Цели.
- Обучать обозначению мягкости согласных на письме посредством гласной буквы Ю, твердости согласных при помощи гласной буквы У.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Тренировать навык различения твердых и мягких согласных при произношении и на слух.
Задачи:
коррекционно-развивающие
- формировать навыки анализа и синтеза звукового состава слова;
- развивать логическое мышление, слуховое внимание, память;
- развивать мелкую моторику, координацию движений;
образовательные
- формировать умение обозначать на письме твердость и мягкость согласных с помощью гласных первого и второго ряда;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы в соответствие с инструкцией.
Оборудование:
демонстрационный материал:
- картинка (лук, груша, яблоко, лук);
- карточки со словами (ЛУК-ЛЮК);
- наборное полотно со слогами;
- карточки со слогами;
- пластмассовая фигурка лягушки;
раздаточный материал:
- предметные картинки, в названии которых есть звуки У, Ю;
- листы бумаги 4*4 для звуковой мозаики;
- жетоны синего и зеленого цвета;
- карточки с предложением;
- карточки со словами;
- карточки с буквами;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед предлагает сесть тому, кто назовет любой гласный звук.
2. Вводная часть.
Игра “Четвертый лишний”
На доске картинки: апельсин, яблоко, груша, лук.
- Что лишнее?
- Почему?
- Назовите второй звук в этом слове.
- Какой это звук: гласный или согласный?
- Составьте слово “лук” из букв.
- Замените букву У на букву Ю.Прочитайте слово. Что произошло со словом?
- К гласным какого ряда относится У? А буква Ю? Почему она относится к гласным второго ряда?
На доске карточки со словами: лук, люк.
3. Сообщение темы.
На доске карточки со слогами:
му, ну, пу, ру, ку
мю, ню, пю , рю, кю
- Прочитайте слоги первой строчки.
- Прочитайте слоги из второй строчки.
- Что вы заметили? Чем отличаются согласные звуки первой и второй строчки?
- Какой буквой обозначается мягкость согласных?
- Какой буквой обозначается твердость согласных?
- Сегодня на занятии мы будем различать твердые и мягкие согласные ,а помогут нам гласные У и Ю. Запишите число и тему урока.
Игра “Лягушка”
На доске полотно с написанными слогами.
Вызывается ребенок, он берет в руки игрушку, перемещает её (“прыгает”) по таблице и читает слоги с мягкими согласными, потом с твердыми. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает “лягушкой”.
бу | сю | ку | мю |
лу | дю | гу | су |
бю | кю | му | рю |
ду | зю | ру | Лю |
3. Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза.
- Разделить лист тетради на две чисти. Мы будем записывать слоги в два столбика. В первый - слоги с буквой У, а во второй – с буквой Ю.
Логопед диктует слоги: бу, тю, лю, ну ,ту,рю,му, зю. (Можно усложнить задание и попросить вспомнить и записать по памяти слоги в два столбика из наборного полотна).
Дети называют слоги первого и второго столбика.
4. Звуковая мозаика.
Дети кладут на квадрат 4*4 зеленый жетон, если слышат звук Ю, синий жетон, если слышат звук У.
Логопед называет слова: салют, туфли, кукла, трюк, жёлуди, изюм, парус, блюдо, тюль, капуста, верблюд, лужа, труба, тюльпан, глюкоза, парус. (Объяснить значение непонятных слов).
5. Игра “Классификация”.
У детей по 5 предметных картинок: три содержат в названии звук У, а две - звук Ю. (Крючок, парус, кукла, блюдо, капуста)
Дети классифицируют картинки на наборном полотне и составляют со словами-названиями предложения.
6. Физкультминутка.
Дети.
Утром дети в лес пошли
(шагают, высоко поднимая ноги)
И в лесу грибы нашли.
(Размеренно приседают.)
Наклонялись, собирали,
(наклоняются вперёд)
По дороге растеряли.
(Ритмично разводят руки в стороны.)
7. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Игра “Отгадай загадку”
Цветное коромысло,
В небе повисло. (Радуга)
- Есть ли буква У или Ю в отгадке?
- Какую позицию занимает в слове?
Грянул гром,
Веселый гром,
Засверкало всё кругом.
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют -
Это праздничный… (Салют)
Есть ли буква У или Ю в отгадке?
- Какую позицию занимает в слове?
8. Упражнение “Вставь пропущенную букву”.
Работа по карточкам. Детям рассматривают картинки, читают надписи к ним, вставляют пропущенные буквы, подчеркивают мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые - синим.
На карточках: кр.жок, кр.чок, р.кзак, сал.т, бр.сок, т.лень.
9. Упражнения “Кто самый внимательный”.
На партах карточки с предложениями:
Мальчик Илюша и девочка Луша
По саду гуляют и кушают груши.
1) Прочитайте предложения. Найдите слова с гласной У и Ю, возьмите синий и зеленый карандаши и подчеркните согласные, которые стоят перед гласными У и Ю.
2) На доске написаны два предложения:
На грядке рос …(лук).
Смотри, не упади в открытый …(люк).
- Прочитайте предложения, возьмите карточки со словами лук и люк и вставьте подходящие по смыслу слова в данные предложения (к доске вызываются 2 учащихся).
10. Подведение итогов.
- Какие буквы мы учились различать?
- Что обозначает У, если стоит после согласного?
- Что обозначает Ю, если стоит после согласного?
- Давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли?
- Какое задание показалось вам трудным?
Вы все сегодня хорошо занимались, старались. Все молодцы!