Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;

– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;

– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи - очень сложное дело.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет мы используем в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Использовать приёмы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом.

Например: Даётся слово - “девочка”, его символическое обозначение:

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка”:

Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.

Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец

И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:

домик — ), волк — , медведь — .

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):

  • подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
  • обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
  • подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
  • выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия детям следует помогать вопросами: “А что ты знаешь об этом?” или “Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?” В занятия включаются различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т.д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги “Учимся по сказке” Т.В. Большевой) и схемы-модели (из книги “Веселые встречи” Л.Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т.В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л.Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л.Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумывается последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил

  • Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.
  • В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.
  • Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.
  • После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.
  • Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов

  • Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
  • Расширить круг знаний об окружающем мире.
  • Активизировать словарный запас.
  • Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Литература

  1. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2003.
  2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.
  3. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: “Просвещение”, 1985.
  4. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // “Дошкольная педагогика”. — 2006 (июль—август).
  5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // “Воспитание и обучение”. — 2004 — №6.
  6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  7. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
  8. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // “Дошкольное воспитание, — 1990— №10.