Задачи учителя-логопеда
- Образовательные:
– активизировать знания детей о зиме и зимних забавах. - Коррекционные:
– развивать речевое дыхание и голос;
– работать над темпоритмическим рисунком речи;
– развивать мимическую мускулатуру.
Задачи инструктора по физо.
- Образовательные:
– упражнять в различных видах ходьбы;
– упражнять в беге по кругу, лазании по гимнастической стенке приставным шагом.
– учить выполнять упражнения с мячом. - Коррекционные:
– развивать пространственную ориентацию.
Задачи учителя-логопеда и инструктора по физо.
Воспитательные:
– развивать умение действовать сообща.
Материалы и оборудование: предметные картинки, фланелеграф, мячи, гимнастические скамейки, 2 доски, 2 каната, 6 обручей, гимнастическая стенка, шишки, 2 корзины, магнитофон, конфеты “рафаэлло”.
Ход занятия
Дети строем входят в зал, встают в круг.
Организационный момент.
Инструктор по физо.
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая
называется “Игровая”.
– Беритесь за руки.
В центре ведущий – Трифон. Дети ходят по кругу и нараспев говорят слова:
У дядюшки Трифона было 7 детей, семеро сыновей.
Они не пили, не ели, друг на друга смотрели,
Разом делали, как я! Ведущий показывает движения. Например: катание на лыжах, лепка и бросание снежков, и т.д. [1, с.73]
Учитель-логопед.
– Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О
зимних забавах.)
– Когда мы играем в эти игры? (Зимой.) Ответьте мне на вопросы:
– Какое время года сейчас? (Зима.) Назовите зимние месяцы.
– Какое время года было до зимы? (Осень.) А какое будет после? (Весна.)
– Сколько времен года вы знаете? (4.) Назовите их.
– Молодцы!
Вводная часть и О.Р.У.
Инструктор по физо.
К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.
– Построились, пошли на прогулку.
Мы шагаем, мы шагаем, кверху руки поднимаем (Ходьба с движениями рук вверх, в стороны, вниз.)
В стороны их разведем, вниз опустим и пойдемМы шагаем по сугробам (Ходьба с выпадами.)
По сугробам крутолобым.Поднимай повыше ногу, (Ходьба с высоким подъемом колена.)
Проложи себе дорогу .На коньках мы заскользим,( Легкий бег.)
Друг за другом побежим.Не боимся мы пороши – (Руки в стороны, хлопок перед собой.)
Ловим снег, хлопок в ладоши!Руки в стороны! По швам!
Снега хватит вам и нам! (Берем снежки из корзины.)Вверх подбрось ты свой снежок, (Подбрасывать мяч вверх и ловить двумя руками.)
И подбрось его, дружокВыше ногу подними (Переложить мяч под ногой из одной руки в другую.)
И снежок переложиТы снежок всем покажи. (Повороты вправо, влево с перекладыванием мяча из одной руки в другую.)
Вправо, влево поверниСо снежком ты приседай: (Приседания, вытягивая руки с мячом перед собой.)
Сели, встали! Не зевай!Потянулись за снежком – (Наклон вперед, прогибать спину, потянувшись за мячом.)
Спину хорошо прогнемДружно дети наклонились, (Наклон, мяч положить на пол; выпрямиться.)
И снежки все положили.Дружно встали – раз, два, три! (Наклон, поднять мяч; выпрямиться.)
Вот снежочки, посмотри!Размахнись рукой – бросок! (Метание, стараясь попасть мячом в корзину.)
Прямо в цель летит снежок!А теперь скорей за дело – (Разные виды прыжков в чередовании с ходьбой.)
Будем прыгать мы умело!
Учитель-логопед – игра на развитие речевого дыхания и голоса
Носиком сейчас вдохните и дыхание задержите.
Выдыхаем воздух ртом, “ПЫХ” мы говорим потом.
Воет вьюга: З-з-з-з-з-з (с усилением звука).
Застонал лес от вьюги: М-м-м-м (тихо,высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: М-м-м (громко, низким голосом).
Стонут березы: М-м-м (тихо, высоким голосом).
Шумят ели: Ш-ш-ш. Стихает вьюга: С-с-с-с.
– Молодцы, потрудились, устали, и мороз вам нипочем!
Основная часть.
Инструктор по физо.
– А это мы сейчас посмотрим. Ребята отправляемся в зимний лес, где нас ждут разные препятствия.
Итак, в путь…(бег в рассыпную, строимся, рассчитываемся на первый второй, расходимся).
Выполняем следующее задания (поточно, несколько раз) :
– Проходим по канату;
– прыгаем с кочки на кочку (обручи);
– поднимаемся в гору (ходьба по наклонной доске);
– залезаем на дерево, (гимнастическая стенка);
– берем шишку и помогаем белочке забросить ее в дупло (корзина);
– перелезаем на другой пролет гимнастической стенки;
– слезаем вниз;
– выбираем одну картинку (на полу стоит поднос с картинками), которая относится
к зиме, зимним забавам;
– кладем ее на спину;
– ползем по бревну (скамейке) на животе, подтягиваясь руками;
– прикрепляем к фланелеграфу картинку.
– Молодцы! Преодолели все сложные препятствия, а теперь давайте посмотрим на картину-коллаж, которая у нас получилась (приглашает логопеда).
Учитель-логопед – работа над интонационной выразительностью речи:
– Давайте посмотрим, получилась ли у нас зимняя картина?
– Все ли здесь правильно? Давайте проверим .
– А теперь вместе скажем: “У нас получилась зимняя картина!”
(Громко – тихо, с восклицательной и вопросительной интонацией.)
Инструктор по физо.
– Пришла пора поиграть.
Подвижная игра “Два Мороза”.
На противоположных сторонах физкультурного зала обозначаются два “дома”; в одном из “домов” располагаются играющие. Посередине зала лицом к ним становятся два водящих. Они произносят:
– Мы два брата удалые, Два Мороза удалые.
Первый ребенок. Я Мороз – Красный нос!
Второй ребенок. Я Мороз – Синий нос!
Оба водящих. Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?
Играющие отвечают хором:
– Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз!
После этого дети перебегают в другой “дом”. “Морозы” стараются догнать их и “ заморозить” (дотронуться рукой). “Замороженные” останавливаются на том месте, где их настигли “Морозы”, и стоят до окончания перебежки. “Морозы” подсчитывают, сколько играющих им удалось заморозить. Игра повторяется 2– 3 раза [1, с. 72]
Заключительная часть.
Учитель-логопед – психогимнастика: под спокойную, негромкую музыку выполняют мимические упражнения.
– Молодцы! Мне понравилось, как вы занимались.
– Где вы были? (В зимнем лесу.)
– Там было холодно? (Да.) Покажите, как вам было холодно.
– Вам было весело? Покажите.
– Вы удивлялись красоте зимнего леса? Покажите.
– Вам грустно оттого, что животным в лесу холодно и голодно? Покажите.
– Животные сердятся из-за того, что у них мало еды? Покажите.
– Что мы сегодня делали? (Играли, повторяли про зимние забавы, и т.д..)
Спасибо за занятие. Я хочу вас угостить сладкими снежками (конфеты “рафаэлло”), которые вы съедите в группе.
Инструктор по физо:
– Ребята, вы хорошо позанимались в зале, а продолжить зимние забавы вы можете на прогулке.
Дети выходят строем из зала, проходя по дорожкам здоровья.
Использованная литература:
- Ю.А.Кириллова, М.Е.Лебедева, Н.Ю.Жидкова “Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР”; Санкт-Петербург “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005 год.
- М.Ю.Картушина “Зеленый огонек здоровья”; Санкт-Петербург “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004 год.