Актуальность представленного материала находится в поле той общественной значимости, которую приобрела в последние десятилетия проблема ранней помощи детям с особыми потребностями. Не вызывает сомнения тот факт, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных нарушений и скорригировать уже имеющиеся трудности. Своевременно оказанная помощь позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, а в дальнейшем, и степени интеграции в общество.
В настоящее время наиболее распространенными среди детей раннего возраста являются речевые нарушения [2]. В этой связи возрастает потребность в поиске новых средств коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.
Одним из традиционных для логопедической практики средств являются рифмовки. Они представляют собой специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы и служащие определенной дидактической цели. Традиционно рифмовки используют на этапе автоматизации/дифференциации поставленных звуков и для проведения динамических пауз на занятиях [1] . Однако это далеко не все возможности рифмовок.
Материал, вызывающий трудности при усвоении лексико-грамматического строя речи, может быть трансформирован в авторские короткие стихи и предложен детям. Такие рифмовки мы называем грамматическими [3, 4]. Простой текст рифмовки рассчитан на то, что ребенок сможет его произносить как вместе с взрослым, так и самостоятельно. Грамматические рифмовки имеют четкую ритмическую структуру и произносятся с обязательным протягиванием гласных звуков в словах. Это способствует развитию не только чувства ритма и речевого дыхания, но и развитию речеслухового внимания, памяти и формированию воздушной струи.
Ритм рифмовки акцентирует морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребенка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с коррекционной задачей, в сочетании с активизацией различных анализаторов способствует формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в короткий срок.
Включение рифмовок в контекст работы по формированию лексико-грамматических средств языка обеспечивает не только решение коррекционно-развивающих задач, но и способствует созданию благоприятных условий для установления эмоционального контакта ребенка и взрослого, что, безусловно, необходимо и актуально на всех этапах коррекционно-развивающей работы. Содержание стихотворного материала оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние малыша: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, способствует снятию эмоционального напряжения, содействует возрастанию общей и речевой активности.
Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Сюжет рифмовки приглашает ребенка к игре и помогает взрослому организовать пространство, в котором малыш приобретает ценнейший для его дальнейшей жизни игровой опыт, учится понимать себя и других, осваивает школу человеческих взаимоотношений.
Этапы работы над рифмовками, помогающими развитию детской лексики и формированию грамматически правильной речи:
- Первичное восприятие текста рифмовки.
- Восприятие рифмовки в сочетании с демонстрацией наглядного материала (предметные картинки, игрушки и т.д.).
- Совместное с взрослым воспроизведение рифмовки в игровой ситуации.
- Самостоятельное (совместное с взрослым) воспроизведение рифмовки.
Перечисленные этапы работы, обеспечивающие многократное восприятие на слух рифмовки, могут быть реализованы как на одном, так и на серии занятий в зависимости от их целей и задач, интересов и потенциальных возможностей детей.
Для работы с детьми раннего возраста мы предлагаем использовать две-четыре предметные картинки. Левая половина каждой раскрашивается цветом, который отрабатывается на текущем занятии. Правую половину картинки ребенок раскрашивает на одном из этапов работы над рифмовкой.
Приведем примерный конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста
Тема: "Утка в гости к нам пришла"
Цель. Активизировать высказывания; формировать навык согласования имени прилагательного с именем существительным женского рода единственного числа в именительном падеже; закреплять правильное употребление местоимения моя в активной речи и названия цвета (желтый); воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материал. Фланелеграф, картинки для демонстрации, четыре предметные картинки (для каждого ребенка), наполовину закрашенные желтым цветом, цветные мелки, резиновая игрушка "утка".
Содержание
1. "Встречаем гостя"
Логопед. Ой, смотрите, кто это? Утка! Ай! Где утка?! Спряталась утка! (Прячет игрушку за ширму.) Позовем утку вот так: у-у-ут-ка! Нет, утка не слышит! Тогда позовем все вместе: у-у-ут-ка! (Появляется утка.) Кто это?
Дети. Утка.
Логопед. Какая утка по цвету?
Дети. Желтая.
Логопед. Утка желтая, как солнышко.
2. "Слушаем песенку"
Логопед обращает внимание на то, что утка пришла в гости с "волшебным мешочком". В нем лежат ее любимые картинки, о которых малышам расскажут стихи ("песенка").
Звучит рифмовка [4]. Логопед достает из "волшебного мешочка" соответствующие тексту картинки и предлагает детям по очереди выставлять их на фланелеграф: желтая утка, желтая дудка, желтая репка, желтая кепка.
3. "Найди картинку"
Логопед произносит словосочетание, протягивая гласные звуки. Затем предлагает ребенку показать соответствующую картинку на фланелеграфе. Ребенок должен найти картинку и взять ее.
Логопед. Слушаем внимательно: о какой картинке "песенка" "Жел-та-я ут-ка"? Петя, пожалуйста, покажи, где эта картинка. Молодец! А теперь возьми картинку и сядь на стульчик. Слушаем "песенку" дальше: "Жел-та-я дуд-ка". Даша, где желтая дудка? Найди, пожалуйста, картинку.
4. "У кого что?"
Логопед задает вопросы с целью активизировать высказывания по содержанию рифмовки. Дети отвечают.
Логопед. У кого желтая утка?
Дети. У Пети.
Логопед. Петя, кто у тебя? Скажи "жел-та-я утка!". (Ответ.) У кого желтая репка? И т.д.
5. "Поможем уточке"
Совместное воспроизведение рифмовки и раскрашивание картинок.
Логопед. Посмотрите, пока уточка к вам в гости плыла, и картинки промокли, и краски стерлись. Поможем уточке раскрасить ее любимые картинки! Петя, посмотри на уточку. Что не раскрашено на картинке? Правильно, голова, клюв, крыло. (Логопед проговаривает ответ вместе с ребенком.) Какой по цвету мелок нам нужен? Да, желтый.
6. Динамическая пауза "Волшебная поляна"
Логопед благодарит малышей за помощь уточке, обращает их внимание на то, как она теперь улыбается; предлагает совместно с уточкой погулять по "волшебной полянке" (на коврике или низком столике зеленого цвета). Раскладываются картинки. Дети образуют круг. Гуляя по "волшебной поляне" (водят хоровод вокруг уточки и картинок), слушают рифмовку, повторяют слова и выполняют задание логопеда: "Покажи, где дудка? Дай мне, пожалуйста, дудку! Покажи, где утка? Дай мне, пожалуйста, утку!".
7. "Подарки для утки"
Логопед показывает малышам картинку и просит ответить на вопрос по образцу (образец зависит от уровня речевого развития детей).
Логопед. Чья эта желтая утка? Кто раскрашивал эту картинку? Петя, это твоя утка?
Ребенок. Моя. Моя утка. Моя желтая утка.
Логопед предлагает детям подарить картинки утке. Малыши дарят утке картинки, повторяя за логопедом (вместе с ним): "На, утка, дудку".
8. Итог занятия
Утка благодарит малышей. Дети прощаются с ней: "У-у-ут-ка пока!".
Работа с грамматическими рифмовками может быть включена в практику помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями не только логопедами, но и другими специалистами (психологами, педагогами дополнительного образования, дефектологами, музыкальными руководителями). Безусловно, грамматические рифмовки заинтересуют и вдумчивых родителей.
Литература.
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры: Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. М.: Гном-пресс, 1999.
- Архипова Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное поосбие для студентов пед.вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Тихонова Е.С. Значение рифмовок для формирования лексико-грамматической системы языка // Дошкольное воспитание. - 2011. - №9.
- Тихонова Е.С., Селиванова М.Ю. Музыкально-логопедические рифмовки как средство формирования лексико-грамматического строя речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - №1.