение и конечно защитить его.

Ещё раз читаем схему слова конь. Подбор других слов к схеме. Детям дается это с трудом. Предлагаю помощь.

Слайд№13.

Дети затрудняются отгадать загадку. Предлагаю упражнение “звуковая чашечка” собрать слово из звуков (л, о, сь). Дети шепчут на ушко логопеду слово – лось.

Слайд№14

Слайд№15

Рассматриваем иллюстрацию, проговариваем загадку, отмечаем ключевые признаки.

Слайд№16

Работа дублируется.

Слайд №17

Слайд №18

Слайд№19

Выслушать, как дети понимают пословицу. Подвести к пониманию важности с кем общаешься, кто твой друг? Задание: найти в пословице слово для нашей схемы. Дети называют слово соль. Вы дети, молодцы, были активны, грамотно отвечали.

5. Физминутка.

Развернули стульчики, поставили перед собой, сели верхом. У наездника осанка необычайно красивая. На спинку стула надели ленточку (это вожжи для управления лошадкой). Приотпустили (объяснить смысловое значение слова) вожжи, лошадка побежала (пружиним на ножках и медленно цокаем язычком). Лошадка устремляется, мчится (пружиним на ножках активнее и цокаем язычком быстрее). Лошадка у цели, замедление. Всё вернуть на свои места.

6. Целепологание.

Узнать, какой ещё буквой можно обозначать мягкость согласного на письме.

Логопед – что нужно сделать, чтобы по звуковой схеме прочиталось только слово конь?

Саша – написать под звуковиками буквы.

Логопед – умница, Саша!

Слайд№20

Логопед – а теперь дети, вы добрые волшебники. Возьмите ручку и превратите каждый звук схемы – слова, в букву. Запишите под звуковиком соответствующую букву.

7. Физминутка для глаз.

Широко раскрытые глаза – счет до 5, крепко зажмурить – счёт до 5, смотреть вдаль на картинку. Затем на кончик карандаша в вашей руке – 5-6 раз.

8. Исследовательская работа.

Чтение слова по звуковой схеме и по буквенной форме. Учу читать, как написано у каждого в тетради. Замечаем большую разницу, в звуковой схеме слышим слово – конь, а в записанном слове – кон. Дети, кто чувствует, что здесь есть какая – то проблема.

Денис, прочитай, пожалуйста, звуковую схему слова. Назови последний звук в слове, как он слышится? Молодец! А теперь прочитай буквенную форму слова. Читай внимательно, как написано у тебя в тетради.

Арсений, помоги пожалуйста, вы написали – кон. Как слышится последний звук? Скажите, пожалуйста, мы записали то, что услышали? Конь и кон разные по смыслу, и по написанию слова.

Дети – Слово должно быть одно.

Слайд№21

Логопед – подзывает детей к себе и показывает домик сшитый из меха. Потрогайте “домик” какой он, передайте свои ощущения. Всем нравится домик? Расскажи те, какой домик?

Дети – домик красивый, тёплый, мягкий, волшебный.

Логопед – всё связано с темой занятия. Кто догадался, какая буква может жить в этом домике и как слово кон превратится в слово конь? Пока это секрет, скажи те мне на ушко. Да! Юра, ты догадался. Саша, умница, то же догадалась!

Теперь расскажите всем, дети работают в двух минигруппа у доски. Откройте окно в домике и убедитесь, что здесь живет буква – ь. Затем садятся на свои места. Дописывают мягкий знак в слове – конь.

Слайд№22

Сколько теперь букв в слове конь, а звуков? Как же так, звуков меньше, а букв больше, почему? Да, молодцы, буква – ь, не имеет звука? А, может, это возможно? Попытайтесь.

Слайд №23

9. Массаж для пальцев рук с помощью ребристого карандаша.

Написать в воздухе, на ладони друг друга, букву мягкий знак.

Слайд№24 – №29

Выполнение задании “добавь слово”

10. Закрепление.

Слайд №30

“Рассыпанное предложение”. Составить предложение устно, объяснить порядок слов. Назвать слово в котором последний звук слышится мягко. Составить звуковую форму слова и буквенную. Какой буквой обозначили мягкость “дь” на письме? Индивидуальная помощь нужна Денису. Обобщаем: сколько звуков, букв в слове лошадь, чего больше, меньше и почему?

Подведение итогов: Чему научились? Что понравилось? Продолжи предложение: На занятии мы …….. . Я понял, что……. . Я научился….. .

Вывод: мягкость согласных слышим в речи, а на письме нужно сохранять мягкость согласных, чтобы слово не потеряло смысл.

Слайд №31

Напоминаю домашнее задание.

11. Оценка логопедом каждого учащегося.

Презентация