Образовательные задачи:
- Обобщить и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, их частях, назначении, местах их произрастания.
- Активизировать и актуализировать словарь по теме “Грибы”.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения.
- Учить петь плавно и связно фразы на одном дыхании.
- Учить сочетать пение с движениями в хороводе.
Коррекционные задачи:
- Обогащать номинативный словарь новыми словами.
- Развивать общую и мелкую моторику детей.
- Развивать мимическую мускулатуру, артикуляционный праксис (под музыку).
- Развивать связную речь.
- Автоматизировать мягкие и твердые согласные с помощью музыкального сопровождения.
- Работать над удлиненным речевым выдохом.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение, пантомимическую и речевую выразительность.
Воспитательные задачи: Воспитывать взаимопонимание, активность, инициативность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Натуральные грибы, набор картинок по теме, дидактический материал по теме “Съедобные” и “Ядовитые” грибы, шапочки-грибочки для детей, схемы “Как правильно собирать грибы” и “Кому нужны грибы?”, магнитофон, 4 разноцветных квадрата, мольберт, ширма, шерстяные нитки, сладкие грибки для угощения.
Предварительная работа.
- Рассматривание натуральных грибов, картинок по теме.
- Беседа о характерных признаках грибов.
- Разучивание хоровода “Грибочки”, песни И.Пономаревой “Грибничок”, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, артикуляционной гимнастики.
- Слушание музыки: М.Красив “Падают листья”, В. Благ “Танец”, П.Чайковский “Жаворонок”, В.Агафонников “Сани с колокольчиками”.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, в центре зала стоит гриб (приглашает учитель-логопед).
Организационный момент.
Учитель-логопед.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами пойдем на прогулку в осенний лес
– Что это? (гриб). Давайте скажем на выдохе:
– Ах, какой гриб!
– Ах, какой душистый гриб!
– Ах, какой душистый, белый гриб!
– Ах, какой душистый, белый, съедобный гриб!
– Молодцы! Вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на занятии? (О
грибах.)
– Правильно. Давайте, ребята, наденем шапочки и превратимся в грибочки.
Музыкальный руководитель играет на пианино хоровод “Грибочки”. Дети и учитель-логопед танцуют и поют (“роли” распределены заранее на предыдущих занятиях) [№ 1, с.25].
1. Славно осенью в лесу, падают листочки.
На полянке у реки собрались грибочки. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)2. Мухомор хоть и сердит, и суровый очень
Танцевать он к нам спешит в золотую осень. (Выходит мухомор и топает ногой, дети топают тоже.)3. Вот выходит боровик в шапочке нарядной,
Хоть плясать он не привык и лентяй изрядный. (Выходит “боровик” и вместе с детьми делает “пружинку”.)4. Прибежали из-за пня рыжие лисички.
Поплясать и им пора кружатся сестрички. (Выбегают и кружатся “лисички”, дети тоже кружатся.)5. Под березкой вырос гриб, дождиком умылся.
И на праздник он лесной в ботиках явился. (Выходит подберезовик и вместе с детьми выставляет ногу на пятку, по очереди.)6. Замелькал среди травы красненький картузик.
Подосиновик-малыш пляшет карапузик. (Выходит ребенок и вместе с детьми “топотушки”)7. Вот в лесу идет грибник миновал осинку. (Дети приседают и прячут лицо за ладошки.)
Ну, кого же он настиг (появляется воспитатель-грибник, одетый в плащ и резиновые сапоги, в руке – корзина с грибами),
кто попал в корзинку? (Дети разбегаются, а грибник ловит.)
Воспитатель-грибник.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь на ковер. Вот корзиночка стоит, очень странная на вид,
Догадайся поскорей, что в корзиночке моей? (Грибы.).
– Посмотрите, правильно. А как вы догадались, что это грибы? (Ножка,
шляпка, грибница.)
– А ну-ка отгадайте, какие грибы я набрал? (Воспитатель загадывает
загадки и отгаданные картинки размещает на ширме с одной стороны):
1. Под осинкой, у тропинки, кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка
Шляпка есть, нет головы?
(Подосиновик) – показ картинки.
– Правильно. Почему это подосиновик? Как вы догадались? (Растет под осиной.)
2. Из-под елок, на пригорок вышел мальчик ростом с пальчик,
Он на тучки поглядел сразу шапочку надел
Новенькую ладную цветом шоколадную.
Какой это гриб? (Белый гриб) – показ.
– Как вы догадались? (Растет под елками, шляпка коричневого цвета.)
3. Серые шапки, рябенькие ножки под березою растут,
Как их зовут?
(Подберезовики) – показ.
– Как вы догадались? (Шляпка серого цвета, растут под березою.)
4. После дождика подружки поселились на опушке
Шляпки разноцветные, самые приметные.
Что это за подружки?
(Сыроежки) – показ.
– Объясните, почему это сыроежки? (Растут на опушках, кучками, шляпки разного цвета.)
5. Наши шляпки, как колечки
Как колечки, волн на речке
Сыроежек мы подружки, а зовут нас грибы…..(волнушки) – показ
– Как вы догадались? (Объяснения детей.)
6. Под опавшие листочки дружно спрятались грибочки
Очень хитрые сестрички эти желтые……(лисички) – показ
– Как вы догадались? (Объяснения детей.)
– А сейчас я буду просто показывать картинки, а вы называйте грибы и объясняйте,
как вы догадались? (Масленок, груздь, шампиньон.)
– Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали. Назовите одним словом, что это за
грибы? (Съедобные.)
Грибник кашляет…..
Учитель-логопед (выходит)
– Что с тобой случилось, грибник? Надо твоему голосу помочь. Поможем, ребята? (Да.) Вставайте.
Вокальные упражнения для развития голоса [№ 3, с.1] проводит музыкальный руководитель. Упражнения исполняется ровным звуком на слоги, начинающиеся с согласных – м, л, н.
МУ-МА-МИ
ЛЮ-ЛА-ЛИ
НУ-НА-НИ
(Пропевание на эти слоги помогает устранять гнусавость голоса и способствует его звонкости.)
Артикуляционная гимнастика с музыкой “ Улыбка”.
[№ 2, с.8] (проводит учитель-логопед).
1–4 такты – “Улыбка” – растянуть губы в улыбке, слегка обнажая зубы.
Вернуть губы в исходное положение.
5–8 такты – “Заборчик” – улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.
9–12 такты – “Трубочка” – вытянуть губы вперед трубочкой.
12–16 такты – “Лопаточка” – улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу.
Припев:
17–21такты – “Накажем непослушный язычок” – широкий и спокойный язык пошлепать губами 5-6 раз (па).
21–14 такты – “Лопаточка”.
28–32 такты – “Иголочка” – рот широко открыт, показать узенький язычок.
32–36 такты – “Накажем непослушный язычок”
– Ну, грибник, помогли мы тебе – появился у тебя голос, размялся твой язычок? (Да.)
Грибник.
– Посмотрите, ребята, ко мне в корзину попали и другие грибы, если их не найти, может случиться беда. Отгадайте, что это за грибы?
Загадки.
1. Хоть наряден он на вид и красив, но ядовит
Словно красный светофор, в красной шляпе….(мухомор) – показ картинки.
– Как вы догадались? (Ответы детей.)
2.Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это на полянке ядовитые ……(поганки) – показ.
– Как вы догадались? (Ответы детей.)
Показ картинок несъедобных грибов (ложный опенок, свинушка, пантерный мухомор) – все картинки прикрепляются ко второй половине ширмы.
– Какие это грибы? (Несъедобные, ядовитые.)
– Молодцы! Мы хорошо потрудились, правильно собрали грибы и теперь в моей
корзине лежат только съедобные грибы.
– А теперь давайте внимательно посмотрим на гриб. Вы мне сказали, что у гриба
есть ножка и шляпка, а что мы видим снизу шляпки? (Пластинки, дырочки,
трубочки.)
– Верно, в пластинках, трубочках созревают очень маленькие, невидимые глазом
споры – семена.
– Ходили в лес за грибами с родителями или с бабушками, дедушками? (Да.)
– А, вы, знаете, как правильно собирать грибы? (Срезать ножом, не рвать
руками, не брать ядовитые, класть аккуратно в корзину.)
– Сейчас проверим (на мольберт выставляется схематичный рисунок “Как правильно
собирать грибы” – см. Приложение 2). Проверяем,
ребята, все вы правильно назвали?
– Скажите, а кому нужны грибы? (Грибы едят лоси, белки, птицы, ежи, слизни,
улитки, лягушки, человек.) Проверим (схема “Кому нужны грибы?” – см.
Приложение 1).
– А человек как использует грибы? (Варит суп, жарит, сушит, консервирует.)
– Молодцы все знаете.
Учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем.
– В какое время года собирают грибы? (Осенью.)
Звучит песня (муз. руководитель играет на пианино) – М.Красева “Падают листья” [4; 28]
– Ребята, какое время года вы можете себе представить, когда звучит эта
музыка? (Осень.)
– Что осенью происходит? (Опадают листья, птицы улетают на юг, дождик
моросит, ….)
– Какая музыка по характеру? (Грустная, печальная,..)
– Каким цветом мы можем обозначить осень? (Желтым.) Почему? (Листья
желтые, трава желтеет, в народе говорят – “золотая осень”.)
Учитель-логопед показывает желтый квадрат – осень.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Жаворонок” (Грамзапись).
– Какое время года вы сейчас представляете? (Весну.)
– Какая музыка по характеру? (Ответы детей.)
– Как вы догадались? (Ручейки бегут, журчат, птицы прилетают и поют,…)
– Каким цветом обозначим весну? (Зеленым.) Почему? (Весной все
зеленеет.)
Учитель-логопед показывает зеленый квадрат.
Звучит музыка В.Агафонникова “Сани с колокольчиками” [5; 33]
– Скажите, ребята, какое время года вы себе можете представить, слушая эту
музыку? (Зиму.) Почему? (Метель метет, снег падает, дети с горки
катаются,…)
– Каким цветом можно обозначить зиму? (Белым.) Почему? (Ответы детей.)
Учитель-логопед показывает белый квадрат.
Звучит песня В.Блага “Танец” [4; 108]
– Ребята, какое это время года? (Лето.) Как вы догадались?
(Насекомые “танцуют, веселятся”, а такое бывает только летом.) Какая музыка
по характеру? (Ответы детей.)
– Каким цветом мы обозначим лето? (Красным.) Почему? (В народе лето
называют “лето красное”.)
Учитель-логопед показывает красный квадрат.
– Мы поиграем в игру “Времена года”.
Учитель-логопед раскладывает 4 квадрата по углам ковра, а в центре разбросаны сюжетные картинки по теме “Времена года”.
– Слушайте задание (4-х ступенчатая инструкция): пока играет музыка, вы бегаете вокруг ковра, закончилась музыка, вы берете любую картинку, смотрите, к какому времени года она относится, кладете на соответствующий квадрат, встаете около этого квадрата.
Учитель-логопед и воспитатель проверяют правильность выполнения задания.
– Молодцы!
Грибник.
– Мне так понравились ваша игра. Я тоже люблю быть с народом, играть в
народные игры. А еще я знаю народные названия грибов и сейчас об этом расскажу
(дети встают возле мольберта).
– Этот гриб называется…подосиновик. У него есть и другие названия – “челдыш”, “красноголовик”,
“абабок”, “казарушка”.
– Этот гриб…подберезовик – “бабка”, “серый гриб”, “черныш”. Как вы думаете,
почему его так именно называли? (За темную шляпку.)
Белый гриб – “беловик”, “глухарь”, “коровка”, “пичура”.
Волнушка – “волжанка”, “волнянка”.
Масленок – “маслуха”, “маслюк”, “чалыш”.
– Смешные названия правда, ребята.
Музыкальный руководитель.
– Уважаемый грибник, я думаю, что ребятам было очень интересно с вами играть и заниматься. И специально для вас мы выучили песню, которая так и называется – “Грибничок”. (Дети исполняют песню И.Пономаревой “Грибничок”.)
Учитель-логопед.
– Что мы сегодня повторили на занятии? (Ответы детей.)
– Что нового узнали? (Ответы детей.)
– Давайте грибничку сделаем сюрприз, выложим из цветных шерстяных ниток грибную
полянку (дети выкладывают на ковре).
Грибник отгадывает, какие грибы дети выложили.
– Приходи к нам, Грибничок, у тебя всегда будет полная корзина грибов.
Грибник угощает детей сладкими “грибками”.
Использованная литература:
- Смирнова. И. Г. Учебно-методический и литературно-музыкальный журнал “Колокольчик” № 34 – 2005 г. Санкт-Петербург, ЗАО Репрография, 2005 г.
- Овчинникова.Т.Н. Рабочая тетрадь № 1 к учебно-методическому пособию “Пение и логопедия”. С-Петербург, “Союз художников”, 2005 г.
- Анисимова Г.И. Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. Санкт-Петербург, “КАРО”, 2008 г.
- О.П.Радынова “Слушаем музыку”; Москва, “Просвещение”, 1990 год.
- Н.Ветлугина, сборник “Музыка в детском саду” (3 выпуск); Москва, издательство “Музыка”, 1981 год.