Любой учитель первой ступени образования сталкивается в своей работе с рядом проблем. Одна из них – участившиеся случаи замен одной буквы на другую при письме и чтении. Особое место среди этого типа ошибок занимают буквы рукописного шрифта, имеющие кинетическое сходство (и-у, б-д, п-т, х-ж, л-м и др). Эта проблема волнует родителей, над ней активно работают логопеды школ, а я хочу обратить внимание на некоторые упражнения, которые могут использовать не только логопеды, но и учителя начальной школы, и родители для работы над дифференциацией букв (на примере букв и-ш).
Перечень включает в себя упражнения и задания для работы по различению букв разного шрифта в различных позициях и условиях, формирование пространственных функций, развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса, а также развитие процессов, являющихся фундаментом письма и чтения.
1. Разминка:
1) Ориентирование в пространстве (достать правой рукой до левого уха, левой рукой постучать по левой коленке и т.п.; попрыгать на правой ноге, повернуться налево и т.п.;
2) На альбомном листе разложить геометрические фигуры, вырезанные детьми из цветной бумаги, в порядке, который указывает взрослый: красный круг положить в правый верхний угол, зеленый треугольник – в нижний правый, между ними положить желтый ромб, под ромб – синий овал и т.д.;
3) Назови:
- какой день недели сегодня, какой будет послезавтра, какой был позавчера…
- какое время года сейчас, какое было до него…
- какой сейчас месяц, как называется третий месяц в году, четвертый…
- название учебного заведения (школа), выдели первый звук;
- первый летний месяц (июнь), выдели первый звук;
4) Продолжаем разминку, все ответы будут начинаться на выделенные ранее звуки:
человек, изучающий рыб (ихтиолог); домашняя птица (индюк); картинка в книге (иллюстрация); детское занятие (игра); камень зеленого цвета (изумруд); одежда (шарф); мебель (шкаф) и др.
2. Вспомнить на какие звуки начиналась ответы на последние вопросы разминки, обозначение этих звуков буквами найти в наборе карточек. В набор для данного занятия входят карточки с буквами и ш во всех вариантах написания (строчные, заглавные; печатные, рукописные). Разложить карточки на две группы, объяснить принцип распределения. Важно, чтобы дети понимали, что одни и те же буквы можно сгруппировать по-разному: в 1-й группе – карточки с буквой и во всех вариантах написания, во 2-й группе – ш -; в 1-й группе - все печатные, во 2-й – все рукописные; в 1-й – все заглавные, во 2-й – все строчные;
3. Выложить буквы рукописного шрифта из разных материалов (на выбор): из бусин, из пуговиц, из счетных палочек, из крупы, при помощи шнурка, вылепить из пластилина; написать буквы точками (пунктирными линиями), затем обвести карандашом другого цвета.
4. Подчеркнуть в строке букву, которая задана в образце и стоит в ряду первой:
И иИИШИшлиИЩиШНПИин
Ш ИшШИшиИШиШмИиШшщ
и ИиИииШшИшшшиииищши
а в следующей строке подчеркнуть рукописную букву и двумя чертами, а рукописную букву ш тремя чертами:
Иишишиишшиш ;
5. Заполнить таблицу по образцу. Совместно с ребенком сделать вывод о том, что такое обозначение появилось в таблице не случайно, а по количеству одинаковых в буквах элементов – наклонных линий. Задания № 5, 6, 7 рекомендуются, если подобные упражнения не выполнялись при дифференциации букв т-п известными в логопедии приемами.
и | // | ш | |
ш | /// | и | |
ш | и | ||
и | ш |
6. С учетом опыта предыдущих заданий расшифруйте слова и запишите
иде /// ь
беж // /// ь
лет // /// ь
– Что объединяет эти слова? (Обозначают действия предметов, во всех словах есть буква ш, все слова оканчиваются на -ь …)
7. Зашифровать слова: жизнь (ж // знь), шесть (///есть), карандаш (каранда///) …
Организовать взаимопроверку в парах или группах (одна группа зашифровывает слова, другая – расшифровывает; затем группы меняются ролями);
8. Физминутка:
- На полу разложены карточки с буквами. Нужно прыгнуть и оказаться над карточкой. Придумать слово, в котором при написании встретится буква, над которой после прыжка оказался ребенок;
- Рука слегка согнута в локте, в воздухе пишем буквы, следим за рукой глазами. Написать буквы надо в следующей последовательности: ишШИиш, запомнить. Записать данную строчку в тетрадь по памяти.
9. Работаем со словами, которые записаны на ленте рукописным шрифтом следующим образом:
шапкишарфшубкигалоши
- исправить ошибки при помощи ножниц (отделить слова друг от друга);
- определить лишнее слово, объяснить свой выбор;
- записать слова, которые стоят во множественном числе, разделить их на слоги;
- к слову, которое стоит в единственном числе подобрать однокоренные, обозначить в них ударение;
- составить предложение с одним из слов, проиллюстрировать предложение (возможны и другие варианты работы);
10. Работа с предложением. Вставить пропущенные в словах буквы, объяснить значение пословицы:
С кн*гой поведе*ься – ума набере*ься.
11. Подведение итогов:
- какое задание понравилось?
- какое задание показалось трудным (почему)?
- что общего и в чем отличие в написании букв, которые мы тренировались различать?