Цели:
1. Развитие валентности слов и формирование на этой основе семантического поля слова «хомяк».
2. Развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, развитие общей моторики.
3. Автоматизация звука «Х» в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- закреплять навыки правильного звукопроизношения;
- учить правильному, осознанному чтению;
- развивать навыки согласования и управления слов;
- развивать навыки звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать логическое мышление и память;
- развивать общую моторику;
- воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
- карточка-схема артикуляции звука Х;
- индивидуальные зеркала;
- загадки, стихотворения;
- рабочие тетради, ручки, простые карандаши;
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2. Подведение к теме занятия.
2.1 Образец нормированной речи:
-На улице бывает холодно и у нас мерзнут руки. А как мы можем их погреть? Сделайте руки лодочкой и подышите на них. С вашим выдохом разлетелся по комнате звук «Х».
-Послушайте, как он звучит в моем стихе:
На холме среди лесов есть семейка хомяков.
Младший Хомка был малыш
От земли не отличишь.
Но себя считал лишь он
Настоящим силачом.
Рано выбегал на двор
И на хлебное поле шел.
Шел, шел, шел и в яму бух.
Ух. Захватывает дух!
Испугался Хомка так,
Что не вылезет никак.
Тут на камень он забрался
И снаружи оказался.
Повторное чтение.
Дети поднимают руки, когда слышат слова со звуком «Х».
- Назовите слова со звуком «Х».
2.2. Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).
– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:
Дыхательная гимнастика:
а) вдох через нос, выдох через рот;
б) вдох через рот, выдох через рот- контроль за языком, он лежит у нижних зубов;
2.3 Массаж лица.
Вот он начал отряхаться
И лапкой умываться
Поглаживание от середины лба к вискам;
От бровей к волосяной части головы;
По линии лба через все лицо к шее;
От мочек ушей к крыльям носа;
По верхней губе от углов рта к середине.
2.4 Мимические упражнения:
Вдруг увидел он ежа
Весь в иголках: «Вот беда!»
К удивленью хомячка
Побежал он не туда
Хомка во поле пошел,
Хлебный колосок нашел.
И на радостях с собой
Потащил его домой.
(Показываются карточки с мимикой лица)
2.5. Упражнения для губ и языка:
Съел он вкусный колосок
И решил вздремнуть часок.
(Позевывание)
3. Работа по теме
1.Акустико – артикуляционная характеристика звука «Х» по схеме.
2.Развитие фонематического восприятия:
А Х М Л Х Н Р О Х У Э Х Д Ш Ы Х
(поднять руку на звук «Х»)
3.Найдите звук «Х» в окружающих вас предметах.
4.Связь звука с буквой.
-Сейчас напомним хомяку как пишется буква «Х».
Рядом два столба стояли
Друг на друга вдруг упали.
(дети печатают букву в тетради)
3.Чтение слогов и слов с буквой «Х».
ха ах сох мах
хо ох мох махать
ху ух бах муха
хы ых сух хатка
хэ эх
4.Физкультминутка.
Хомка, Хомка, хомячок-
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает,
Чистит лапки. Воду пьет,
Прибирает хомка хатку
И выходит на зарядку
1,2,3,4,5- хочет Хомка сильным стать.
(Выполняют имитирующие движения).
5.Автоматизация звука «Х» через формирование семантического поля.
-Делает Хомка зарядку, а вокруг него собираются слова- друзья. Давайте назовем эти слова.
а) В центре картинка хомяка, вокруг хомяка круги- пиктограммы.
Берется зеленый круг, обозначающий действия предмета.
- Какой вопрос обозначает эта пиктограмма?
(Что делает?)
-Какие слова встанут в этот круг?
(Слова – названия действий)
- Что хомяк может делать?
(стоять, бегать, рыть, подняться, остановиться, лазать, забираться, оглядеться, прислушиваться, грызть).
Повторение слов- глаголов
б) Берется второй круг- красный.
- Какой вопрос обозначает эта пиктограмма?
(Какой?)
- Какие слова встанут в этот круг?
(Слова- признаки: маленький, серенький, мягкий, быстрый, ловкий, шустрый) Повторение слов-прилагательных.
в) Берется третий круг - синий, и ставятся пиктограммы- названия предметов.
- Какие слова обозначает эта пиктограмма?
(Слова – предметы)
- Давайте назовем эти слова.
- Где живет хомяк? (В норе)
- Чем питается? (Зерном)
- Кого боится? (Лисы)
Вот и собрались слова – друзья вокруг хомяка
г) Игра со словами.
- Теперь хомяк поиграет с этими словами:
- Слово «лезет» подошло к хомяку
- Какое предложение получится? ( Хомяк лезет)
- Как по- другому можно сказать? (Хомяк залез, хомяк вылез)
- Теперь составим предложения, используя предлоги «В» , «ИЗ» и слово –название «нора».
(Хомяк залез в нору. Хомяк вылез из норы)
д) Анализ первого предложения:
- Сколько слов в предложении? (Четыре)
- Назови 1-ое, 2-ое, 3-е, 4-ое слово.
- Нарисуй схему предложения. Прочитай предложение по схеме.
6. Итог занятия.
- Наигрался хомячок, набрался сил и убежал домой.
- Какое задание вам понравилось больше всего?
Все были молодцы.