Интегрированное занятие по теме "Грибы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Образовательные задачи:

  1. Обобщить и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, их частях, назначении, местах их произрастания.
  2. Активизировать и актуализировать словарь по теме “Грибы”.
  3. Развивать умение отгадывать загадки.
  4. Активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения.
  5. Учить петь плавно и связно фразы на одном дыхании.
  6. Учить сочетать пение с движениями в хороводе.

Коррекционные задачи:

  1. Обогащать номинативный словарь новыми словами.
  2. Развивать общую и мелкую моторику детей.
  3. Развивать мимическую мускулатуру, артикуляционный праксис (под музыку).
  4. Развивать связную речь.
  5. Автоматизировать мягкие и твердые согласные с помощью музыкального сопровождения.
  6. Работать над удлиненным речевым выдохом.
  7. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение, пантомимическую и речевую выразительность.

Воспитательные задачи: Воспитывать взаимопонимание, активность, инициативность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: Натуральные грибы, набор картинок по теме, дидактический материал по теме “Съедобные” и “Ядовитые” грибы, шапочки-грибочки для детей, схемы “Как правильно собирать грибы” и “Кому нужны грибы?”, магнитофон, 4 разноцветных квадрата, мольберт, ширма, шерстяные нитки, сладкие грибки для угощения.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание натуральных грибов, картинок по теме.
  2. Беседа о характерных признаках грибов.
  3. Разучивание хоровода “Грибочки”, песни И.Пономаревой “Грибничок”, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, артикуляционной гимнастики.
  4. Слушание музыки: М.Красив “Падают листья”, В. Благ “Танец”, П.Чайковский “Жаворонок”, В.Агафонников “Сани с колокольчиками”.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, в центре зала стоит гриб (приглашает учитель-логопед).

Организационный момент.

Учитель-логопед.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами пойдем на прогулку в осенний лес
– Что это? (гриб). Давайте скажем на выдохе:
– Ах, какой гриб!
– Ах, какой душистый гриб!
– Ах, какой душистый, белый гриб!
– Ах, какой душистый, белый, съедобный гриб!
– Молодцы! Вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на занятии? (О грибах.)
– Правильно. Давайте, ребята, наденем шапочки и превратимся в грибочки.

Музыкальный руководитель играет на пианино хоровод “Грибочки”. Дети и учитель-логопед танцуют и поют (“роли” распределены заранее на предыдущих занятиях) [№ 1, с.25].

1. Славно осенью в лесу, падают листочки.
На полянке у реки собрались грибочки. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

2. Мухомор хоть и сердит, и суровый очень
Танцевать он к нам спешит в золотую осень. (Выходит мухомор и топает ногой, дети топают тоже.)

3. Вот выходит боровик в шапочке нарядной,
Хоть плясать он не привык и лентяй изрядный. (Выходит “боровик” и вместе с детьми делает “пружинку”.)

4. Прибежали из-за пня рыжие лисички.
Поплясать и им пора кружатся сестрички. (Выбегают и кружатся “лисички”, дети тоже кружатся.)

5. Под березкой вырос гриб, дождиком умылся.
И на праздник он лесной в ботиках явился. (Выходит подберезовик и вместе с детьми выставляет ногу на пятку, по очереди.)

6. Замелькал среди травы красненький картузик.
Подосиновик-малыш пляшет карапузик. (Выходит ребенок и вместе с детьми “топотушки”)

7. Вот в лесу идет грибник миновал осинку. (Дети приседают и прячут лицо за ладошки.)
Ну, кого же он настиг (появляется воспитатель-грибник, одетый в плащ и резиновые сапоги, в руке – корзина с грибами),
кто попал в корзинку? (Дети разбегаются, а грибник ловит.)

Воспитатель-грибник.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь на ковер. Вот корзиночка стоит, очень странная на вид,

Догадайся поскорей, что в корзиночке моей? (Грибы.).

– Посмотрите, правильно. А как вы догадались, что это грибы? (Ножка, шляпка, грибница.)
– А ну-ка отгадайте, какие грибы я набрал? (Воспитатель загадывает загадки и отгаданные картинки размещает на ширме с одной стороны):

1. Под осинкой, у тропинки, кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка
Шляпка есть, нет головы?

(Подосиновик) – показ картинки.

– Правильно. Почему это подосиновик? Как вы догадались? (Растет под осиной.)

2. Из-под елок, на пригорок вышел мальчик ростом с пальчик,
Он на тучки поглядел сразу шапочку надел
Новенькую ладную цветом шоколадную.

Какой это гриб? (Белый гриб) – показ.

– Как вы догадались? (Растет под елками, шляпка коричневого цвета.)

3. Серые шапки, рябенькие ножки под березою растут,
Как их зовут?

(Подберезовики) – показ.

– Как вы догадались? (Шляпка серого цвета, растут под березою.)

4. После дождика подружки поселились на опушке
Шляпки разноцветные, самые приметные.
Что это за подружки?

(Сыроежки) – показ.

– Объясните, почему это сыроежки? (Растут на опушках, кучками, шляпки разного цвета.)

5. Наши шляпки, как колечки
Как колечки, волн на речке
Сыроежек мы подружки, а зовут нас грибы…..(волнушки) – показ

– Как вы догадались? (Объяснения детей.)

6. Под опавшие листочки дружно спрятались грибочки
Очень хитрые сестрички эти желтые……(лисички) – показ

– Как вы догадались? (Объяснения детей.)
– А сейчас я буду просто показывать картинки, а вы называйте грибы и объясняйте, как вы догадались? (Масленок, груздь, шампиньон.)
– Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали. Назовите одним словом, что это за грибы? (Съедобные.)

Грибник кашляет…..

Учитель-логопед (выходит)

– Что с тобой случилось, грибник? Надо твоему голосу помочь. Поможем, ребята? (Да.) Вставайте.

Вокальные упражнения для развития голоса [№ 3, с.1] проводит музыкальный руководитель. Упражнения исполняется ровным звуком на слоги, начинающиеся с согласных – м, л, н.

МУ-МА-МИ
ЛЮ-ЛА-ЛИ
НУ-НА-НИ

(Пропевание на эти слоги помогает устранять гнусавость голоса и способствует его звонкости.)

Артикуляционная гимнастика с музыкой “ Улыбка”.

[№ 2, с.8] (проводит учитель-логопед).

1–4 такты – “Улыбка” – растянуть губы в улыбке, слегка обнажая зубы.

Вернуть губы в исходное положение.

5–8 такты – “Заборчик” – улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.

9–12 такты – “Трубочка” – вытянуть губы вперед трубочкой.

12–16 такты – “Лопаточка” – улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу.

Припев:

17–21такты – “Накажем непослушный язычок” – широкий и спокойный язык пошлепать губами 5-6 раз (па).

21–14 такты – “Лопаточка”.

28–32 такты – “Иголочка” – рот широко открыт, показать узенький язычок.

32–36 такты – “Накажем непослушный язычок”

– Ну, грибник, помогли мы тебе – появился у тебя голос, размялся твой язычок? (Да.)

Грибник.

– Посмотрите, ребята, ко мне в корзину попали и другие грибы, если их не найти, может случиться беда. Отгадайте, что это за грибы?

Загадки.

1. Хоть наряден он на вид и красив, но ядовит
Словно красный светофор, в красной шляпе….(мухомор) – показ картинки.

– Как вы догадались? (Ответы детей.)

2.Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это на полянке ядовитые ……(поганки) – показ.

– Как вы догадались? (Ответы детей.)

Показ картинок несъедобных грибов (ложный опенок, свинушка, пантерный мухомор) – все картинки прикрепляются ко второй половине ширмы.

– Какие это грибы? (Несъедобные, ядовитые.)
– Молодцы! Мы хорошо потрудились, правильно собрали грибы и теперь в моей корзине лежат только съедобные грибы.
– А теперь давайте внимательно посмотрим на гриб. Вы мне сказали, что у гриба есть ножка и шляпка, а что мы видим снизу шляпки? (Пластинки, дырочки, трубочки.)
– Верно, в пластинках, трубочках созревают очень маленькие, невидимые глазом споры – семена.
– Ходили в лес за грибами с родителями или с бабушками, дедушками? (Да.)
– А, вы, знаете, как правильно собирать грибы? (Срезать ножом, не рвать руками, не брать ядовитые, класть аккуратно в корзину.)
– Сейчас проверим (на мольберт выставляется схематичный рисунок “Как правильно собирать грибы” – см. Приложение 2). Проверяем, ребята, все вы правильно назвали?
– Скажите, а кому нужны грибы? (Грибы едят лоси, белки, птицы, ежи, слизни, улитки, лягушки, человек.) Проверим (схема “Кому нужны грибы?” – см. Приложение 1).
– А человек как использует грибы? (Варит суп, жарит, сушит, консервирует.)
– Молодцы все знаете.

Учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем.

– В какое время года собирают грибы? (Осенью.)

Звучит песня (муз. руководитель играет на пианино) – М.Красева “Падают листья” [4; 28]

– Ребята, какое время года вы можете себе представить, когда звучит эта музыка? (Осень.)
– Что осенью происходит? (Опадают листья, птицы улетают на юг, дождик моросит, ….)
– Какая музыка по характеру? (Грустная, печальная,..)
– Каким цветом мы можем обозначить осень? (Желтым.) Почему? (Листья желтые, трава желтеет, в народе говорят – “золотая осень”.)

Учитель-логопед показывает желтый квадрат – осень.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Жаворонок” (Грамзапись).

– Какое время года вы сейчас представляете? (Весну.)
– Какая музыка по характеру? (Ответы детей.)
– Как вы догадались? (Ручейки бегут, журчат, птицы прилетают и поют,…)
– Каким цветом обозначим весну? (Зеленым.) Почему? (Весной все зеленеет.)

Учитель-логопед показывает зеленый квадрат.

Звучит музыка В.Агафонникова “Сани с колокольчиками” [5; 33]

– Скажите, ребята, какое время года вы себе можете представить, слушая эту музыку? (Зиму.) Почему? (Метель метет, снег падает, дети с горки катаются,…)
– Каким цветом можно обозначить зиму? (Белым.) Почему? (Ответы детей.)

Учитель-логопед показывает белый квадрат.

Звучит песня В.Блага “Танец” [4; 108]

– Ребята, какое это время года? (Лето.) Как вы догадались? (Насекомые “танцуют, веселятся”, а такое бывает только летом.) Какая музыка по характеру? (Ответы детей.)
– Каким цветом мы обозначим лето? (Красным.) Почему? (В народе лето называют “лето красное”.)

Учитель-логопед показывает красный квадрат.

– Мы поиграем в игру “Времена года”.

Учитель-логопед раскладывает 4 квадрата по углам ковра, а в центре разбросаны сюжетные картинки по теме “Времена года”.

– Слушайте задание (4-х ступенчатая инструкция): пока играет музыка, вы бегаете вокруг ковра, закончилась музыка, вы берете любую картинку, смотрите, к какому времени года она относится, кладете на соответствующий квадрат, встаете около этого квадрата.

Учитель-логопед и воспитатель проверяют правильность выполнения задания.

– Молодцы!

Грибник.

– Мне так понравились ваша игра. Я тоже люблю быть с народом, играть в народные игры. А еще я знаю народные названия грибов и сейчас об этом расскажу (дети встают возле мольберта).
– Этот гриб называется…подосиновик. У него есть и другие названия – “челдыш”, “красноголовик”, “абабок”, “казарушка”.
– Этот гриб…подберезовик – “бабка”, “серый гриб”, “черныш”. Как вы думаете, почему его так именно называли? (За темную шляпку.)
Белый гриб – “беловик”, “глухарь”, “коровка”, “пичура”.
Волнушка – “волжанка”, “волнянка”.
Масленок – “маслуха”, “маслюк”, “чалыш”.
– Смешные названия правда, ребята.

Музыкальный руководитель.

– Уважаемый грибник, я думаю, что ребятам было очень интересно с вами играть и заниматься. И специально для вас мы выучили песню, которая так и называется – “Грибничок”. (Дети исполняют песню И.Пономаревой “Грибничок”.)

Учитель-логопед.

– Что мы сегодня повторили на занятии? (Ответы детей.)
– Что нового узнали? (Ответы детей.)
– Давайте грибничку сделаем сюрприз, выложим из цветных шерстяных ниток грибную полянку (дети выкладывают на ковре).

Грибник отгадывает, какие грибы дети выложили.

– Приходи к нам, Грибничок, у тебя всегда будет полная корзина грибов.

Грибник угощает детей сладкими “грибками”.

Использованная литература:

  1. Смирнова. И. Г. Учебно-методический и литературно-музыкальный журнал “Колокольчик” № 34 – 2005 г. Санкт-Петербург, ЗАО Репрография, 2005 г.
  2. Овчинникова.Т.Н. Рабочая тетрадь № 1 к учебно-методическому пособию “Пение и логопедия”. С-Петербург, “Союз художников”, 2005 г.
  3. Анисимова Г.И. Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. Санкт-Петербург, “КАРО”, 2008 г.
  4. О.П.Радынова “Слушаем музыку”; Москва, “Просвещение”, 1990 год.
  5. Н.Ветлугина, сборник “Музыка в детском саду” (3 выпуск); Москва, издательство “Музыка”, 1981 год.